Особенности функционирования основных видов налогов в Казахстане.
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, гос-во в состоянии активно воздействовать на экон.процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.На сегодня в Казахстане функционирует 13 видов налогов:корпоративный подоходный налог,индивидуальный подоходный налог,налог на добавленную стоимость,акцизы ,социальный налог,земельный налог,налог на имущество,налог на игорный бизнес,фиксированный налог и тд.Налоги выполняют следующие важнейшие функции: фискальная, регулирующая, контрольная, правовая, стимулирующая.Они играют огромную роль в формировании доходной части госбюджета. В казахстане основные виды налогов имеют свои особенности функционирования.Рассмотрим некоторые основные виды налогов. Корпоративный подоходный налог. Механизм обложения корпоративным подоходным налогом определяет порядок исчисления, уплаты, условия взимания, льготы и санкции, сроки уплаты налога юридическими лицами.
В основных чертах этот механизм согласно законодательству Республики Казахстан сводится к следующему. Налог уплачивают юридические лица, резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, получающие доход, в том числе и некоммерческие, и бюджетные организации по доходам от предпринимательской деятельности. Основным объектом обложения является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между совокупным годовым доходом (СГД) и законодательно установленными вычетами,доход облагаемый у источника выплаты,чистый доход юридического лица-нерезидента,осуществляющего деятельность в РК через постоянное учереждение ,филиал.В СГД входят доходы юридического лица резидента ,подлежащие получению им в РК и за ее пределами в течении налового года.Таким образом сформировав СГД,юридическое лицо имеет право скорректировать,т.е исключить из СГД например:дивиденты,доход от прироста стоимости акции и облигации,инвестиционные доходы и т.д.Из скорректированного СГД производятся вычеты.Плательщик ,скорректировав налогооблагаемый доход и применив ставку корпоративного подоходного налога,определяет сумму налога ,подлежащую к уплате.Основная ставка корпоративного подоодного налога-30%.Также применяется ставка в размере 10%-для налогоплательщиков,у которых земля является основным средством производства.Налогоплательщики обязаны вносить в бюджет авансовые платежи в течении налоговог периода не позднее 20 числа каждого месяца.Окончательный расчет по налогу производится в течении 10 дней после предоставления декларации.Декларация по корпоративному подоходному налогу представляется налоговым органм не позднее 31 марта года,следующего за отчетным. Индивидуальный подоходный налог.Плательщики-физ.лица имеющие обьекты налогооблажения,также физ.лица-нерезиденты ,получающие доод из источников РК. Объектом обложения является доход, облагаемый у источника выплаты, и доход, не облагаемый у источника выплаты.
Ставки налога установлены по ступенчатой прогрессии от 5% до 30% в зависимости от величины дохода. Из дохода у источника выплаты исключаются вычеты в разнице одного месячного расчетного показателя (МРП) и обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды; кроме того, при наличии у работника иждивенцев вычитается 1 МРП на каждого иждивенца за каждый месяц. К доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся: имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доходы адвокатов, прочие расходы. В частности, к имущественному доходу относятся: прирост стоимости от реализации имущества, не используемого в предпринимательской деятельности; доход, полученный от сдачи в аренду имущества. Уплата этого вида налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения налоговых ставок, внесения авансовых платежей с окончательным расчетом после сдачи декларации.По индивидуальному подоходному налогу установлены льготы: это часть дохода, не подлежащего обложению для участников Великой Отечественной войны, приравненных к ним лиц, инвалидов, по некоторым другим основаниям. Суммы индивидуального подоходного налога, уплаченного за пределами Казахстана, зачитываются при уплате налога в Казахстане.Налог на добавленную стоимость широко применяется в большинстве стран.В РК НДС был введен вместо налога с оборота и налога с продаж.Его привлекательность заключается в следующем:1)НДС наиболее отвечаетусловиям рыночной экономики и охватывает практически все виды товаров,работ и услуг.2)НДС удачно сочетается с либерализацией цен:чем выше цены ,тем больше поступлении при неизменны ставках.3)в условиях неустоичивой экономики НДС-стабильный,надежный источник дохода гос.бюджета.НДС можно отнести к категории налогов по нуждам.Данная категория призвана удовлетворить существенные первоочередные потребности государства,здесь реализуется перераспредилительная фугкция НДС.Еще одной особенностью являетчя,то ,что это внутренний налог-при вывозе товара за границу его величина компенсируется покупателю.Таким образом НДС является мощным средством государственного косвенного регулирования экономики.
