VIII. 1701 г. 29 июня. Письмо отца Франциска Эмилиана, миссионера в Москве. Без адреса. Копия

Достоуважаемый господин! В этом письме я желаю только сообщить вашему преподобию, что 5 июня уже нам передано содержание и на этот текущий год мы свободны от забот и тягостей, за что воссылаем тысячу благодарений Богу, а после Бога его преосвященству и всем другим, радеющим о нас. О, если бы и на будущее время в такой же мере заботились о миссии, что действительно крайне необходимо. Покорнейше просим также, благоволите при удобном случае дать сведения об остальных пунктах, которые я переслал вам через аптекаря князя Петра Голицына, именно: не прибудет ли к нам хороший холостой [68] человек, который мог бы быть здесь учителем, а также, не найдется ли какая либо добрая душа, которая приложила бы какое либо пособие для нашей церкви, содержание которой обыкновенно состоит из следующих издержек: 50 рублей или 150 флоринов дается учителю; 8 рублей или 24 флорина — старухе, которая стирает церковные вещи; 12 р. или 36 флорин. сакристиану; кроме того нужно доставлять для священнодействия вино, воск, а зимой нужны дрова, чтобы в церкви было тепло в праздничные и воскресные дни; также нужны деньги на уплату повинностей, на починку зданий, на закупку дерева и проч. Из нашего содержания мы делаем издержки на починку крыш, потому что община теперь не имеет на это денег. Миссия будет счастлива, если получит на это средства. Главнейшая часть наших прихожан — офицеры и лекаря. Числа их никогда нельзя брать во внимание: сегодня они живы, завтра мертвы, так как они подвергаются многим опасностям, и вследствие этого наш храм постоянно колеблется, то возвышается, то ниспадает; в одно время поднимается, в другое опять опустится; никогда не стоит твердо в одном положении, против чего легко можно было бы найти средство, если бы было устроено какое либо прочное обеспечение. Мы хорошо знаем, что заграницей на весьма небольшие добрые дела часто тратятся сотни и сотни. Мы надеемся, что Бог побудит чье либо сердце собрать сколько нибудь денег для св. невесты Христа, которая стонет и вздыхает в этих пустынях Европы.

Сообщаю еще, что у нас здесь случилось неслыханное событие. При нашем торжественном въезде в Москву, с архиепископом Анкирским Пальмой отправлялся в Персию один миссионер. Когда я был в Азове, он в это время возвратился с епископом Илией и не хотел уезжать с ним из этого государства, жил здесь безобразно, ни разу (я знаю наверное об этом) в продолжение пяти месяцев не ходил на исповедь и не служил обедни. Он распространял между еретиками удивительные вещи о католических миссионерах и обещал князю Борису Голицыну раскрыть все непотребства, какие будто делал вышеназванный [69] архиепископ; но замечательное благоразумие побудило князя отвернуться от этого безрассудного человека. Пробовал он делать тоже у почтенного господина Поборского, духовника светлейшего царя, но и там не нашел готовности слушать; наконец и на нас он сделал нашествие и, удаляясь, расточал угрозы, что поднимет заграницей против нас бурю, и он может это сделать, если что либо возбудит в нем страсть потщеславиться ложными известиями. Все это я желал сообщить для поправки его показаний. Если бы он даже не наделал ничего другого сверх того, что нам известно, то и за это он заслуживал бы, чтобы не давать его словам никакой веры. Его очень хорошо знает господин епископ Илья. Имя его Вильгельм Де-Брюг.

Носится слух, что сюда прибудет из наших стран, не знаю, посол ли, или уполномоченный или резидент. О, если бы это была правда! Теперь всякий полагает, что можно, делать против нас все, что угодно. Уже кальвинисты собственною властию отняли у нас двух сирот. Ни откуда никакой помощи, ни откуда никакой защиты! Если так будет продолжаться дальше, то мы скоро должны будем совсем закрывать нашу лавочку. О, если бы мы имели хотя одного человека с каким либо значением! Вся надежда теперь на Бога. Удостойте нас, умоляю, ответа в одну или две строчки. Уже в продолжение года мы не видели ни одного письма к нам из заграницы. 23 июня 1701 г. Покорнейший слуга и клиент, отец Франциск Эмилиан, императорский миссионер в Московском государстве.

IX

Наши рекомендации