Сущность государственного бюджета 2 страница
В-третьих, по своей экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов.
В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Государственные расходы делятся на четыре основные группы:
1) расходы на социально-культурные нужды;
2) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
3) военные расходы;
4) расходы на управление.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
У ведущих капиталистических стран (кроме Японии) доля военных расходов (по всем источникам) доходит до 30% бюджета. Постоянную тенденцию к росту имеют расходы нав управление страной. Тенденцию к возрастанию имеют и затраты, связанные с проникновением на рынки других стран, т.е. на внешнеэкономическую экспансию ведущие капиталистические страны вынуждены направлять все возрастающие суммы.
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам.
По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:
1) расходы на сферу материального производства;
2) расходы на непроизводственную сферу;
3) расходы на создание госрезервов.
По целевому назначению государственные расходы делятся на:
1) расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники);
2) текущие затраты государства — расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.;
3) затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.
По экономическому содержанию государственные расходы делятся на следующие виды:
1) заработная плата;
2) стипендии;
3) пенсии и пособия;
4) медикаменты;
5) питание;
6) канцелярские расходы;
7) расходы на приобретение мебели;
8) расходы на текущий и капитальный ремонт и т.д.
По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.
По источникам государственные расходы делятся на три группы:
1) бюджетные ассигнования;
2) расходы за счет резервных и страховых фондов;
3) кредитные источники финансирования.
В государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование.
2. Расходы на социально-культурные нужды
К группе расходов на социально-культурные нужды относятся:
1) расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);
2) расходы на здравоохранение;
3) расходы на науку;
4) расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников;
5) расходы на социальное страхование (медицинское страхование, выплата пенсий и пособий, пособия по безработице и т.п.);
6) расходы иммиграционной службы;
7) расходы по участию в международных акциях социально-культурного назначения;
8) расходы на поддержку спорта и туризма. Приведенный перечень не является исчерпывающим. К
тому же размеры отдельных статей расходов и их роль в бюджете страны могут существенно отличаться как по странам, так и в динамике. Появление каждой из этих статей в составе расходов бюджета связано с экономической историей конкретного государства.
Так, в России политика открытых дверей, провозглашенная Петром I, привела к появлению в составе государствен-
ных расходов статей, связанных с созданием школ и обучением талантливой молодежи за границей. Борьба буржуазии Англии с королевской властью привела к включению в бюджет расходов на социальное страхование. Обращение российских деятелей науки и культуры к Президенту обусловило появление перечня культурных ценностей, объявленных народным достоянием и финансируемых соответственно из федерального бюджета.
Можно по-разному трактовать, почему правительства от-' дельных стран финансируют затраты на просвещение и здравоохранение. В советской финансовой науке это объяснялось классовой борьбой или переложением капиталистами на плечи трудящихся (через госбюджет и налоги) затрат по воспроизводству рабочей силы. В последнем случае объяснение давалось исходя из цены на рабочую силу. Бели рабочий будет оплачивать расходы на обучение детей из своей зарплаты, то капиталист будет вынужден платить рабочему с учетом затрат на обучение детей. Если за учебу детей будет платить государство, то эти затраты не будут включаться в цену рабочей силы.
Исключить такое объяснение нельзя. Но оно не будет исчерпывающим. В конституциях многих государств затраты на школьное и дошкольное образование, как и расходы на здравоохранение, объявлены неотъемлемым правом граждан. И это следствие естественного развития общества. Современная техника и технология (как и вооружение) требуют не просто грамотного рабочего, а рабочего с высоким уровнем подготовки. А если общество не может обойтись без таких работников, оно обязано их готовить, чтобы обеспечить непрерывный воспроизводственный процесс.
Финансирование школьного и дошкольного образования (кроме небольшого числа школ для особо одаренных детей и школ при посольствах) переложено на местные бюджеты. Однако через существующие в большинстве стран льготы в налогообложении значительный удельный вес в источниках
покрытия затрат школ занимают попечительские фонды и финансирование из различных общественных фондов. Отчисление на просвещение или здравоохранение, как правило, исключается из налогооблагаемого дохода физических и юридических лиц.
