Классическая теория финансов. Это понятие закреплено за совокупностью теоретических построений и практических методик, ориентированных на обоснование и реализацию способов и методов
Это понятие закреплено за совокупностью теоретических построений и практических методик, ориентированных на обоснование и реализацию способов и методов мобилизации средств на государственные нужды. Ввиду исключительной продолжительности первой стадии развития финансовой науки принято обособлять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в. профессор Карл Pay (1792—1870) выделил три периода ее развития на первой стадии: 1) ненаучное состояние; 2) переход к научной обработке; 3) научный (рациональный) период.
Период ненаучного состояния был самым продолжительным — историки финансовой науки относят начало этого периода к временам Вавилонии, Древней Греции и Рима. Так, имеются исторические свиде-
1 См.: Руис Л. А. Возникновение двойной записи в учетных регистрах XIII—XV вв. и ее первые описания: автореф. дис.... канд. экон. наук. СПб, 2008. Любопытно отметить, что возникновение двойной бухгалтерии (т. е. системы бухгалтерского учета, основанной на применении двойной записи, подразумевающей отражение любой хозяйственной операции одновременно по двум счетам) традиционно связывают с именем францисканского монаха Луки Пачоли (1445—1517), описавшего новую систему учета в 11-м трактате «О счетах и записях» сочинения «Сумма арифметики». Это была первая печатная работа по двойной бухгалтерии, вышедшая в свет в 1494 г. и теоретически ставшая доступной широкой публике. Введение в научный оборот рукописного учебника «La Riegola de Libro» (1439) является еще одним доказательством неоднократно высказывавшейся историками мысли о том, что новый способ ведения учета появился гораздо раньше, а Пачоли можно считать не создателем, но лишь одним из первых систематизаторов двойной бухгалтерии.
Раздел VII. Финансовая наука в исторической ретроспективе
Глава 27. Эволюция финансовой науки
тельства о зарождении банковской традиции в Вавилоне во 2-м тыс. до н. э. Поначалу древние «банки» занимались операциями, связанными с хранением денежных средств и способствовавшими облегчению денежного обращения. Далее стала развиваться практика выдачи срочных кредитов под проценты, предоставления кредитов под залог недвижимости, кораблей, товарных грузов, появились элементарные безналичные расчеты с использованием кожаных чеков с печатями того или иного «финансового заведения». На рубеже VI-V вв. до н. э. финикийцы стали предлагать финансовые услуги всем негоциантам Восточного Средиземноморья, т. е. в некотором смысле вывели «бизнес» на международную арену, а финикийские города Тир и Сидон стали древними аналогами современной Швейцарии1. Однако это были лишь отдельные, несистемные проявления тех финансовых технологий, которые многие столетия спустя станут общераспространенными на практике, получат обобщение и систематизацию в различных теориях.
Изначально, с появлением государственных образований господствовал патриархальный взгляд, согласно которому в части аккумулирования средств на общественные нужды государство рассматривалось как обыкновенное частное лицо, олицетворялось с правителем. Доходы государства складывались из нескольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями и т. п. Направления расходования государственных средств также не отличались большим разнообразием. В то время не было нужды в сложной финансовой системе, поскольку виды и направления государственных расходов были весьма немногочисленными.
Уместно все же подчеркнуть, что уже во времена раннего средневековья в Европе начали формироваться специфические методы ведения финансовой практики, а существенную роль в ее развитии и становлении сыграла церковь. В работах схоластов2, особенно их идеолога Фомы Аквинского (1225—1274), активно обсуждаются вопросы о ценообразовании, справедливой цене как критерии этического поведения участников рынка, грехе ростовщичества (схоласты видели «что-то низменное» в коммерческой деятельности) и др. В частности, Фома Аквинский полагал, что государь имеет право в интересах общего блага прибегать к налогам, если не хватает поступлений от доменов и других источников, и вместе с тем высказывался против долгов, подрывающих уважение подданных к государю и тем самым ослабляющих государство. Ис-
1 Эрлихман В. Финикийцы: наследство морских царей // Вокруг света. 2006. № 12.
С. 66.
2 Схоластика представляла собой доминировавший в средневековой Европе осо
бый тип религиозной философии, в котором были соединены теолого-догматические
предпосылки с рационалистическими методиками. В то время церковь обладала прак
тически полной монополией на знания, образование, процессы формирования общест
венного мнения и государственной политики.
