Долгосрочные цели работы с крупным клиентом
Выше мы говорили о том, что прибыльность работы с крупным клиентом может быть низкой, а вот риски, на которые вы не можете повлиять, всегда будут высоки. В результате с точки зрения стратегии оптимально будет сделать отношения с клиентом как можно более долгосрочными.
Наиболее эффективный способ в данном случае — реально или виртуально интегрировать ваши продукты в бизнес клиента. Например, вы можете выпускать уникальную модификацию продукта, «заточенную» именно под конкретного клиента, или взять на себя (за соответствующую оплату, безусловно) все работы по сервисной поддержке его продукции. В результате деятельность вашей компании должна стать важным звеном в бизнесе крупного клиента, что заставит его серьезно подумать, прежде чем принять решение о поиске альтернативного поставщика. Идеально, чтобы ваша компания имела определенный опыт, персонал или оборудование, которые позволяли бы выполнять некие необходимые клиенту работы по ценам ниже, чем если бы он выполнял их сам. Ну и как наиболее кардинальный метод можно попробовать продать часть вашего бизнеса крупному клиенту, чтобы ваша компания однозначно воспринималась «своей».
То, что написано выше, конечно, верно и для всех остальных клиентов, но поскольку установление долгосрочных взаимоотношений требует серьезных затрат с вашей стороны, более эффективна такая стратегия именно в работе с клиентами, от которых вы ожидаете больших доходов
Использование результатов работы с крупными клиентами.
Этому стоит уделить особое внимание, так как те повышенные затраты, которые вы несете, являются и своеобразными инвестициями
214_______________________________________________ Управление продажами
в маркетинг. Сотрудничество с крупным клиентом может принести вам пользу по нескольким направлениям:
♦ отзывы о вашей работе, истории успехаи т. п. могут быть подго
товлены по результатам работы с крупным клиентом;
♦ упоминание крупным клиентом вашей компании в числе его
поставщиков— данная информация может быть размещена в
пресс-релизах, статьях, на сайте крупного клиента. В результате
все его партнеры узнают о вашей компании;
♦ посещение крупного клиента вашими потенциальными клиен
тами— если новый клиент сомневается в качестве ваших товаров
или услуг и хочет посмотреть, как все работает на практике, а не в
рекламных буклетах, вы можете (по согласованию с соответству
ющими сотрудниками крупного клиента) устроить потенциаль
ному клиенту экскурсию к крупному клиенту. Имидж крупного
клиента дополнительно уверит потенциального клиента в ваших
словах. Аналогично вы можете приглашать сотрудников крупно
го клиента выступать на ваших рекламных семинарах, цитиро
вать их высказывания в ваших рекламных материалах и т. п.;
♦ приглашение представителей крупного клиента на ваши PR-ме
роприятия и неофициальные встречи— наличие специалистов
крупного клиента повысит интерес к вашим мероприятиям со сто
роны СМИ и других потенциальных клиентов.
Понятно, что для реализации части этих возможностей вам потребуются либо просто хорошие отношения с клиентом, либо бюджет на «премирование» соответствующих сотрудников. И, конечно, стоит использовать эти возможности аккуратно, чтобы не навредить вашим основным деловым отношениям с клиентом.
Глава 14
Мифы о продажах
Перед тем как читать последнюю главу в этой книге, заполните небольшую анкету, выразив согласие или несогласие с приведенным утверждением (табл. 29).
Таблица 29 Анкета
Вопрос | Вариант ответа | |
Хороший продавец может продавать что угодно | □Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
Чем больше контактов с клиентами, тем больше продаж | □ Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
При продаже лучше всего выходить сразу на генерального директора или другое лицо, принимающее решение по данному вопросу | □ Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
«Открытые» вопросы дают намного больше информации, чем «закрытые» | D Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
Важнейший навык продавца — умение завершить сделку | □ Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
Первые 60 секунд контакта с клиентом очень сильно влияют на результат сделки | D Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
Чтобы стать хорошим менеджером по продажам, надо им родиться | □ Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
Возражения заказчика - знак его заинтересованности в вашей продукции | □ Скорее ДА | □ Скорее НЕТ |
При продаже никогда не стоит сравнивать свой товар с товаром конкурентов | □ Скорее ДА | D Скорее НЕТ |
Больше внимания стоит уделять более крупным клиентам | □ Скорее ДА | D Скорее НЕТ |
Количество ответов | у = |
Данная глава почти целиком основана на статье Нила Рекхэма «Развенчание мифов: как на самом деле осуществляется большинство про-
216____________________________________________ Управление продажами
даж» {Rackham N. Mythbusters: How Major Sales are Really Made). О книге этого же автора мы расскажем в Приложении 2.
Ценность указанной статьи заключается в том, что она основана на результатах исследования, которое Рекхэм со своей командой проводил в течение 12 лет при поддержке IBM и других крупных компаний с целью определения тех факторов, которые в большей степени влияют на успех продажи. Исследование проводилось в 23 странах и содержит результаты анализа около 35 тыс. продаж. Более детально познакомиться с упомянутой статьей можно в Интернете по адресу: http://www.huthwaite.com.
А теперь посмотрим, как на анкету, которую вы только что заполнили, ответили бы исследователи из команды Нила Рекхэма.