Классификация участников по степени их воздействия на проект
После выявления основных участников проекта каждый из них может быть отнесен к одной из следующих категорий в соответствии с их возможностью влиять на проект:
· контролируемые;
· допускающие возможность влияния на них;
· требующие высокой признательности.
Внутри каждой категории участники также могут быть проранжированы по степени их возможного влияния на проект.
Установление приоритетов в требуемых связях с внешними участниками проекта
На основе проведенной классификации члены проектной группы могут выделить приоритеты в поддержании необходимых связей с внешними участниками проекта для обеспечения наилучших условий для его реализации и завершения.
Если проект имеет достаточно большой масштаб или связи с внешними участниками очень интенсивны, то для выполнения данной функции может быть выделена отдельная группа по внешним общественным отношениям.
Инициатор проекта | Заказчик | Инвесторы | |||||||||||
Потребители ко-нечной продук-ции проекта | Поставщики | ||||||||||||
Другие заинтересованные стороны | Конкуренты основ-ных участников проекта | ||||||||||||
Субконтракторы | Органы власти | ||||||||||||
Общественные группы и организации, население | Лицензоры | ||||||||||||
Консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации | |||||||||||||
Рис. 3 Участники проекта.
Жизненный цикл проекта
Общепринятого подхода к определению жизненного цикла проекта, его фаз, стадий и этапов не существует и, вероятно, не может существовать. Так как все эти характеристики зависят от специфики конкретного проекта, условий его реализации и опыта участников. Тем не менее логика и содержание процессов развития проектов имеют много общего и наиболее полно и ясно представлены в схеме жизненного цикла проекта американского Института управления проектами (PMI) (рис. 4).
Рис. 4 Жизненный цикл проекта (PMI, США)
Основные фазы жизненного цикла проекта
Типичный жизненный цикл проекта, как видно из рис. 4, состоит из четырех фаз:
1. Начальная фаза (концепция).
2. Фаза разработки.
3. Фаза реализации.
4. Фаза завершения.
Какие работы входят в состав основных фаз проекта?
Начальная фаза
Посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:
· Сбор исходных данных и анализ существующего состояния
(предварительное обследование).
· Выявление потребности в изменениях (в проекте).
· Определение проекта:
· цели, задачи, результаты;
· основные требования, ограничительные условия, критерии;
· уровень риска;
· окружение проекта, потенциальные участники;
· требуемое время, ресурсы, средства и др.
· Определение и сравнительная оценка альтернатив.
· Представление предложений, их апробация и экспертиза.
· Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
Фаза разработки
Разрабатываются основные компоненты проекта и осуществляется подготовка к его реализации. Основные работы этой фазы:
· Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.
· Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.
· Развитие концепции и разработка основное содержания проекта:
· конечный результат (ы) и продукт (ы),
· стандарты качества,
· структура проекта,
· основные работы,
· требуемые ресурсы.
· Структурное планирование, в т.ч.:
· декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,
· календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,
· смета и бюджет проекта,
· потребность в ресурсах,
· процедуры УП и техника контроля,
· определение и распределение рисков.
· Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.
· Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.
· Представление проектной разработки.
· Получение одобрения на продолжение работ по проекту.
Фаза реализации
Выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта. Данная фаза включает в себя:
· Организация и проведение торгов, заключение контрактов.
· Полный ввод в действие разработанной системы УП.
· Организация выполнения работ.
· Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.
· Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.
· Детальное проектирование и технические спецификации.
· Оперативное планирование работ.
· Установление системы информационного контроля за ходом работ.
· Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками.
· Выполнение работ, предусмотренных проектом ( в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).
· Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса. прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:
· ход работ, их темпы,
· качество работ и проекта,
· продолжительность и сроки,
· стоимость и другие показатели.
· Решение возникающих проблем и задач.