Человек, способный находить сильные решения, может по разному использовать свой талант. Но это, часто, не его вина, а беда
Любое решение является сделанным или несделанным изобретением. Если вы осуществляет выбор из двух альтернатив, скорее всего решение очень слабое, если вы делаете правильный выбор из нескольких миллионов альтернатив, то это изобретение. Генерирование такого количества альтернатив — тяжкий труд, и не менее трудно сделать правильный выбор из такого количества вариантов.
Окружающий нас мир (за вычетом так называемой «природы») состоит из материализованных решений, и ничего кроме решений, во второй природе не существует. Дома и дороги, парки и магазины, сорта колбасы, типы самолетов и расписание их полетов, рождение детей и состав воды в кране являются результатом кем-то, когда-то, как-то принимаемых решений. Более того, пробки на дорогах, очереди в магазинах, конфронтация с соседним государством и даже вспышки давно побежденных инфекционных болезней тоже являются следствием кем-то, когда-то, как-то принятых решений.
З. Кучкаров
«Наш мир хорош настолько, насколько хороши решения»
С.П. Никаноров
Для получения решения необходимо пройти два этапа, постановку проблемы и ее решение. Очень часто мы решаем не ту проблему и поэтому выйти остаемся неэффективными.
Правильная постановка проблемы — 50% процентов ее решения и, если учесть, что мы часто, по ошибке, можем решать совсем не ту проблему, то постановка проблемы является более важным (и, как мне кажется, более трудным делом), чем нахождение решения.
Попробуйте обсудить с кем-нибудь вопрос о том, что нужно поставить проблему в какой-то конкретной ситуации. В 95% случаях вам назовут проблему немедленно и начнут предлагать варианты ее решения.
Попытка объяснить собеседнику, что предложенная проблема может быть не той, которую следует решать, вызовет немедленные возражения: «Что тут мудрствовать — это же очевидно». Постановка проблемы очень не простое дело и не стоит за несколько секунд ставить проблему и потом месяцами ее решать.
Специалист по анализу систем сделает весьма тяжелую ошибку, если при формулировании проблемы он будет предлагать решение или устанавливать причины. Подготовка формулировки проблемы прежде всего нацелена на то, чтобы поставить проблему в центр внимания.
Станфорд Л. Оптнер «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем»
Мы осуществляем мысленно, часто не отдавая себе отчет в этом, постановку проблем затем генерирование вариантов решений и отбрасывание их. Причем часто в результате такой процедуры оказываемся вынуждены сделать выбор из нескольких (двух-трех) вариантов, каждый из которых нас не устраивает. Но решение все равно придется принимать.
Мелкие или крупные, все они (предприниматели) тем не менее знают, что перед по-настоящему трудным решением они оказываются по-настоящему одинокими. Но в конце концов, не сами ли они этого хотели?
Жан-Луи Серван-Шрейбер
Предприниматель, то ли в силу врожденных способностей, то ли благодаря жизненным обстоятельствам, заставивших тренировать это умение, чуть лучше умеет генерировать варианты и затем выбирать из них лучшую альтернативу.
Генерировать достаточно сумасшедшие варианты очень трудно.
Я спросил студента: «Как пройти из этой комнаты в другую?»
Он ответил: «Сперва нужно встать, затем сделать шаг»
Я остановил его и сказал: «Назовите все способы, какими можно перейти из одной комнаты в другую».
Он сказал: «Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или двух; можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно...»
Я сказал: «Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьезнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если мне нужно попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Нью-Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату.
А вы подумали только о движении вперед! И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком».
Студент добавил: «Или, разогнавшись, проехаться на животе».
Как же сильно мы ограничиваем себя в своем мышлении.
Милтон Эриксон
Мышление это инструмент и нужно пользоваться им правильно.
То, что плывет, — это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, — это вол, а не повозка. Размышление — это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять, — это воля, а не разум.
Китайская мудрость.
Для того, чтобы найти сильное решение, нужно начать поиск и довести его до конца.
...К этому времени Остап уже принял решение. Он перебрал в голове все четыреста честных способа отъема денег, и хотя среди них имелись такие перлы, как организация акционерного общества по поднятию затонувшего в крымскую войну корабля с грузом золота, или большое масленичное гулянье в пользу узников капитала, или концессия на снятие магазинных вывесок, — ни один из них не подходил к данной ситуации.
И Остап придумал четыреста первый способ.
Так как каждый день мы принимаем десятки и сотни решений (позвонить не позвонить, в первую очередь делать то или это, ответить так или эдак), то это преимущество (даже если оно составляет несколько процентов) начинает накапливаться. Выборы бывают разные...
«Теперь сидеть в тюрьме — одно удовольствие! — похвалился Швейк. — Никаких четвертований, никаких колодок. Койка у нас есть, стол есть, лавки есть, места много, похлебка нам полагается, хлеб дают, жбан воды приносят, отхожее место под самым носом. Во всем виден прогресс. Далековато, правда, ходить на допрос — по трем лестницам подниматься на следующий этаж, но зато на лестницах чисто и оживленно. Одного ведут сюда, другого — туда. Тут молодой, там старик, мужчины и женщины. Радуешься, что ты по крайней мере здесь не один. Каждый спокойно идет своей дорогой. И не приходится бояться, что ему в канцелярии скажут: «Мы посовещались, и завтра вы будете четвертованы или сожжены по вашему собственному выбору». Это был тяжелый выбор! Я думаю, господа, что на многих из нас в такой момент нашел бы столбняк. Да теперь условия улучшились в нашу пользу.»
Ярослав Гашек.
Но сколько и каких решений необходимо? Начнем сколичества решений.Наши чисто умозрительные прикидки таковы.
