III. Сущность проекта (информация о профиле деятельности компании).

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению курсовой работы по дисциплине

«Планирование на предприятии»

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»,

профиль «Экономика предприятий и организаций»

Разработка разделов бизнес-плана

Форма обучения – очная

Москва 2015

Рецензент: д.э.н., профессор каф. ЭУС Гумба Х.М.

Автор(ы): к.э.н. ,старший преподаватель Горобняк А.А.

Методические указания одобрены на заседании кафедры

____________________________________

Протокол № _______ от «___» __________ 2014__г.

Рекомендованы к изданию методической комиссией

(протокол № ___ от «___» ____________ 2014 г.)

Методические указания включают цель, задачи и порядок разработки разделов бизнес-плана создания нового предприятия, бизнес-плана развития существующего предприятия, ознакомление с этапами внедрения бизнес- плана, а также рекомендации по расчету основных экономических показателей при осуществлении бизнес- планирования.

Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения направления подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………...5

2. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……........8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………………………...… 13

П.1. показатели для расчета разделов бизнес-плана развития

предприятия………………………………………………………………………………14

П.2. Варианты для расчета бизнес-плана развития предприятия…...15

П.3. Исходные данные для расчета бизнес-плана создания нового

предприятия………………………………………………………………………………16

П.4. НОРМА АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ…………………………………...17

П.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………………………18

Введение.

Основная цель курсовой работы – ознакомление с бизнес-планом развития предприятия, его разделами, этапами разработки и внедрения. Задача студентов состоит в том, чтобы уяснить, для чего разрабатывается бизнес-план, разобрать его состав и структуру.

На основе исходных данных полученного задания студенты должны разработать бизнес-план развития строительного предприятия, действующего на рынке:

· Разработать баланс производственной мощности предприятия;

· определить ресурсы и издержки производства, проектируемую цену и рентабельность продукции;

· рассчитать основные показатели для экономического обоснования эффективного варианта развития предприятия;

· сделать вывод о степени эффективности предлагаемого бизнес-планом проекта развития предприятия по результатам расчетов.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии» способствует формированию следующих компетенций:

-ПК-1. Способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-ПК-2. Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

-ПК-3. Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.

Цель методических указаний – изучение процесса составления бизнес-плана развития предприятия, создания нового предприятия и механизмов реализации стратегий.

Бизнес- план определяет финансовые затраты на создание фирмы, подробное описание всех этапов становления- от возникновения идеи до ее воплощения в жизнь, а также программу действий на будущее.

В настоящее время понятие бизнес-плана входит в общую систему планирования деятельности предприятия. Он стал играть существенную роль не только на этапе создания, но и в процессе функционирования предприятия, так как позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности компании и определить направления ее развития.

В менеджмент предприятий вошел термин «бизнес-планирование», под которым понимается процесс определения целей развития предприятия, выявление проблем и способов их решения, включая планирование всех аспектов деятельности предприятия: снабженческой, производственной, сбытовой, финансовой.

Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях, при которых могут как привлекаться дополнительные финансовые средства, так и более эффективно использоваться имеющиеся ресурсы:

· создается новое предприятие или меняется собственник, в связи с чем разрабатывается стратегия развития;

· предприятию требуется капитал для дальнейшего развития. В этом случае в качестве заемных средств могут быть использованы все виды кредитов банков, заемные средства других организаций, долевое участие в строительстве других предприятий;

· происходят значительные изменения в работе предприятия – реконструкция, покупка нового оборудования, переход на выпуск новой продукции и т. д.

· существует необходимость оценки вероятности восстановления платежеспособности предприятия, находящегося в кризисном состоянии и сохранения его в качестве действующей бизнес-единицы без изменения направлений деятельности.

Существуют следующие разновидности бизнес-планов:

-бизнес-план инвестиционного проекта;

-бизнес-план создания нового предприятия;

-бизнес-план реструктуризации и финансового оздоровления предприятия;
-бизнес-план развития действующего предприятия;

-бизнес-план перепрофилирования деятельности предприятия.

