Сущность государственного бюджета 4 страница
Акциз — это налог на товар, взимаемый на внутреннем рынке с производителя или продавца товара. Акцизы сформировались в период первоначального накопления капитала. При слабом финансовом аппарате и распыленности производства государству становится выгодным вводить систему откупов. При этой системе отдельные лица приобретали у государства право сбора налогов и других доходов. Для получения откупа они вносили в казну государства цену откупа —заранее обусловленную часть налога—и давали гарантию на определенную сумму. Вся собранная сверх этого сумма составляла их доход. Откупная система распространялась в основном на косвенные налоги — винный и другие откупы. Эта система приводила к разорению населения, обкрадыванию казны и чрезмерному обогащению откупщиков.
Нарождающаяся буржуазия повела яростную борьбу против системы откупов, так как она мешала свободной конкуренции. С их победой эта система заменяется акцизами. Взимание акцизов передается государству.
Взимание акцизов государством производилось в различных формах:
1) по сырью;
2) по полуфабрикатам;
3) по мощности оборудования;
4) по готовой продукции.
Акциз по сырью может применяться только в тех условиях, когда готовая продукция может быть произведена только из одного вида сырья. Но с развитием технологии готовая продукция может производиться из различного сырья (например, спирт производится из зерна, картофеля, патоки, торфа, опилок и т.д.). Поэтому начинает облагаться не сырье, а полуфабрикат. Так, если при первой системе подакцизным товаром при производстве сахара выступала сахарная свекла, то при второй системе — сироп.
Обе эти системы были выгодны крупным производителям, которые могли за счет дополнительных вложений добиваться более эффективного использования сырья и полуфабри-
катов. Основная тяжесть акциза падала на мелкую и среднюю буржуазию, у которой меньше возможностей для переложения налогов и которая платила относительно больший размер акциза (из-за неэффективного производства).
Более прогрессивной формой взимания акцизов являлось обложение по мощности оборудования.
Во всех трех видах облагается не фактическое производство продукции, а расчетное.
Противоборство мелких и средних капиталистов и необходимость увеличения доходов государства привели к переходу к обложению по готовой продукции. При этой системе, называемой индивидуальными акцизами, налог устанавливается на отдельные товары отдельно — на обувь, ткани, соль, спички и т.д. Буржуазия выступает за обложение акцизами товаров первой необходимости, а трудящиеся массы — товаров роскоши. Первоначально этот акциз выступал на поверхности в виде клейма или бандеролей, которыми обклеивались все реализуемые товары. Эти бандероли выкупались капиталистом у государства, и налог возвращался им при реализации товара. То есть государство получало свою долю сразу, еще до продажи товара. Буржуазия смогла отменить эту форму, и сейчас в подавляющем большинстве стран внешний вид товара не свидетельствует об акцизе, содержащемся в цене. Доля акцизов в цене основных товаров довольно велика. Так, в Германии еще в 30-е годы косвенные налоги в стоимости продуктов питания составляли 12%, одежды —16%, предметов домашнего обихода — 12%, квартирной платы — 10%. В настоящее время доля косвенных налогов значительно больше. Число подакцизных товаров в разных странах колеблется в пределах 20—30 наименований. Однако в настоящее время индивидуальные акцизы в большинстве стран занимают 10—15% в сумме косвенных налогов.
Различают три вида ставок индивидуальных акцизов: 1) единообразные — для товаров, сорта которых мало отличаются по качеству и уровню цен (сахар, соль и т.п.);
2) дифференцированные — для товаров, подразделяющихся на группы с существенными различиями по весу, крепости, качеству и другим признакам (пряжа, ткани, вина и
т.д.);
3) среднесложные — для однородных товаров, сорта которых имеют разные цены (табак, кофе, чай и др.).
Основная сумма акцизов (около 90%) в настоящее время поступает через универсальные акцизы, называемые налогом с оборота. Переход к универсальным акцизам объясняется как упрощением взимания акцизов, так и необходимостью скрыть акцизы в платеже, внешне выступающем в завуалированном виде налога с оборота.
В отличие от индивидуальных акцизов объектом обложения служит не отдельный товар, а валовой оборот промышленных или торговых предприятий.
