Фискально-налоговое регулирование предпринимательства
Целью налоговой политики страны должно быть создание таких финансовых условий для осуществления предпринимательской деятельности, которые бы способствовали повышению эффективности производства и накоплению капитала для инвестирования. Доходы бюджетов должны формироваться не за счет ужесточения налоговых требований в отношении налогоплательщиков, а за счет расширения их хозяйственных оборотов, доходов и имущества.
В настоящее время государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности основана чаще всего на использовании налоговых преференций и льгот: инвестиционного налогового кредита, предоставления налоговых каникул, ускоренной амортизации, инвестиционных субсидий, льгот при косвенном налогообложении, сниженных ставках таможенных пошлин. Самой простой и эффективной является система инвестиционного налогового кредита, предусмотренная Налоговым кодексом РФ. Ее сущность основана на таком изменении срока уплаты налога, при котором налогоплательщику-предприятию предоставлена возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, но при наличии установленных Кодексом оснований. Такой кредит может быть предоставлен предприятию в части налога на прибыль либо по местным или региональным налогам на срок до 5 лет. Предоставление организации-налогоплательщику налогового кредита возможно лишь в строго оговоренных налоговым законодательством случаях. Такими случаями являются: причинение предприятию ущерба, наступившего в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных форс-мажорных обстоятельств, задержка оплаты выполненного объема работ в рамках государственного заказа, выделения финансирования из бюджета, угроза банкротства в случае единовременной уплаты предприятием налога.
Применение инвестиционных скидок может осуществляться в виде понижения ставок по налогам. В отличие от налогового кредита сумма инвестиционной скидки определяется в виде налоговой ставки, а не в абсолютной сумме.
В свою очередь, частичное или полное освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога в течение какого-либо периода времени после инвестирования средств представляет собой налоговые каникулы. Налоговые каникулы уступают в преимуществе инвестиционным скидкам и налоговому кредиту, поскольку являются менее действенным и эффективным инструментом привлечения капитала в той или иной форме. Ускоренная амортизация также является одним из способов стимулирования предпринимательской деятельности государством. Суть ускоренной амортизации состоит в списании более 2/3 первоначальной стоимости объекта в течение половины срока его службы. Начисление амортизации по повышенным нормам увеличивает себестоимость производимой продукции, а значит, снижает размер налогооблагаемой прибыли, в результате чего возникает налоговая отсрочка. В первые годы использования объекта амортизации величина отчислений велика, соответственно, размер фактически уплачиваемых налогов - мал. Далее, по мере снижения суммы амортизации, реальный размер налогов будет расти (в сравнении с уплачиваемыми налогами в случае применения линейной амортизации). В результате временное применение ускоренной амортизации может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, в целях получения эффекта в будущем, вероятно, захотят вложить свой капитал.
Разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов являются инвестиционные субсидии, которые есть не что иное, как возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, которые получены для реализации одобренных проектов или на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Возмещаемая часть указанных затрат может составлять 2/3 ставки кредита, но не должна превышать 2/3 действующей ставки рефинансирования Банка России. Предоставление инвестиционных субсидий является весьма рискованным для бюджета, так как бюджетная эффективность таких субсидий может оказаться отрицательной. Следовательно, система стимулов должна быть научно обоснованной и базироваться на хорошо отлаженном механизме налогообложения.