В любом бизнес-плане должны быть отражены следующие моменты:

ü описание товара или услуги;

ü тип фирмы;

ü менеджмент;

ü маркетинг;

ü особенности функционирования фирмы;

ü финансы;

ü цели/задачи.

При возникновении обстоятельств и факторов, изменяющих условия деятельности предприятия, возникает необходимость в разработке бизнес-плана, позволяющего проанализировать сценарии развития предприятия или реализации инвестиционного проекта.

Курсовая работа предполагает выполнение студентом одного из следующих вариантов бизнес-плана:

Ø Бизнес-план создания нового предприятия;

Ø Бизнес-план развития существующего предприятия.

Направление бизнес- планирования для каждого студента определяется преподавателем. Исходные данные для выполнения курсовой работы по 25 различным вариантам представлены в Приложении 2.

Исходные данные для составления бизнес-плана нового предприятия представлены в Приложении 3.

Курсовая работа состоит из пояснительной записки с описаниями и расчетами по разделам бизнес-плана.

В процессе выполнения курсовой работы студентам необходимо последовательно разработать разделы бизнес-плана, выполнить соответствующие расчеты, провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы.

Пояснительная записка оформляется на листах формата А-4, шрифт- Times New Roman 14. Текст размещается на одной стороне листа. Размеры полей: левое – 2 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Используется полуторный межстрочный интервал.

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Студенту предлагается разработать бизнес-план строительного предприятия, которое занимается строительством жилья, либо предприятия , занимающегося выпуском строительной продукции любого вида.

Прежде, чем приступить к разработке бизнес-плана, студенту необходимо ответить на следующие вопросы и описать ответы на них во введении к бизнес-плану:

1.Что вы будете предлагать: товары или услуги.

2. Чем ваши товары или услуги отличаются от аналогичных?

3. Есть ли спрос на ваш продукт?

4. Решите, какого рода фирмой вы хотите управлять.

5. Выберите те юридические рамки, в которых будет действовать ваше предприятие.

6. Узнайте, какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы зарегистрировать вашу фирму.

7. Опишите в одной фразе основную бизнес-идею вашего проекта.

8. Проверьте, какие гарантии инвесторам вы можете предоставить.

После ответа на вопросы и формирования основной бизнес-идеи, можно приступать к разработке разделов бизнес-плана.

Бизнес план создания нового предприятия включает следующие разделы:

I. Титульный лист: название фирмы, юридический адрес, имена и адреса учредителей, суть проекта.

На титульном листе следует указать название фирмы, все контактные данные. Уже действующая фирма со своим фирменным знаком может поставить его на титульном листе. Если у вас есть партнеры, то их имена тоже следует указать.

Необходимо также сообщить, какой период охватывает бизнес- план – год, пять лет и т.п.

II. Резюме.

Данный раздел формируется на заключительном этапе разработки бизнес-плана и содержит его основные положения и финансовые показатели. Объем данного раздела не должен быть более 2-3 страниц. Резюме должно быть понятным, информативным, но сжатым конспектом основных пунктов бизнес-плана. Знакомясь с разделом, инвестор решает, насколько убедительна и интересна предлагаемая ему бизнес-идея и стоит ли продолжать изучение бизнес-плана. В разделе отражаются: цель проекта, новизна продукции, сведения об объемах продаж, стоимость и схема финансирования проекта, показатели эффективности проекта.

III. Сущность проекта (информация о профиле деятельности компании).

Содержит формулировку бизнес- идеи, характеристику свойств продукции, предлагаемой в бизнес-плане, описание применяемой технологии, определение сегмента потребителей, на которых рассчитана продукция.

Опишите вкратце структуру фирмы и систему управления ею. Если фирма уже функционирует, то следует коротко рассказать о ее истории. Объясните, чем рассчитывает заниматься предприятие и как собирается зарабатывать деньги.

Инвесторы могут не знать всех тонкостей вашего производства. Объясните все четко, не используя профессиональных терминов, если без них можно обойтись.

Наши рекомендации