Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со стороны собственников (акционеров.
Рыночные отношения, высокая конкуренция в хозяйствовании в высокоразвитых странах обусловили возникновение внутреннего аудита, организуемого собственниками внутри акционерных товариществ, концернов, корпораций. После достижения высокого уровня качества товаров и услуг в компаниях ведется постоянная борьба не только за продвижение их к потребителю, но и за дальнейшее наращивание товарной массы для удовлетворения спроса покупателей. В конкурентной борьбе важным средством является внутренний аудит, который помогает удержаться на рынке. На предприятиях создаются отделы, ответственные за формирование, координацию и выполнение планов внутреннего аудита. Его осуществляют сотрудники специального отдела и смежных с ним служб (бухгалтерии, маркетинга, бизнеса).
Качество товаров, работ и услуг определяет не аудит, а стандарты и спрос на них клиентов. Поэтому первоочередной задачей внутреннего аудита является определение клиента, нуждающегося в услугах аудита. Такими клиентами могут быть советы директоров компании, главный инженер (технолог), главный бухгалтер и др. Клиент, избравший внутренний аудит, должен быть уверен, что он решит важные для него вопросы наиболее эффективным способом, а результаты будут полезны для корпорации.
Наличие внутреннего аудита становится весьма актуальным для собственников-управленцев, которые отходят от непосредственного ведения дел на фирме, передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, планы выхода в краткосрочной или среднесрочной перспективе на международные рынки капитала диктуют компаниям необходимость создания служб внутреннего аудита. В частности, правила крупнейших фондовых бирж предусматривают наличие в компании внутреннего аудита как обязательное условие внесения ценных бумаг компании в котировальные списки биржи.
Приведем определение, которое дает внутреннему аудиту Международный Институт внутренних аудиторов: «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления». Рассмотрим основные характеристики внутреннего аудита:
1. Независимость и объективность. Независимость - в данном случае понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора - беспристрастность в оценках и выводах.
2. Совершенствование деятельности организации. Целью внутреннего аудита, как следует из определения, является совершенствование деятельности организации. Подчеркнем: не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет на несколько десятков страниц с сотней трудновыполнимых рекомендаций, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов.
3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий (англ. assurance) и консультаций (англ. consulting) заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и на сегодняшний день включает следующие области: управление рисками, внутренний контроль, корпоративное управление.
Внутренний аудит решает для клиента следующие задачи: изучает систему контроля активов; проверяет соответствие действующего контроля политике компании; анализирует ситуации и предупреждает банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новой технологии, принимает другие меры, содействующие развитию компании в финансовом бизнесе. Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческого, технологического или финансового соглашения, в процессе его прохождения и после завершения, дает экспертную научно-обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не подменяет внутрихозяйственный контроль. По заданию собственника функциями контроля являются сохранность ценностей, выявление конкретных виновников выпуска бракованной продукции из-за нарушения технологии производства и других негативных явлений, ставших первопричиной убытков. Одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит информационных систем (информационных технологий).
Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании. Например, внутренний аудит:
· не может ликвидировать или идентифицировать все случаи человеческих ошибок или злоупотреблений, но может минимизировать их вероятность и увеличить вероятность их скорого обнаружения посредством аудита систем/процедур;
· не может аудировать каждый бизнес-процесс каждый год, но может оптимизировать выбор проверяемых областей/подразделений на основе проведения предварительного риск-анализа;
· не должен разрабатывать процедуры для подразделений/отделов компании, поскольку это отрицательно влияет на независимость внутреннего аудита, но может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями/отделами, на предмет их эффективности в рамках системы внутреннего контроля компании.
Для собственников в лице совета директоров более важна деятельность внутреннего аудита по предоставлению гарантий. С точки зрения линейного руководства, наибольшая ценность внутреннего аудита заключается в возможности получить консультации по вопросам повышения эффективности бизнес-процессов, за которые линейное руководство несет ответственность. Высшее исполнительное руководство заинтересовано как в том, чтобы внутренний аудит содействовал линейному руководству в выполнении его функций, так и в том, чтобы он помогал контролировать деятельность линейного руководства.
Решение о том, необходим ли в компании внутренний аудит, принимают собственники и высшее исполнительное руководство компании. Определяется это решение многими факторами, к которым прежде всего относятся разделение функции владения и управления бизнесом; размеры и структурная разветвленность компании; уровень рисков, присущих деятельности компании.
В тех случаях, когда собственники бизнеса являются менеджерами компании и сами полностью контролируют все аспекты бизнеса, в наличии функции внутреннего аудита может не быть надобности. Однако с ростом размеров компании и повышением сложности процессов управления у собственников-менеджеров может сложиться иллюзия контроля, когда создается впечатление, что бизнес не сильно меняется и все стороны деятельности компании находятся под контролем, а на самом деле у руководства уже не хватает физической возможности контролировать ситуацию во всей полноте. Вот тогда внутренний аудит окажется весьма полезен.