Дайте характеристику основных периодов социалистического этапа развития налогового контроля (становления налогового администрирования)?
Какую роль в становлении налогового администрирования в России сыграли ранний период истории налогообложения и дореволюционный период развития налоговой системы?
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.
Дайте характеристику основных периодов социалистического этапа развития налогового контроля (становления налогового администрирования)?
Становление и развитие налогового администрирования осуществлялось одновременно с развитием налоговой системы. Его функционирование неотделимо от развития государства и общества как целостное явление.
В России становление и развитие налогового администрирования, следует рассматривать применительно к четырем этапам – начиная с конца IX в. и по настоящее время.
Первый период – это начальный этап становления налоговой системы и налогового администрирования в процессе развития налоговых отношений. Он отличался неразвитостью и случайным характерам установления налогов. В рассматриваемом начальном периоде на Руси были определены виды налогов, которые взимались у населения. Собираемые платежи имели признаки налога – безусловность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность взимания. Именно они являются исторической «основой» развития налоговой системы Российского государства.
Об эффективности налоговой системы в интересах развития экономики в рассматриваемом периоде не могло идти речи. Так как практически финансово-хозяйственные отношения не были развиты. На первоначальном этапе администрирование налоговых платежей носило случайный и бессистемный характер, преследуя только единственную цель по применению мер и мероприятий для удовлетворения потребности княжеского двора.
В дальнейшем администрирование приобретает более организованный и системный характер: определены уполномоченные органы по взысканию налоговых платежей; определён порядок обеспечения платежей в царскую казну; вырабатываются меры принудительного взыскания задолженности.
Особенностью второго периода становления и развития налоговой системы и налогового администрирования было то, что они перешли в новую фазу развития. Актуальность рассмотрения взаимосвязи налоговой системы и налогового администрирования и его эффективности в период экономического развития Российской империи обусловлена богатством исторического опыта налогообложения. Рассмотрение взаимосвязей позволяет не только более глубоко оценить динамику происходящего в данной области в сегодняшние дни и сделать определенные выводы о перспективах развития рассматриваемой проблемы в будущем, но и определить, какие эффективные методы и решения, а также удачные финансовые конструкции могут быть использованы в сегодняшней работе в налоговой сфере.
Исследование второго этапа развития налоговой системы и налогового администрирования позволяет сделать вывод о том, что налоговая политика государства с чёткой организацией налогового администрирования приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы, выразившийся в значительных налоговых поступлениях в казну за счёт количественного показателя налогоплательщиков, связан с бурным развитием промышленности в России. Безусловно, данный рост был обеспечен также за счёт применения мер налогового администрирования уполномоченным органом в сфере налогообложения в интересах хозяйствующих субъектов без обременения налогообложения. Улучшение собираемости налогов было осуществлено за счёт устойчивого развития российской экономики и эффективной организации работы уполномоченного органа по взысканию платежей.
Третий период характеризуется противоположными тенденциями развития налогообложения, налоговой системы и налогового администрирования при советской власти. Организация работы по налоговому администрированию в рассматриваемом периоде отличалась высокой организованностью со стороны уполномоченных органов.
Результаты анализа развития налоговой системы и налогового администрирования в условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов показали, что налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени, применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики, регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения.
Налоговая система превратилась в мощный дестабилизирующий фактор развития отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала процесс разбалансирования товарного рынка. В условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов, предпосылки роста эффективности налоговой системы отсутствовали.
Особенность администрирования налоговых платежей заключалась в том, что учёт налогоплательщиков осуществлялся путём регистрации финансовыми органами граждан, имевших доходы либо иные объекта налогообложения в СССР.
Четвертый этап развития связан с кардинальными преобразованиями в политической и экономической жизни России в начале 90-х годов XX в. Интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовала создания новой налоговой системы. Однако закладываемые при её формировании показатели, отвечающие уровню достаточно стабильных иностранных государств, уже с момента создания налоговой системы России не отвечали реальным условиям налогообложения и делали её неэффективной.
Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость, как минимум, сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, поскольку нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социальны программ. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сокращением доходов бюджета вследствие уменьшения налоговых поступлений, а с другой стороны – необходимостью компенсации за счёт бюджета растущих социальных издержек рыночных преобразований.
Постепенно по мере накопления опыта налогообложения «нерыночные» налоги отменялись, ставки на действующие налоги снижались, вводились новые права и гарантии для налогоплательщиков, смягчались меры ответственности. Однако в результате того, что налоговая система постоянно совершенствовалась, в законодательные акты необходимо было постоянно вносить изменения и дополнения, порой по нескольку раз в год. Как правило, изменения и дополнения имели так называемую «обратную силу», то есть распространяли своё действие на отношения, возникшие с начала года, в котором были приняты данные изменения.
Издавалось огромное количество нормативных документов, разъяснявших порядок применения законов и изменений к ним. В результате налоговая система была невероятно сложной и запутанной. Все эти годы российская налоговая система и применяемые меры налогового администрирования не обладали таким важнейшим качеством, как стабильность. Ситуация несколько улучшилась лишь после принятия вначале первой, а затем и второй частей Налогового кодекса.
Таким образом, четвертый этап развития налогового администрирования в России отличается радикальными политическими и экономическими преобразованиями, носит сложный и многоаспектный характер.
Взгляд на эволюцию налогового администрирования позволяет сделать вывод о том, что, в соответствии с изменениями политического и экономического устройства страны, по мере развития государства менялись и способы администрирования налогов и сборов. Совершенство и эффективность системы налогового администрирования в каждый период истории России зависели от степени развития государственного аппарата, социально-экономического уровня развития общества, самого государства и налоговой культуры населения.
Налоговое администрирование является обязательным атрибутом управления государственными финансами, предопределённым объективностью существования налоговых отношений как основного источника государственных доходов. Институт налогового администрирования выступает, с одной стороны, составным элементом организационной структуры уполномоченных контрольных органов, с другой стороны – важнейшей частью налоговой системы. Будучи неотъемлемой частью общественного регулирования, налоговое администрирование обеспечивает практическую реализацию фискальной функции налогов.
Ретроспектива становления и развития налогового администрирования в России
Этапы | Период | Содержание этапа | Характеристика основных событий этапа |
1. | конец IX в. – первая половина XVII в. | Развитие налоговых отношений. Становление налоговой системы | – заложение основ прямого и косвенного налогообложения; – замена натуральных платежей денежными; – с появлением российской государственности и централизацией власти в конце XV в. сложились предпосылки для создания специальных органов, ведающих сбором налогов в масштабе государства; – становление системы учета налогоплательщиков |
2. | вторая половина XVII в. – 1916 г. | Формирование и становление налогового администрирования в Российской империи | – попытка реализовать принцип справедливости налогообложения – раскладка податей на каждого плательщика-тяглеца производилась совместно правительством и обществом; – создано министерство финансов, основной задачей которого стало управление государственными доходами и расходами; – внедрение подоходного налогообложения; – введение особых местных органов финансового управления, на которых возложено было наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, всестороннее изучение податных сил населения; – учреждены должности податных инспекторов, которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов, пошлин и различных сборов на своих участках; – увеличение собираемости налогов |
3. | с 1917 г. по 1991 г. | Разрушение налоговой системы. Административные методы изъятия прибыли | – прекращение действия налогов в период военного коммунизма; – основное звено налоговой системы – налоговая инспекция – структурное подразделение районных и городских финансовых отделов; – управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов; – основная работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов |
4. | с 1991 г. – по настоящее время | Формирование налоговой системы и налогового администрирования, отвечающих рыночным отношениям | – эволюционное реформирование налоговой системы; – возрождение налоговой службы; – введение законов, регулирующих функционирование налоговой системы РФ; – принятие и введение в действие общей и специальной частей НК РФ; – внедрение информационных технологий и функциональная модернизация деятельности налоговых органов; – развитие технологий электронного взаимодействия с налогоплательщиками |