торики отмечают также еще одного знаменитого схоласта Никола Орез-ма (ок. 1323—1382), написавшего трактат о деньгах, который считается первой работой, полностью посвященной экономической проблеме [Шумпетер, т. 1, с. 119].
В числе первых «финансистов» мира — монахи католического духовно-рыцарского Ордена тамплиеров (Э. Заборовский метко называет их «финансистами от бога»)1. Орден, основанный в Иерусалиме как братство для защиты пилигримов и местных христиан от мусульман, существовал в период с 1118 по 1314 г. Вскоре военная деятельность Ордена получила преобладание над монашеской, а рыцари-храмовники приобрели славу неустрашимых воинов. Первые свидетельства о финансовой деятельности Ордена относятся к 1135 г. Как указывают историки, рыцари-финансисты не только накопили огромные богатства, но, что гораздо важнее, успешно вели разнообразные финансовые операции, включая безналичные расчеты, оказание аудиторских услуг, надзор за поступлением клиенту средств, выдача ссуд и др. Как известно, ростовщичество в то время церковью осуждалось, а потому тамплиеры придумали всевозможные схемы, позволявшие им формально не получать ссудного процента. Например, выдавалась ссуда супружеской чете, отправлявшейся в паломничество на Святую землю. Согласно договору по своему вЬзвращению супруги должны были вернуть Ордену ту же самую сумму, т. е. формально никаких процентов не предусматривалось. Однако в договоре указывалось, что во время отсутствия супругов-паломников все выгоды от пользования их владениями поступали в казну Ордена. Использовались и другие способы, например получение залогов, фактическое предоставление меньшей суммы, нежели была указана в договоре, и др. Иными словами, несмотря на все формальные запреты, монахи весьма четко реализовывали одну из главных заповедей банковской деятельности: главное — не банальное умение хранить средства в сундуке, но осуществлять выгодные, прибыльные операции с ними. Одна из примечательных услуг, предоставлявшихся Орденом, — организация денежных переводов. Смысл этой операции заключался в том, что лицо, отправлявшееся в дальнее путешествие, могло внести в представительстве Ордена (командорстве) в пункте отправки нужную ему сумму и по прибытии в пункт назначения после предъявления специального заемного письма получить внесенную им сумму, причем в нужной валюте. Благодаря широкой сети командорств, покрывавшей практически всю Европу, эта услуга была весьма полезной и востребованной. Не случайно некоторые историки полагают, что именно тамплиеры, по сути, были создателями первой транснациональной финансовой системы!
Тем не менее это были лишь отдельные проявления зарождавшегося знания о науке и практике управления финансами; свидетельств о каких-либо значимых систематизированных разработках по финансо-
1 Заборовский Э. Тайна казны тамплиеров // Вокруг света. 2007. № 5. С. 121.
858 Раздел VII. Финансовая наука в исторической ретроспективе
Глава 27. Эволюция финансовой науки 859
вой тематике, относимых к тем годам, нет. Иная картина складывается в позднее Средневековье: именно это время рассматривается многими учеными как начало второго периода развития финансовой науки — перехода к научной обработке. Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургского ученого Антония Иосифовича Бу-ковецкого (1882—1972), именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки [Буковецкий, с. 152]. Так, вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Диомеде Карафа (1406—1487), Никколо Макиавелли (1469—1527), Джованни Ботеро (1540—1617) и другие ученые Средневековья. Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.
Труды итальянских ученых дали толчок к появлению подобных работ и в других странах. Впервые определенную систематизацию финансов выполнил французский ученый Жан Боден (1530—1596), выделивший семь основных источников государственных доходов: домены, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с ввоза и вывоза, налоги с подданных. Английский философ и экономист Томас Гоббс (1588—1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, Уильям Петти (1623—1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики, Джон Локк (1632—1704) предлагал заменить все налоги одним — поземельным.
Несмотря на бурное развитие способов и методов пополнения государственной казны, имевшее место к началу XVII в. во многих феодальных государствах, наука о финансах еще не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то нет и самой науки. По меткому выражению известного финансиста дореволюционной России, профессора Петербургского университета Василия Александровича Лебедева (1833—1909), теория финансов Средневековья сводилась к следующему несложному положению: «бери, где можно и как можно больше» [Лебедев, с. 28].
Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная, в известном смысле разбойничья, политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами. XVIII в. вообще считается
переломным в плане становления и укрепления науки о финансах — именно второй половиной XVIII в. многие ученые датируют появление камералистики как самостоятельного направления, давшего начало становлению систематизированной финансовой науки. Не случайно именно эти годы и считаются началом так называемого научного, или рационального, периода в ее развитии. Хотя начальные импульсы к появлению нового знания были заданы работами физиократов, первые представители систематизированной финансовой науки — немецкие ученые Иоганн Юсти (1720-1771) и Йозеф Зонненфельс (1732-1817) - были специалистами именно в области камеральных наук. Юсти читал лекции по политической экономии в Гёттингене; сын берлинского раввина Зонненфельс работал в Вене, был известным юристом и «первым в Вене профессором политической и камеральной науки». К камеральным относили области знания и практики, имевшие определенное отношение к государственной казне, точнее к извлечению доходов для нужд государства. В целом в совокупность камеральных наук входили три отрасли хозяйственного управления: 1) хозяйственные науки (торговля, сельское хозяйство, лесоводство, горное дело и др.); 2) наука о полиции1 (меры1 обеспечения безопасности и благосостояния общества); 3) собственно камеральная наука, т. е. финансовая наука как учение о собирании и расходовании государственных доходов.
Первоначально финансовая наука рассматривалась лишь как одна из наук государственных, однако постепенно стала осознаваться ее особая роль в учении о камералистике. Юсти и Зонненфельс как раз и сделали первые шаги в обособлении финансового сегмента в отдельное знание, систематизировали и обобщили существовавшие практические наработки и навыки, причем не только касательно мобилизации доходов. Так, Юсти в своей работе «System der Finanzwesens» (1766) уже рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила (максимы) для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом): 1) налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности; 2) налоги должны быть справедливы и равномерны; 3) налоги должны иметь основательные поводы; 4) не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов
1 Напомним, что изначально наука, занимавшаяся изучением вопросов государственного администрирования, безопасности и судопроизводства, именовалась в Германии как полицейская наука (если в ней излагались преимущественно административные институты данного государства) или учение о полицейском праве (если из рассмотрения норм полицейского законодательства многих государств выводились общие принципы администрирования). Обоснование необходимости замены названия «полицейская наука и полицейское право» на название «наука об управлении, или наука административного права» было сделано известным немецким экономистом Лоренцом Штейном (1815-1890).
860 Раздел VII. Финансовая наука в исторической ретроспективе
Глава 27. Эволюция финансовой науки
[Лебедев, с. 42]. Заслуга Юсти и в том, что в отличие от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.
С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса «Grundsatze der Polizei, Handlung und Finanz» (1765), трактовавшего финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.
В дальнейшем работа в оформлении нового научного направления значительно интенсифицировалась — уже к концу XIX в. главным образом усилиями представителей немецкой экономической школы сложилось вполне однозначное толкование термина «финансы» и сформировалась структура одноименного научного направления. Произошло окончательное оформление так называемой классической теории финансов, представлявшей собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению финансов государства и публичных союзов. В основе этих знаний — систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых для нужд государства средств.
Одно из наиболее коротких и емких определений этого направления дал профессор Павийского университета (Северная Италия) Луиджи Косса1 (1831 — 1896), труды которого в области финансов были весьма популярны в Европе в конце XIX — начале XX в.: «Финансовая наука — есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им» [Косса, с. 2]. Следует обратить внимание на три особенности сформировавшейся финансовой науки. Во-первых, финансы однозначно трактовались как средства государства; в дальнейшем сферу их приложения расширили — под финансами стали понимать средства, принадлежащие публичным союзам (муниципалитетам, графствам, землям общинам и др.). Во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам; под финансами понимались любые средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг. Поскольку основным источником доходов государства в то время являлись различного рода сборы (в основном налоги) с физических лиц и субъектов хозяйствования, сформировавшееся научное знание было посвящено систематизации
1 И. Шумпетер отмечал исключительную образованность Коссы и его педагогический талант, проявлявшийся в удивительной способности «как по волшебству извлекать из больших классов, состоящих из весьма слабо заинтересованных студентов, то меньшинство, представители которого готовы открыть свое сознание животворящему влиянию личных бесед» (см. [Шумпетер, т. 3, с. 1129]).
и описанию различных практик налогообложения. В-третьих, науке была свойственна описательность, не было и намека на использование какого-либо формализованного инструментария. Этим отчасти объяснялась исключительная похожесть (как по структуре, так и по содержанию) пособий и руководств по финансовой науке, написанных в те годы и использовавшихся в практических и учебных целях.