Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
Факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные
Существует два пути развития предприятия: экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный путь развития - способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.
Интенсивный путь развития - способ увеличения объемов производства за счет качественных факторов экономического роста: применение прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической информации; повышение квалификации работников.
Инновация -конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Понятие «новшество», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшествомпонимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
• использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
• внедрение продукции с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
• появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Девиз инновации - «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.
Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.
Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
• радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
• улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
• модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
• продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
• технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
• процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
• комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения:
• отраслевые;
• межотраслевые;
• региональные;
• в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
загрузка...
• реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
• стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности:
•кономического роста.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.
45. Инвестиции: понятие, состав, классификация.
Инвестиции.
Понятие инвестиций.
В Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ дается следующее определение инвестициям: "...инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты, предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта".
Существуют различные подходы к определению понятия «инвестиции». Это обусловлено спецификой конкретных этапов историко-экономического развития страны.
В Советской экономике термин не использовался, использовалось понятие «капитальные вложения». Был введен после 80-х гг. из зарубежной литературы и рассматривается 2 тождественных понятия «инвестиции» и «капитальные вложения».
Экономическая сущность инвестиций определялась 2-мя подходами: затратный метод (затратное воспроизводство, где производство на 1-м месте) и ресурсный (финансовые средства для вложения). Оба метода имели следующие недостатки:
1. статичность;
2. выделение 1-го какого-либо элемента (либо отдельно затраты, либо отдельно ресурсы);
3. приоритет отдельной стадии оборота средств (либо отдельно производство или финансовая сторона).
В западной экономической литературе все понятия «инвестиций» имеют общее получение инвестором дохода.
Также выделяют 2 стороны инвестиций:
1. ресурсы, с целью накопления дохода;
2. вложение (использование) ресурсов, обеспечивающих прирост капитала.
Инвестиции –денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, а также технологии, машины, оборудование, лицензии, товарные знаки и иное имущество, и имущественные права, а также интеллектуальные ценности, которые вкладываются в объекты предпр. и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального или иного вида эффекта (ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляющей в форме капитальных вложений» № 22 от 02.01.2000г.).
Инвестиции– (invests – от английского – вложения) - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые юридическими и физическими лицами в объекты предпринимательства и другие виды деятельности в целях получения дохода и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиции – это процесс взаимодействия 2-х или более сторон.
В современной литературе принято считать этот процесс использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов с целью выгодного размещения капитала; в результате размещения капитала образуются накопления, которые предшествуют инвестициям и являются их источником1.