Система универсальных акцизов строится либо по однократному принципу, когда налог взимается в каком-то одном звене (в торговле или промышленности), либо по многократному принципу, когда он уплачивается на каждой стадии производства или реализации (система „каскада"). При многократной системе объектом обложения выступает валовая сумма выручки (с налогом или без него). Облагаются обычно не только товары внутреннего производства, но и импортные. Ставки могут быть одинаковыми для всех оборотов (ФРГ) или различными для различных групп товаров (Франция, Италия).
Опыт применения этих налогов показал, что более рационально применять однократный принцип обложения, т. е. взимать налог в одном звене.
Наиболее совершенной формой универсальных акцизов является налог на добавленную стоимость, т. е. налог на стоимость, добавленную обработкой на конкретном этапе производства или реализации.
Впервые он был введен в Дании в 1967 году, а в 1968 году — во Франции и Германии. Сегодня он введен во всех странах „общего рынка" (в Англии с 1 апреля 1973 года).
Буржуазные экономисты считают, что этот налог лишен недостатков'всех предыдущих форм акцизов и содержит в себе все их положительные стороны. Он прост, легко переложим, носит всеобщий характер, обеспечивает крупные, регулярные и повсеместные поступления доходов в бюджет, благоприятствует монополистическому капиталу. Объектом обложения налогом выступает прирост цены изделия в процессе его производства или доработки сверх цены, по которой материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара, были приобретены у поставщиков. То есть, налогом облагается только новая стоимость — зарплата, взносы на социальное страхование, предпринимательская прибыль.
Стоимость средств производства исключается из облагаемого оборота (речь идет об амортизации).
Не облагается налогом экспорт.Тем самым конкурентоспособность определяется лишь уровнем издержек производства.
Исчисление налога производится по методу налогового кредита. Суть этого метода состоит в следующем: все обороты (кроме внутрифирменных) облагаются одинаковой ставкой. Фирма-плательщик уменьшает сумму налога на уже уплаченную фирмой-поставщиком сумму на предыдущей стадии. Налог уплачивается обычно по месячному обороту: из налога, приходящегося на общий объем реализации данного месяца, вычитается налог, ранее исчисленный по приобретаемой в этом месяце продукции (это отражается в счетах-фактурах и других сопроводительных документах).
Методом налогового кредита пользуются и в тех случаях, когда на промежуточных стадиях надо сократить налог без сокращения общей суммы поступлений от налога. В этом случае решающее значение приобретает ставка налога по последней стадии товаропродвижения, то есть в розничной торговле.
Пример:
Стадия продвижения товара | Стоимость закупок от поставщиков | Стоимость, добавленная обработкой | Налоговая ставка, % | |
1 вариант | 2 вариант | |||
1 II | / 0 | 1000 500 | 5 4 | 10 10 |
III | Ю |
Размер налога составит (в долларах): 1 вариант:
1 стадия: 1000 х 5% : 100 — 0 налогового кредита - 50.
II стадия: (1500 х 4% : 100) — 50 = 60 — 50 = 10.
III стадия: (3500 х 10% : 100) — 60 - 290.
Общее поступление в бюджет - 50 + 10 + 290 = 350.
2 вариант:
Этот же пример при применении одинаковых ставок.
I стадия: 1000 х 10% = 100.
II стадия: 500x10% = 50.
III стадия: 2000 х 10% = 200.
В обоих случаях сумма налога составляет 350 долларов. Но распределяется налог между различными стадиями производства и реализации по-разному.
Особенностью этой системы налогов является его всеобщность. Поэтому налог на добавленную стоимость тяжело ложится на плечи трудящихся. Доля налога в доходах выше у малообеспеченных слоев, ибо потребление предметов первой необходимости примерно одинаково в семьях с одинаковым количеством членов.
Фискальные монопольные налоги — это разновидность косвенных налогов, устанавливаемых государством на наиболее важные товары массового потребления. Государство в этом случае монополизирует либо производство, либо про-
дажу определенного товара (неполные фискальные монополии), либо и производство, и продажу (полные). Будучи монополистом, государство продает товары по ценам, значительно превышающим стоимость производства. Эта разница и есть фискальный монопольный налог. Как правило, такими товарами выступают соль, табак, винно-водочные изделия и т.д.
Примером неполной фискальной монополии может служить винная монополия в России. По закону от 6 июля 1894 года выделка спирта была сохранена за частными винокуренными заводами. Право владеть такими заводами имели только дворяне. Спирт-сырец поступал государству, которое перерабатывало сырец и само, и только само государство занималось продажей спиртных напитков.
