Цели организационного развития
Миссия предприятия определяет цели развития по основным направлениям. Цели предприятия по отдельно взятым направлениям должны самым непосредственным образом вытекать из основной миссии предприятия. Подобным образом обстояла ситуация с планированием маркетинга предприятия. Основные цели организационного развития предприятия, также вытекают из главных целей всего предприятия. Общие миссии и цели предприятия определяют стратегические и тактические подходы на организационном уровне. Формулировка цели организационного развития предприятия должна содержать следующие аспекты:
· задача организационного развития предприятия с учетом его основной сферы деятельности, особенностей рынка и технологии производства;
· внешние условия работы организации предъявляющие требования к принципам управления предприятием;
· оценка рабочего климата и общего уровня культуры организации.
Формулирование целей предприятия содержит в себе лишь основное направление организационного развития и раскрывает такие вопросы как: 1) где находится предприятие, 2) где оно, по мнению руководства, должно находится в будущем, и 3) какие необходимы усилия, чтобы предприятие переместилось из настоящего положения в предполагаемое оптимальным в будущем?
Структура организации.
Структура организации должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение сформулированных миссии и основных задач предприятия. Эффективность предприятие должна определяться в терминах оптимального баланса между гибкостью в приспособлении к внешней среде и поддержкой внутренней активности предприятия. Внутренняя активность предприятия может быть определена как:
1. Увеличение отношения выходного стоимостного потока системы к входному;
2. Получение на выходе структуры реальных продуктов или услуг;
3. Рациональная реализация технических и административных задач;
4. Постоянное инвестирование в организацию;
5. Формирование культуры организации;
6. Удовлетворение различных интересов людей;
7. Максимальное использование финансовых, людских и технических ресурсов предприятия.
Каждый из перечисленных выше типов активности предприятия направлены на поддержание и усиление одного или нескольких элементов в структуре предприятия по принципу «вход – процесс – выход» или способствует приспособлению организации к внешней среде.
Проектирование структуры организации имеет непосредственное отношение к бизнес процессу предприятия и распределению функций принятия решений между менеджерами. Отсутствие всякой структуры предприятия делает процесс принятия решений максимально гибким но не эффективным. Структура предприятия предполагает заранее установленные и определенные отношения. Предустановленные отношения на предприятии вытекают из процесса принятия решений. Это влечет выполнение следующих условий:
1. Общая деятельность предприятия разбивается на малые последовательные действия. Деятельность на каждой позиции определена заранее. Это задача носит название определения функций.
2. Отдельные виды деятельности комбинируются и группируются самим процессом работы предприятия. Такая комбинируемость достигается за счет рационализации последовательности действий и может обозначаться как задача департаментализации.
3. Отношение между руководителями и подчиненными в группах должна определяться заранее и обозначается как задача управляемости.
4. Ответственность за принимаемые решения распределены между работниками или группами. Это задача может быть определена как задача делегирования полномочий.
В бизнес-плане необходимо привести предполагаемую структуру предприятия. Эта структура может выглядеть как
Генеральный Директор
Отдел Отдел Отдел Финансовый Отдел Отдел
Разработок Производства Продаж Отдел Кадров Связи с
Главный Главный Главный Финансовый Директор Общественностью
Инженер Управляющий Менеджер Директор по
Производства Продаж Кадрам Директор
Заместитель Менеджер Менеджер Заместитель
Главного по по Менеджера
Инженера Производству Маркетингу по
Финансам Менеджер
Заместитель по
Главный Главного тренингу
Исполнительный Инженер Менеджера
Инженер Производства Продаж
Главный Менеджер Менеджер Менеджер
Суперинтендант по по по
Производства Продвижению отбору связям с
Инженер на рынок кадров общественностью
Разработчик
Торговые представители
Рис. 9. Примерная структура развитой производственно-сбытовой компании.