Во многих странах государство берет на себя расходы по просвещению наиболее нуждающихся групп населения. Господствующие классы и группы предпочитают обучать своих 'детей в привилегированных школах, окончание которых гарантирует поступление в престижные колледжи и университеты, открывает доступ в узкий круг общества.
Ограниченность бюджетных ресурсов, а государство всегда находится в состоянии поиска новых доходов для покрытия все возрастающих расходов, формализованность бесплатного обучения, желание определенных классов и групп населения дать своим детям более полное и разностороннее первичное образование приводят к все большему привлечению на нужды образования внебюджетных средств. Можно назвать всеобщей тенденцию возрастания роли внебюджетных ресурсов для организации первичного общего образования. Эта тенденция сопутствует росту доходов населения.
По экономическому содержанию среди расходов на просвещение преобладают расходы на зарплату, приобретение оборудования и мебели, расходы на строительство и содержание школьных зданий.
По общим принципам организации расходы на здравоохранение аналогичны затратам на просвещение. Учитывая сложности экологического характера и прозрачность государственных границ для распространения болезней, ведущие страны вынуждены тратить значительные ресурсы на профилактику заболеваний и исследовательские работы в области медицины. Кроме того, в отличие от просвещения, где расходы приближены к потребителям, в здравоохранении получило распространение (по ряду объективных причин) строительство крупных лечебных комплексов. Отсюда
И особенность организации затрат из бюджета — доля местных бюджетов в общей сумме затрат на здравоохранение ниже, чем доля местных бюджетов в расходах на просвещение.
Среди затрат на здравоохранение преобладают затраты на медикаменты, перевязочные средства и белье, на зарплату персонала, на питание больных, приобретение оборудования, строительство и содержание зданий и сооружений, приобретение мебели.
В развитых странах наблюдается тенденция сокращения контингента, имеющего право на бесплатные медицинские услуги. Такое право распространяется на беднейшие слои населения. Основная часть населения получает доступ к медицинским услугам через систему социального и медицинского страхования.
Система социального обеспечения по времени возникновения и включения ее в состав государственных расходов значительно „моложе", чем просвещение и здравоохранение. Первоначально система социального обеспечения носила характер защиты корпоративных структур. В настоящее время практически все государства в той или иной мере планируют в своих расходах и расходы на социальное обеспечение. Сюда включаются пенсии и пособия. Именно эти затраты первоначально вошли в состав государственных расходов. Трудно сказать, какие пенсии—военнослужащим или чиновникам — были назначены впервые. В России прообразом таких пенсий были наделы земли с крепостными.
В настоящее время характерной особенностью системы социального страхования большинства стран является долевое участие в создании фондов социального страхования самих работников, предпринимателей и государства. Таким образом, эти фонды имеют три источника образования. Это не обязательное правило. Соотношение этих источников может быть совершенно разным. Но, в принципе, это наиболее рациональная система создания этих фондов.
Расходы на социальное страхование включают в себя достаточно обширный перечень видов:
1) пенсии;
2) пособия по временной нетрудоспособности;
3) оплата лечения в стационаре;
4) пособия по беременности и уходу за ребенком;
5) пособия многодетным семьям;
6) льготы по налогам и возврату ссуд за второго и т.д. ребенка (в Китае действуют обратные правила);
7) пособия по безработице;
8) расходы по профориентации;
9) расходы по приему, размещению и обучению иммигрантов;
10) расходы по содержанию домов престарелых;
11) расходы по содержанию и лечению инвалидов и т.д.
Часть этих расходов финансируется из федерального бюджета, часть — за счет бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Размеры долевого участия населения определяются путем накопления статистического ряда и его обработки.
Немаловажную роль в увеличении доли государства и предпринимателей в расходах на социальное страхование играют сплоченность трудящихся, профсоюзное движение и тысячи других факторов.
3. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики
Современная система расходов государства на народное хозяйство и поддержку экономики имеет длинную историю.
В докапиталистических формациях за счет государственного имущества формировалась значительная часть доходов государства. Уже на рабовладельческой стадии развития государство располагало значительными земельными и лесными угодьями — шахтами, солеварнями, верфями и т.д. Государство являлось крупнейшим рабовладельцем. Собственность государства пополнялась в захватнических войнах.
