Я сессия Комитета Всемирного наследия
Факторы, влияющие на объект, определенные в предыдущих отчетах
b) Отсутствие интегрированного Плана управления, который определяет управление объектом Всемирного Наследия;
c) Влияние возрастающего туристического потока на объект.
Вопросы сохранности в настоящее время
Комитет Всемирного наследия на свой 33-й сессии, высоко оценивая продолжающиеся усилия, которые музей-заповедник «Кижи» предпринимает по улучшению обслуживания, мониторинг и представление объекта всемирного наследия широкой общественности, выразил сожаление, что государство-сторона не выполнила ни одного из предложений, выдвинутых Комитетом. Сессия настаивала на создании специальной государственной комиссии со стороны государства-участника, целью которой был бы контроль над исполнением всех решений Комитета в отношении данного объекта. Комитет выразил глубокую озабоченность в связи с продолжающимся разрушением материала конструкций Преображенской церкви, а также обратился с повторной просьбой к государству-участнику ускорить рассмотрение всех вопросов, затрагиваемых в предыдущем десятилетии. Кроме этого, представить следующие документы: подробный отчет о ходе основных реставрационных работ в Преображенской церкви; проект плана управления Кижским Погостом, включающий стратегию развития туризма (в том числе стратегию туризма, меры по снижению риска катастроф), пересмотренные документы по зонам охраны музея «Кижи», включая границы объекта и буферные зоны. Комитет также просил государство-участник разработать, при сотрудничестве с Центром всемирного наследия и соответствующими консультативными органами, проект желательного состояния сохранности объекта, проект Положения о выдающейся универсальной ценности, перечень необходимых коррекционных мер, а также временные рамки для их реализации, и предоставить все эти документы в Центр мирового наследия к 1 февраля 2010 г. для рассмотрения Комитетом мирового наследия на 34-й сессии в 2010 г. с целью решения вопроса, в случае отсутствия существенного прогресса, о включении объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой.
По просьбе Комитета, 29 января 2010 г. государство-сторона предоставило в Центр всемирного наследия детальный отчет, который отвечал некоторым просьбам Комитета в последние годы, в том числе по вопросам управления и концепции реставрации Преображенской церкви. Этот отчет состоит из четырех частей: 1. «Меры по сохранению Кижского Погоста» (вопросы управления и зоны охраны, мониторинга, защиты окружающей среды и ландшафта, исторические исследования, развитие туризма, инфраструктуры, финансирование); 2. реставрация Преображенской церкви; 3.сохранение и защита Покровской церкви; 4. сохранение и защита колокольни.
Государство-участник сообщает, что Распоряжением № 1633-р от 07.11.2008 г. «План мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развития инфраструктуры Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника “Кижи”» был одобрен Правительством Российской Федерации. Средства финансовой поддержки в размере приблизительно 400 млн. руб. были выделены на реставрацию и защиту памятников Кижского Погоста на 2009-2014 гг., 80% этой суммы выделено на реставрацию Преображенской церкви.
Этот отчет является понятным и полезным для понимания современной ситуации, сил и действующих факторов, к которым должны адресоваться принимаемые в содружестве различными главными действующими лицами на федеративном, правительственном и местном уровне управление, стратегия, предписания,. Этот отчет представляет наиболее ясную картину состояния сохранности объекта, полученную Комитетом Всемирного Наследия со времени включения в 1990 г.
Этот отчет проливает свет на многие ключевые вопросы, такие как меры по обнаружению и ответных действий при возникновении пожара на месте. В отчете показано, что большинство из приведенных постановлений и указов, датируется 2008, 2009 и 2010 гг. Он также констатирует, что после двух десятилетий обсуждений, споров, проектные усилия по ремонту и реставрации Преображенской церкви, наконец-то начались.
Однако, в представленном виде отчет не отвечает напрямую просьбам Комитета, высказанным в его решениях на 33-й и более ранней сессиях.
Совместная миссия Комитета Всемирного Наследия/ИКОМОС была проведена 5-7 апреля 2010 г.
Ее рекомендации и основные сведения:
А. Реставрация церкви Преображения:
Миссия отмечает, что материал и конструкции Преображенской церкви продолжают разрушаться и в настоящее время находятся в опасном состоянии.
