Тема 11. Государственный кредит
- Сущность и значение государственного кредита
- Виды и формы государственного кредита
- Государственный долг
1.Государственный кредит представляет собой отношения заимствования временно свободной стоимости, обязательным участником которых является государство. Государство чаще всего выступает в роли заемщика (государственный займ) или гаранта. Цель привлечения средств государством:
- покрытие бюджетного дефицита;
- регулирование денежного обращения;
- аккумуляция средств для инвестиционных программ.
Цель предоставления гарантий: государственная поддержка предпринимательской активности, поддержка займов на определенном территориальном уровне.
Цель кредитования: поддержка воспроизводственных функций государственных предприятий и некоторых стратегически важных для государства отраслей или предприятий. Кредит может предоставляться также и населению с целью реализации социальной политики государства.
Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. Поэтому привлекаемые ресурсы передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Эта практика является более целесообразной в сравнении с эмиссией денег, следствием чего является инфляция.
По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственные заимствования необходимо осуществлять только тогда, когда исчерпаны остальные возможности формирования доходов или необходимо снизить налоговое бремя. При этом обязательно должна функционировать система эффективного и результативного использования заемных средств.
Источники погашения ссуд:
- доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные процессы;
- дополнительные поступления от налогов;
- экономия средств от сокращения расходов;
- эмиссия денег;
- привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Обеспечением государственного кредита выступает все имущество, которое имеется в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.
Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны Украины выступают:
- Кабинет Министров Украины;
- Органы власти АРК;
- Органы местного самоуправления;
- Министерство финансов Украины (в частности, Государственное казначейство),
- НБУ.
Государственный кредит является источником привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, оказывает влияние на денежное обращение и процентную ставку через операции на открытом рынке.
- Виды и формы государственного кредита.
Государственный кредит бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний государственный кредит представляет собой отношения заимствования между государством и субъектами других стран. Внутренний государственный кредит – между государством и субъектами данный страны.
Основной формой государственного кредита является государственный займ.
По правому оформлению государственный займ делится на виды:
- государственный займ, обеспеченный выпуском ценных бумаг (облигации и казначейские обязательства (векселя).
- государственный займ, предоставляемый на основе соглашения.
Облигация – это средне или долгосрочное долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки кредиторам возвращается долг и выплачивается доход в форме процента, выигрыша или путем оплаты купонов. Цель – покрытие бюджетного дефицита и конкретные проекты.
Казначейские обязательства (векселя) – краткосрочное долговое обязательства на покрытие бюджетного дефицита. По ним выплачиваются проценты. Реализуются только физическим лицам. Срок погашения до года, среднесрочные – до 5 лет.
Государственный заем на основе соглашения – это, как правило, кредиты, предоставляемые правительством других стран, международными организациями и финансовыми институтами.
По субъектам кредитных отношений государственные займы делятся на те, которые размещаются:
- центральными органами управления;
- местными органами управления.
По месту размещения:
- внешние займы – предоставляются лицами других стран, международными организациями и финансовыми институтами;
- внутренние – внутри страны.
По срокам привлечения средств:
- краткосрочные (погашаются до 1 года для , как правило, покрытия временных кассовых разрывов);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (5 лет и выше).
По признаку обеспеченности:
- закладные (облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом);
- беззакладные (облигации не обеспечиваются ничем конкретным).
По форме выплаты доходов:
- процентные – собственники получают твердый доход, ежегодно, путем оплаты купонов, или одноразово при погашении суды путем начисления процентом на номинальную стоимость ценных бумаг;
- выигрышные – доход получается в форме выигрышей в момент погашения облигации по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей;
- беспроигрышные – гарантируют выигрыш на каждую облигацию в течение срока действия ссуды.
По методу определения дохода займы делятся на обязательства:
- с твердым доходом – ставка процента фиксируется на весь период;
- с плавающим доходом – ставка процента зависит от разных факторов, например от спроса и предложения на эти ценные бумаги на финансовом рынке.
3.Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Его сумма состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам, выдаваемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.
Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.
Текущий – сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих уплате в этот период процентов по всем ранее выпущенным займам. Капитальный долг – сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по ссудам. Внутренний долг - задолженность кредиторам данный страны. Внешний долг – задолженность кредиторам других стран.
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. возможности погашения долгом.
Существует несколько способов регулирования заемной политики:
- конверсия
- консолидация
- унификация
- отсрочка погашения
- реструктуризация
- аннулирование.
Конверсия – изменение доходности ссуд. Осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда не возможно выплатить предполагаемый доход.
Консолидация – передача обязательства по ранее выпущенному займу на новый заем с целью продления срока ссуды (обмен старых облигаций на новые).
Унификация – объединение нескольких займов в один с целью упрощения управления государственным долгом.
Отсрочка погашения – перенос сроков выплаты задолженности.
Реструктуризация – использования в комплексе полностью или частично названых выше методов.
Аннулирование – отказ государства от своей задолженности.
Основной задачей финансовой политики Украины является постепенное уменьшение долгового давления на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Однако большой размер долга создает угрозу финансовой безопасности страны.
Внешняя угроза:
- возрастание внешней задолженности;
- вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций;
- негативное сальдо торгового баланса;
- дефицит платежного баланса;
- зависимость национального финансового рынка от мирового.
Внутренняя угроза:
- рост внутреннего государственного долга;
- неэффективность налоговой системы и массовой уклонение от уплаты налогов;
- бюджетный дефицит;
- неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы;
- кризис платежей;
- низкий уровень инвестиционной деятельности.