В период феодальной раздробленности границы между доходами монарха и феодалов были условными, так как феодалы выполняли значительную часть государственных функций. Но доходы не главное богатство общества — земля и ее недра, леса и водные пути оставались в собственности государства (включая и феодалов).
С централизацией государственной власти происходит лишь концентрация основных производительных сил в руках государства. До победы буржуазии государство было крупнейшим собственником, в силу чего оно несло расходы по организации производства. Мы не анализируем соотношения доходов и расходов государства. В данном случае важно понять, что наряду с расходами на управление и военными расходами значительная часть расходов государства в силу сложившихся исторически условий шла в сектор экономики.
Капиталистическая система победила в результате научно-технического прогресса, предложив обществу более производительные технологии. Однако государство осталось крупнейшим собственником имущества. По ряду причин {важнейшая среди них — удовлетворение потребностей армии) государство вкладывает свои средства в создание государственных предприятий. К настоящему времени в большинстве стран сложилась система государственных предприятий двух типов — принадлежащих центральному правительству (или правительствам субъектов федерации) и местным органам власти. Во втором случае эта собственность называется муниципальной.
По характеру организации управления различают две группы государственных предприятий:
1. Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании. В этом случае государство покрывает все расходы предприятия, зачисляя в бюджет все доходы.
2. Автономные предприятия. Такие предприятия финансируются государством в случае убытков и для развития этих предприятия.
Исторически можно выделить следующие побудительные мотивы возникновения государственных предприятий:
1. Военные потребности дают толчок к развитию государственных оружейных и пороховых заводов, мануфактур, верфей, портов и т.п.
2. Необходимость увеличения своих доходов побуждает государство строить предприятия по производству предметов роскоши — фаро^оровые заводы, предприятия по производству гобеленов, шелковых тканей, часовые заводы и т.п.
3.,Из фискальных соображений государство монополизирует производство соли, спичек, табака, водки, других аналогичных товаров.
С развитием капитализма государство берет на себя расходы по организации важнейших отраслей инфраструктуры — железных дорог, почты, телеграфа, а также горных отраслей. Эти отрасли, непосредственно не создающие продукцию, но необходимые для функционирования всей экономики, требуют крупных единовременных вложений, которые не могли бы мобилизовать капиталисты на этапе первоначального накопления капитала. Кроме того, отрасли инфраструктуры имеют низкую рентабельность,' окупаются за длительный период времени. Но раз общество не может обойтись без продукции и услуг этих отраслей, а капиталистам невыгодно вкладывать средства в эти отрасли, то эти расходы берет на себя государство.
Таким образом, можно выделить три основные причины возникновения государственных предприятий в домонополистическую эпоху:
1. Экономические причины. С развитием капитализма в различных странах возникает потребность в средствах сообщения и отдельных отраслях, а размеры индивидуальных накоплений не позволяют частным предпринимателям организовать производство и обслуживание в необходимых масштабах. Поскольку их отсутствие сдерживает развитие и других отраслей, государство берет на себя строительство таких объектов. Кроме стимулирования роста внутреннего
капитализма, эти отрасли создают необходимые предпосылки для выхода на международный рынок, привлекают иностранные капиталы и товары.
2. Политические причины. По политическим причинам государство развивает предприятия военного назначения, телеграф, телефон и почтовую связь. Эти отрасли в свою очередь дают толчок развитию ряда смежных отраслей, снижая затраты частных предпринимателей.
3. Фискальные причины. Ряд отраслей (добыча золота, соли и др.) государство развивает в силу ограниченности ресурсов или высокой доходности. Пользуясь своими правами, государство объявляет эти отрасли своей монополией. Классический пример такой монополии — винная.
В современную эпоху развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающихся странах. Пользуясь политическими и экономическими рычагами (в основном через ссудную политику), ведущие страны навязывают более слабым государственные вложения в добывающие отрасли и аграрный сектор, превращая их тем самым в потенциальные рынки сбыта. Такая политика, когда государство развивает не самые рентабельные отрасли, выгодна в целом классу капиталистов, поскольку увеличивает норму прибыли.
Рассматривая развитие государственных расходов на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае усложнения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов.