В настоящее время фискальные монополии применяются в большинстве государств. Через них поступает до 10% косвенных налогов. Во Франции действуют фискальные монопольные налоги на таба.к, спички, пиво, спирт; в США — на спирт, в Германии — на вино и т.д.
Ставки по этому налогу не устанавливаются. Твердо фиксируется лишь продажная цена данного товара.
Фискальные монополии возникли из государственных регалий. Государственные регалии, т. е. особые привилегии и права главы феодального государства, вытекали из признания особого права монарха на земли, леса, недра, воды. Отсюда горная, водная, охотничья и другие регалии. Регалии в эпоху натурального хозяйства были основой государственных доходов. С переходом к товарно-денежным отношениям они и переродились в фискальные монополии, т.е. приняли денежную форму.
В разных государствах и в различные эпохи виды и количество фискальных монополий существенно меняется. Регалиями порождена и откупная система.
Таможенное обложение
Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары.
В настоящее время по происхождению различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.
ввозные пошлины устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка или предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов.
Вывозные пошлины Сохранились в слаборазвитых странах на сырье и некоторые другие группы товаров. Они ограничивают вывоз из своей страны.
Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через страну.
Внутренние пошлины присущи 4>еодальному обществу с его децентрализованной системой управления. Это прототип транзитных пошлин. Но являясь признаком отсутствия централизованного государства, эти пошлины способствовали усилению раздробленности государства. Буржуазия выступила против таких пошлин, ибо это сужало рынок сбыта и уменьшало её прибыли. В развитых странах таких пошлин нет.
Таможенные налоги обычно устанавливаются по видам товаров по определенным ставкам. Система таможенных ставок называется таможенным тарифом.
По характеру взимания ставки делятся на специфические, адвалорные и смешанные.
При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (с веса, объема, штуки и т.д.).
При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к цене груза.
И, наконец, смешанный тариф (коммулятивный), применяемый крайне редко, устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах. Так; в США на импортируе-
мые часы пошлина взимается по 25 центов за каждый камень и еще 65% стоимости часов.
С точки зрения международных отношений тарифы делятся на конвенционные (на основе соглашения между странами) и автономные (устанавливаемые отдельными странами в одностороннем порядке).
По целям таможенные налоги делятся на 7 видов.
Фискальные таможенные пошлины имеют целью обеспечение поступлений доходов в бюджет государства. В настоящее время чисто фискальных пошлин нет. Выполняя и эту задачу, пошлины имеют и другое назначение (экономическое и политическое).
В период становления капитализма пошлины были основным рычагом политики протекционизма, направленной на защиту развивающейся национальной промышленности. Протекционные пошлины применяются и в настоящее время. У развитых стран они вводятся либо по группам товаров, конкурирующих с аналогичными товарами внутри страны, либо по отдельным странам — для ограничения проникновения. Слаборазвитые и развивающиеся страны вводят также пошлины для ограждения нарождающейся отечественной промышленности.
Сверхлротекционизм — это система мероприятий государства, рассчитанная на установление препятствий для ввоза на внутренний рынок товаров из-за границы. Цель этой политики — создание на внутреннем рынке искусственного голода на тот или иной товар. Это не только обеспечивает повышение прибыли на внутреннем рынке, но создает условия для демпинга, т.е. продажи товаров на внешнем рынке по ценам ниже, чем на внутреннем (для завоевания рынка).
Сверхпротекционные пошлины ограждают обычно те группы товаров, которые составляют предмет экспорта.
Для противодействия политике сверхпротекционизма государства, против которых направлена эта политика, вводят антидемпинговые пошлины. При их помощи ликвидируются
условия для демпинга, т.е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.
Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.
Три последних пошлины имеют примерно одинаковый механизм, т.е. одинаково влияют на положение трудящихся. Механизм воздействия этой системы различен для производителей своей страны и зарубежных.
Преференциальные пошлины (предпочтительные) — это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран.
В противоположность преференциальным дискриминационные пошлины вводятся для ограничения ввоза с одной или группы стран. Обычно обе последних системы вводятся не на отдельные товары, а на весь импорт-экспорт. Эта система чаще носит не экономический, а политический характер.
В дополнение к таможенным пошлинам существует система таможенных сборов. Большинство таможенных сборов связаны со складскими операциями, санитарным контролем и т.д.