3. Классификация налогов и организации их взимания. Налоги можно классифицировать по разным принципам: 1. от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства; 2. по использованию; 3. от органа, взимающего налог; 4. по экономическому признаку. По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный). Косвенные налоги взимаются опосредственно – через цены товаров, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда). В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги. По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг. Существуют четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, по патенту. Согласно кадастровому способу учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности. В декларации налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты, исчисляет и уплачивает сумму налога. У источника получения дохода налог исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик. На основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы. Используются два метода налогового учета: 1. кассовый; 2. метод начислений. Согласно кассовому методу доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества и производственной по ним оплаты. Второй метод для налоговых служб является более приемлемым и он принят к применению всеми плательщиками Казахстана. Его недостаток для плательщиков – налоговые платежи должны быть перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.
4. Налоговая система Республики Казахстан. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам: от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства; по использованию; от органа, взимающего налог; по экономическому признаку. По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный). Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал. В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.
По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).
В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.
По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.
Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, по патента. Используются два метода налогового учета:1) кассовый 2) метод начислений. Второй метод для налоговых служб является более приемлемым и он принят к применению всеми плательщиками Казахстана. Его недостаток для плательщиков - налоговые платежи должны быть перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.
Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Министерство государственных доходов Республики Казахстан и его местные органы).Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане включает: налоги: их 9 видов, некоторые из них -корпоративный подоходный доход; индивидуальный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; акцизы; социальный налог; земельный налог; налог на транспортные средства.
Для отдельных групп плательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы, предусматривающие применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и представления отчетности по ним. Сюда относятся: субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица - производители сельхозпродукции, отдельные виды предпринимательской деятельности. Сборы: их 11видов,некоторые из них -сбор за государственную регистрацию юридических лиц; сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Платы: их 9 видов - за пользование земельными участками; за загрязнение окружающей среды; за лесные пользования; за использование особо охраняемых природных территорий; за размещение наружной (визуальной) рекламы.
4. Государственная пошлина. 5. Таможенные платежи: 1) таможенная пошлина;2) таможенные сборы. Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Министерством государственных доходов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах и районах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.
5. Национальный фонд Республики Казахстан. Национальный фонд РК представляет собой финансовые активы государства сосредотачиваемые на счете правительства РК в Национальном Банке РК, а также в виде иного имущества ,за исключением нематериальных активов. Фонд создан в 2000 году Указом Президента. Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества ,снижение зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов. Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизиционную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, и доходность активов Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда. Поступление и расходование средств фонда производится в национальной и иностранной валюте. Доверительное управление фондом осуществляет Национальный банк РК на основании договора о доверительном управлении ,заключаемого между Национальным банком и правительством. Источниками формирования Национального фонда :1)поступления в Нац.фонд.2)инвестиционные доходы от управления Нац.фондом.3)иные поступления и доходы не запрещенные законодательством. Поступления состоят из:1)прямых налогов от организации нефтяного сектора, к которым отностся:1)корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль,2)налог на добычу полезных ископаемых, бонусы 3)рентный налог на экспорт 4)дополнительный платеж недропользователя.2)других поступлении от операции, осуществляемых организациями нефтяного сектора 3)поступлении от приватизации государственного имущества. Национальный фонд расходуется 1)в виде гарантированного трансферта из Национального фонда РК в республиканский бюджет,2)в виде целевых трансфертов ,передаваемых из Национального фонда РК в республиканский бюджет.4)на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом РК и проведением ежегодного аудита. Активы поступающие или изымаемые из Национального фонда подлежат конвертации или реконвертации в порядке установленном Национальным банком РК.