Можно утверждать, что основной функцией государственного капитализма является стимулирование частного предпринимательства, создание для частного предпринимательства наиболее благоприятных условий. Этому подчинены финансовый механизм и механизм ценообразования.
Общей тенденцией можно назвать налоговые и кредитные льготы государственным предприятиям. В ценовой политике в большинстве стран нет особых различий — цена на продукцию государственных предприятий занижается, если потребителями продукции являются негосударственные предприятия. И, наоборот, цена завышена, если продукция идет широкому потребителю.
Рентабельность государственных предприятий, кроме государственных монополий, всегда ниже, чем у соответствующих негосударственных предприятий. Это увеличивает общие расходы государства, стимулируя перелив капитала в частные руки.
К расходам государства на поддержку экономики следует отнести и покупку государством акций частных предприятий. Это один из способов помощи частным компаниям и переложения их убытков или расходов по расширению производства на плечи налогоплательщиков.
Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов — создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.
В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:
1. Финансирование отраслей инфраструктуры.
2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение. К таким отраслям относятся атомная промышленность, освоение космоса, некоторые отрасли химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль.
3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли национализированы.
4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство гидростанций).
5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.
6. Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государ-ства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.
7. Финансирование внешнеэкономической экспансии. Все, что на языке дипломатов называется экономической помощью, всегда является способом увеличения прибыли капиталистов своей страны. Мы говорим о конечной цели. Даже если эта помощь или участие в экономических мероприятиях осуществляется не от имени государства, за всеми сделками стоит государство, гарантируя эти сделки и обеспечивая возврат вложений.
Кредиты, предоставляемые от имени .государства, практически не имеют денежную форму. Это всегда товарные кредиты, за которые надо возвращать деньги.
Исключение из правил вполне возможно — иногда экономическая помощь бывает и безвозмездной. Но это крайне редкое явление, и объёмы такой помощи небольшие.
Внешнеэкономическая экспансия осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предоставления технологий и сырья, долевого участия в экономических мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.д.
Экономическая природа и содержание военных расходов
О военных расходах в экономической литературе сказано много. И как бы ни выясняли между собой отношения противники и сторонники военных расходов, со дня осознания
себя человечество больше всего тратит на подготовку к войне, на ведение войн и на ликвидацию последствий войн. Анализ бюджета любой страны (кроме нейтральных стран) за 20—30 лет покажет, что военные расходы неуклонно растут как в'абсолютных, так и в относительных суммах. Можно утверждать, что человечество к концу XX века не нашло способа не только отказаться от военных расходов, но и сократить свои самые непроизводительные расходы.
В обозримом будущем тенденция возрастания военных расходов, приводящих значительную часть населения к обеднению, не будет преодолена, несмотря на прекращение холодной войны, улучшение международного положения и укрепление доверия между странами. Так или иначе, подготовка к войне идет и сегодня, в эпоху, когда внешне преодолены противоречия между двумя идеологическими системами.
К расходам на подготовку к войне относятся затраты на содержание, обучение и материальное обеспечение армии и резервов. Сюда же относятся и расходы на моральную подготовку населения к войне, на военную пропаганду. К этой группе относятся и расходы на производство вооружений, на финансирование инфраструктуры стратегического назначения, на подготовку хозяйства страны к войне.
Значительную часть расходов на подготовку к войне составляют расходы на военные исследования. Эти исследования производятся не только по бюджету военного ведомства, но и многочисленным другим каналам, включая частные пожертвования.
В мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны. Военные заказы дают жизнь многим производствам и доходы миллионам людей, занятым на таких предприятиях. Именно по этой причине многие апологеты отстаивают необходимость военных расходов. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли
народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем затраты военных отраслей.
Опыт России по сокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям.
Потребности военного рынка и потенциальные возможности огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта не может не разрушить экономику любой, даже самой богатой, страны. Россия не стала исключением.
Может быть, по этой причине в ближайшем будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей промышленности, обеспечивающей потребности армии. Запрещение отдельных видов вооружения ни в коей мере не означает сокращение военных расходов, поскольку на смену запрещенным видам оружия приходят вновь произведенные.