Выбор сорта колбасы покупателем — это 1 решение, выбор специальности абитуриентом — 2 решения (институт и факультет), проведенная брокером торговая операция — 6-10 решений, проект новой авторучки вымучиваемый конструктором, — 100-200 решений, жилой дом — 1 000-10 000 решений, автомобиль — 10 000–100 000 решений, самолет — 100 0001 000 000 решений, бизнес-план — 100 –10 000 решений, развитие региона — 1млн. -100 млн. решений, народное хозяйство — 1-1 000 млрд. решений.
«Меня — как говорил поэт, — вы не поймаете на слове». Знаю, что отвечают на эти выкладки: «Решений мы напринимали много, а толку чуть-чуть — они не выполняются».
...Если ресурсы ограничены, а исполнители тупы (те есть тоже в некотором смысле ограничены), то решения должны включать в себя все эти факторы.
...Интенции, благие намерения, пожелания — это не решения. Решения это сконструированная, добротно сделанная вещь...»
З. Кучкаров
Я думаю, что по количеству решений, предпринимательская деятельность где-то эквивалентна самолету.
Изобретение — это и есть способ получить нужный результат при нехватке ресурсов, времени, прочности, энергии, денег и многого другого. Если вы говорите, что я не могу сделать то-то и то-то, так как у меня нет того-то и того-то, то это означает, что вы не можете сделать нужное вам здесь и сейчас изобретение.
...Для обычного инженерного мышления характерна готовность «платить» за требуемое действие — машинами, расходом времени, энергии, вещества. Необходимость «платы» кажется очевидной, инженер озабочен лишь тем, чтобы «плата» не была чрезмерной и «расчет» был произведен «грамотно»: «Нужно бороться с теплопритоком. Что ж, придется рассчитать систему теплозащиты. Используем хорошую теплоизоляцию, например экранно-вакуумную. А если этого будет недостаточно, можно отвести избыток тепла, применив тепловые насосы» Изобретательское мышление при работе по АРИЗ должно быть четко ориентировано на идеальное решение: «Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное — пусть вредный фактор начнет приносить пользу»
Г. Альтшуллер
Изобретения есть всегда, не всегда хватает нацеленности и навыка за короткое время найти сильное решение.
Приятель рассказывал. Были они с другом в Германии. Обещали женам привезти сыру. Забегались, не купили.
Друг говорит:
— Скажем, что не было...
В. Хайт
А кто-то сильные решения находит...
Вот пример, как депутат за одну минуту решил проблему с которой сталкиваются все, желающие заниматься политикой.
В 1992 году на Украине произошел любопытный случай. Демократу из Львова во время встречи заявили: «Народ бедствует, а ваши карманы, как говорят, набиты деньгами, дом товарами». Все оправдания депутата заглушал возмущенный рокот голосов. Тогда обиженный народный избранник скинул правый башмак, снял носок и просунул в дырку этого носка палец. Аргумент оказался убедительным.
Теперь представьте себе, что депутат надел дырявый носок заранее, зная какие обвинения его ожидают, насколько это решение становится тогда сильнее.
Сергей Горин иллюстрирует понятие «сильного решения» с помощью такой истории.
Проиллюстрировать вышесказанное можно примерами из американского триллера «Неприкасаемые», в котором играет полицейского великолепный Кевин Костнер. Допрашиваемый им воротила бутлеггеров отказывается давать показания, — что вы, мол, со мной сделаете? И тогда полицейский хватает револьвер, направляет в голову дремлющего в углу другого мафиози и кричит: «Что сделаю? То же самое!» И стреляет в сидящего. Мозги брызгают на стену — эффектно? Герой Костнера стрелял в труп(!), который прислонили к стене, но воротила мафии этого не знал и тут же дал показания.
Вот еще пример, как из банального, казалось бы, события можно извлечь огромный рекламный эффект.
Знаменитый композитор Пуччини, прогуливаясь по улицам Милана, остановился возле шарманщика, игравшего мелодию из его оперы «Богема».
— Это нужно играть немного быстрее, — сказал Пуччини.
На другой день шарманщик стоял на том же месте и уже чуть быстрее исполнял ту же мелодию. Но рядом с ним красовалась надпись: «Ученик Пуччини».
Сильные решения всем возрастам покорны.
Реальный случай, произошел этой весной в Сухуми, Абхазия.
Племянник моего боевого друга Инал Чкадуа (три годика, но исключительно серьезный молодой человек. После гибели отца на фронте взял домашнюю власть в свои руки) сидит на кухне и смотрит, как его тетя и бабушка жарят ему блинчики.
Он сидит и приговаривает:
— Это мои блинчики! Я буду их первый кушать! Если кто съест без меня, то всех накажу!
Наконец, они закончили жарить, сложили блинчики стопочкой. Самое время кушать их с инжировым вареньем, а ему в туалет захотелось пописать. Ну он и говорит:
— Значит так, мне тут надо по делу отойти, но я все блинчики посчитаю, без меня не вздумайте начинать кушать.
Подходит к стопочке блинов и считает: «1, 2, 5, 8, 14, 23, 30!»
— Вот смотрите! не трогайте!
Приходит из туалета, а тетка съела один блин. Он сразу в крик:
— Как вы съели мой блинчик без меня?! Вот я вам сейчас!
Ему говорят:
— Ты что, действительно их посчитал?
А он говорит (дословно):
— Вы что, глупые? Я же маленький, я считать не умею! Я верхний блинчик перевернул!
Сборник анекдотов
Итак, любое решение — это наличие или отсутствие изобретения. Трудно сейчас сказать, требуется ли в каждом случае необходимости решения — делать изобретение или оно необходимо только в некоторых случаях. Но в любом случае, важно различать, когда вы ограничиваетесь рутинным выбором и когда вам, во что бы то ни стало, необходимо очень сильное решение.