Методические указания к решению задания
Финансовые аналитики, учитывая интересы владельцев компании, имеют реальную возможность оптимизировать структуру капитала инвестиционного проекта за счет выбора такого ее варианта, при котором достигается максимальный уровень эффективности использования собственного капитала и минимизируется финансовый риск.
Соотношение «рентабельность – финансовый риск» - (l), используемое в качестве критерия оптимизации структуры инвестиционного капитала, может быть представлено формулой
(1)
где RСК – рентабельность собственного капитала;
УР – уровень финансового риска.
При этом считается оптимальным вариант структуры капитала, в котором показатель l будет иметь наибольшее значение (l ® max).
Рентабельность собственного капитала рассчитывается следующим образом:
(2)
где Р – проектная прибыль до налогообложения и выплаты процентов, тыс. руб.;
r – средняя ставка процента по заемным средствам финансирования;
ЗК – величина заемного капитала, направленного на финансирование инвестиций, тыс. руб.;
СК – величина собственного капитала, направленного на финансирование инвестиций, тыс. руб.;
– ставка налога и прочих отчислений с прибыли.
Уровень финансового риска рассчитывается по следующей формуле:
(3)
где rf – безрисковая ставка рентабельности на финансовом рынке.
Показатель срока окупаемости, используемый в оценке оптимального варианта структуры инвестиционного капитала, рассчитывается по формуле:
(4)
где I – потребность в капитале из всех источников финансирования, тыс. руб.
Задача 2.
На основании данных табл. 2.1 требуется:
1. Рассчитать удельный вес каждого показателя в выручке от реализации продукции.
2. Определить уравнение с одной переменной g, характеризующее требуемый объем внешнего финансирования (EF).
3. Провести оценку потребности в дополнительных средствах финансирования в зависимости от запланированного прироста (снижения) объема реализации продукции в предстоящем периоде (по табл. 2.2).
4. Сделать соответствующие выводы (письменно).
Таблица 2.1
Исходные данные для оценки дополнительных средств финансирования, необходимых в связи с изменением объема продаж