Расходы на военные нужды тесно связаны с политикой. При этом невозможно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические (политические) разногласия между странами. На самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин — стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет идеально привлекательную сферу деятельности для экономики. Естественно, сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики мобилизуют свои силы и влияние во всех властных структурах.
За счет средств налогоплательщиков, собранных в бюджете, государство щедро финансирует в принципе непроизводительные военные траты, осуществляя перераспределение национального дохода.
На теоретическом уровне доказывать производительный характер военных расходов невозможно — вся военная техника, например, не участвует в воспроизводственном про-
цессе. Таковы же и расходы на проведение военных учений.
По экономическому содержанию военные расходы настолько многообразны, что их можно только ранжировать по объему. Всю классификацию государственных расходов, приведенную в первом параграфе данной темы, можно проиллюстрировать на примере военных расходов.
Расходы на ведение войны в любой из воюющих стран всегда значительно превосходят расходы на подготовку к войне. Во время войны весь потенциал страны, по крайней мере, страны, отражающей агрессию, переводится на военные нужды. Все остальные расходы общества значительно сокращаются, начиная с трудовых ресурсов.
Представить себе масштабы затрат человечества на ведение глобальной войны можно из следующих данных о первой и второй мировых войнах, разразившихся в XX веке.
Война | Общая | Участвовало | Мобили- | Убито , | Ранено, |
сумма затрат, млрд.$ | в воине, стран | зовано, млн. чел. | млн. чел. | млн. чел, | |
Первая | |||||
мировая | |||||
Вторая мировая | 72 |
Расходы по ликвидации последствий войны делятся на пять групп:
1) расходы по ликвидации хозяйственных разрушений;
2) перевод хозяйства на мирные рельсы — реконверсия хозяйства;
3) расходы по выплате государственного долга и процентов по нему;
4) выплата репараций;
5) выплата пенсий и пособий участникам войны.
5. Расходына управление
Самой противоречивой статьей государственных расходов являются расходы на управление. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности, с другой. Больше того, доказать необходимость их роста или уменьшения никому еще не удавалось ни на практике, ни в теории.
Государственные расходы на управление включают в себя затраты на содержание законодательных органов, правительства страны, законодательных органов и правительств субъектов федерации, местных органов власти и управления, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры.
Фактические расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.
Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия.
Социальный состав занятых в управлении соответствует классам и группам общества, в чьих руках находятся богатства страны, ибо органы управления всегда защищают интересы имущих классов. Естественно, защиту существующих производственных отношений никто не доверит представителям других классов и общественных групп.
Если обследовать материалы обсуждения бюджетов любой страны, то всегда можно обнаружить обоснованные потребности на увеличение расходов на управление. И они растут с завидным постоянством. В среднем за 20 лет расходы на управление удваиваются. И только в периоды предвыбор-
ной борьбы раздаются обещания по сокращению расходов на управление.
Самый разительный пример — современная Россия. Обедневшая в результате распада великой державы и разрушения экономики страна содержит аппарат управления, превосходящий управленческий аппарат СССР.
Тема 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ
1. Содержание государственных доходов и их классификация
Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и классов. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода. В то же время государственные доходы представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках государства для выполнения им своих функций.
Основным источником формирования государственных доходов является национальный доход, создаваемый в том или ином государстве. Формой проявления этих доходов выступают налоги.
Кроме налогов, государственные доходы выступают в виде прибылей предприятий и организаций государственного сектора, доходов от сдачи государственного имущества в аренду и концессии, доходов от продажи государственного имущества, доходов от ценных бумаг, доходов от долевого участия государства в частном предпринимательстве, доходов от государственных монополий, таможенных доходов.
Экзотические виды государственных доходов — военная контрибуция и репарационные доходы. Не составляя доход государства, важным источником пополнения бюджета выступают государственные кредиты, т.е. доходы от привлечения внутренних и внешних займов.
По экономическому содержанию государственные доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговая форма изъятия доходов всегда сопровождается сменой фор-
мы собственности. При государственном кредите собственником дохода государства остается кредитор.
По источникам образования государственные доходы делятся на налоги, доходы от государственного имущества и государственных ценных бумаг, доходы государственных учреждений за оказанные услуги, штрафы и пени.