Государственное регулирование бухгалтерского учета в банках
Главная цель государственного регулирования бухгалтерского учета — достижение единообразия ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, повышение достоверности и своевременности учетной и отчетной информации для всех банков Республики Беларусь.
Иерархию государственного регулирования можно представить следующим образом:
Президент РБ | ||
Совет Министров РБ | ||
Министерство финансов | Национальный банк | Другие министерства |
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности.
Совет Министров Республики Беларусь:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
координирует и контролирует деятельность республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учета и отчетности;
устанавливает совместно с Национальным банком Республики Беларусь порядок введения в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО);
осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета.
Министерство финансов Республики Беларусь:
реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;
осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением банковской системы РБ);
утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением банковской системы РБ);
осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Норма государственного регулирования банковского бухгалтерского учета и отчетности законодательно закреплена за Национальным банком Республики Беларусь, который осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и составления отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности. В частности, такие, как:
● план счетов бухгалтерского учета для Национального банка и указания по его применению;
● план счетов бухгалтерского учета для банков и указания по его применению;
● правила организации и ведения бухгалтерского учета в Национальном банке и банках;
● инструкции по бухгалтерскому учету банковских операций;
● национальные стандарты финансовой отчетности для банковской системы;
● требования к видам, составу, содержанию и срокам составления и представления финансовой отчетности банками;
● правила публикации отчетности банками и др.
Следует отметить, что в настоящее время значительное влияние на порядок отражения банковских операций в бухгалтерском учете оказывают международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На их основе НБ РБ разрабатывает НСФО, которые, в свою очередь, являются основой для содержания инструкций по БУБ. Кроме того, акцент в регулировании порядка бухгалтерского учета банковских операций смещается в сторону локальных нормативных правовых актов банка по БУБ. Банки должны самостоятельно разработать некоторые инструкции по БУБ, опираясь на имеющиеся инструкции, НСФО и учитывая особенности функционирования банка.
МСФО | НСФО для банков | |
Инструкции по БУБ, разработанные НБ РБ | ||
Локальные НПА по БУБ |
Например:
1) На основе МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» разработан НСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» для банковской системы, на основе которого, в свою очередь, разработана «Инструкция НБ по бухгалтерскому учету операций банков в иностранной валюте в банках Республики Беларусь». Данная инструкция обязательна для применения всеми банками РБ.
2) На основе МСФО 16 «Основные средства» разработан НСФО 16 «Основные средства», на основе которого банки обязаны разработать локальные НПА. Уровень НПА НБ пропущен.
3) Отменена Инструкция НБ по БУ операций с БПК и электронными деньгами. Банки должны самостоятельно разработать данные инструкции на локальном уровне.
План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета в банках представляет собой - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, используемых для отражения совершаемых банком операций.
2. В Республике Беларусь банки для ведения бухгалтерского учета используют единый план счетов, разработанный и утвержденный Постановлением Правлением Национального банка Республики Беларусь 29.08.2013 №506.
Основная задача плана счетов состоит в том, чтобы дать возможность вести подробный и полный учет всех банковских операций, а также своевременно представлять детальную, правдоподобную и содержательную информацию руководству банков, существующим или потенциальным акционерам, деловым партнерам, органам государственного регулирования, другим пользователям.
В основе действующего плана счетов лежат следующие принципы бухгалтерского учета:
Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.
Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).
Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете при выполнении условий признания их таковыми.
Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов - занижена.
Счета в Плане счетов являются многовалютными – бухгалтерский учет операций в иностранных и национальной валюте ведется на одних и тех же счетах. Связь между операциями в иностранной и национальной валюте обеспечивается посредством применения технических счетов валютных позиций и рублевого эквивалента валютных позиций.
Структура плана счетов построена с учетом степени убывания ликвидности активов и востребованности пассивов, характера операций, типов контрагентов банка.
План счетов состоит из следующих 10-и классов:
Класс 1- Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции.
Класс 2 – Кредиты и иные активные операции с клиентами.
Класс 3 – Счета по операциям клиентов.
Класс 4 – Ценные бумаги.
Класс 5 – Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество.
Класс 6 - Прочие активы и прочие пассивы.
Класс 7 – Собственный капитал банка.
Класс 8 – Доходы банка.
Класс 9 – Расходы банка.
Класс 99 – Внебалансовые счета.
Балансовые счета (класс1-9) предназначены для отражения в учете совершенных банком операций со средствами собственного и привлеченного характера. Балансовые счета подразделяются на группы счетов 1-го порядка (классы), 2-го порядка, 3-го порядка и 4-го порядка. Балансовые счета корреспондируют между собой и ведутся методом двойной записи – по дебету одного счета и по кредиту другого. Указание номера дебетуемого и кредитуемого счетов и денежной суммы в расчетных документах называется бухгалтерской проводкой.
На внебалансовых счетах (класс 99) отражаются операции банка, не сопровождающиеся фактическим движением денежных средств и не влияющие на его баланс. Внебалансовые счета подразделяются на группы счетов 2-го порядка (класс), 3-го порядка, 4-го порядка, 5-го порядка. Отражение операций по внебалансовым счетам ведется по схеме Приход или Расход.
В плане счетов выделены такие типы контрагентов банка, как банки (Национальный банк, центральные банки иностранных государств, банки-резиденты, Банк Развития, банки-нерезиденты, международные финансовые организации), клиенты (небанковские финансовые организации, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, некоммерческие организации, органы государственного управления).