За последние годы Государством-участником был достигнут значительный прогресс в дальнейшем развитии Концепции проекта и в самих реставрационных работах. Предприняты шаги по снижению активности дереворазрушающих грибов и насекомых и начались консервационные работы в Преображенской церкви, началась программа профилактического обслуживания Покровской церкви. Обеспечено предсказуемое регулярное финансирование на 2009-2014 гг. как результат Указа «План мероприятий по сохранению и охране памятников Кижского погоста».
Миссия обращает внимание на значительный прогресс в разработке концепции проекта реставрации и в самих реставрационных работах. Тем не менее, у миссии есть серьезные опасения по поводу технического подхода к сохранению древесины. Очевидно отсутствие понимания динамики древесины, а также предполагаемый слишком большой демонтаж церкви Преображения Господня за один этап работы.
Для бревен, хранящихся на складе, новых кровель и пораженных гнилью участков используются химические консерванты. Для консервационных работ на Преображенской церкви в качестве закрепителя и наполнителя предложено использование неизвестных химических материалов. Миссия отмечает, что реставраторы Кижей имеют мало информации об этих веществах, а также миссия установила, что эти методы недостаточно эффективны, не апробированы, абсолютно противоречат международным стандартам и директивам, которые относятся к этому проекту. Миссия настоятельно рекомендует государству-стороне избегать применения консервантов для древесины, закрепителей и химических наполнителей из-за их воздействия на окружающую среду, короткий период тестирования, ограниченной эффективности и вероятности снижения долговечности.
В целях защиты выдающейся универсальной ценности церкви, миссия рекомендует изменить подход к ремонту отдельных бревен на основе клея и вставок. Миссия рекомендует выработать и согласовать такой пересмотренный подход в качестве реставрационного подхода к зданию.
Миссия также считает, что проект реставрации в значительной степени ориентирован на ряд технических решений без какой-либо явной связи с объектом всемирного наследия и его выдающейся всемирной ценностью. Важность сохранения подлинных материалов должна быть уравновешена с опасениями о сохранении подлинных форм и дизайна. Это должно быть отражено в разделах, посвященных целостности и подлинности ретроспективного Положения о выдающейся Всемирной ценности. Руководящие принципы необходимы для того, чтобы связать реставрационную работу с ключевыми характеристиками объекта, которые выражают его выдающуюся всемирную ценность.Такие принципы будут приобретать все большее значение, когда потребуется руководствоваться ими при принятии конкретных решений. Миссия считает, что для принятия будущих решений, Руководящие принципы должны быть разработаны на основе Положения о Выдающейся Всемирной ценности и внесены в проект.
В отношении конструктивной устойчивости Миссия рекомендует, чтобы Государство-сторона использовала временные дополнительные поддерживающие конструкции в ходе проекта, а затем изъяло их. Миссия также рекомендует, чтобы постоянные дополнительные укрепляющие конструкции вводились в здание только когда это абсолютно необходимо, и что конструктивные элементы должны усиливаться по необходимости вместо устройства общего усиления.
Для сохранения Выдающейся Всемирной ценности объекта миссия подчеркивает, что выполнение проекта не должно прерываться. Необходимо гарантировать финансирование после 2014 г., поскольку реставрация полностью не будет завершена. Миссия также подчеркивает необходимость стратегии повышения потенциала и профессионального мастерства, включающей регулярные учебные курсы для лиц, ответственных за реставрационную деятельность в музее-заповеднике "Кижи".
Команда ИКОМОС во время миссии подготовила ряд рекомендаций по ремонту бревен «Критерии по выбору метода ремонта бревен на Кижском Погосте» для того, чтобы противостоять утверждению, что сохранение подлинного материала является наиболее важным фактором при выборе методов ремонта. Они были подготовлены для того, чтобы избежать многочисленных вставок в одном бревне, использование ремонтов, несовместимых с формой, анатомией и свойствами древесины и использование клеев, упрочнителей и других химических веществ (некоторые из которых еще не протестированы).
Мониторинг
Миссия 2010 рассмотрела несколько отчетов по мониторингу, в частности, "Древесиноведческий мониторинг памятников "Кижи" музея-заповедника (Институт леса Карельского научного центра, Российской Академии Наук, г. Петрозаводск, 2009 г.) и "Комплекс геодезических измерений на основании мониторинга деформации стен Церкви Преображения и Покровской церкви и колокольни в Кижах (Институт реставрации исторических и культурных памятников "Спецпроектреставрация", Москва, 2009 г., и отмечает высокое качество программы мониторинга.
Вопрос границ
Несмотря на то, что границы зон охраны музея-заповедника «Кижи» определены, миссия отмечает, что до сих пор неясны границы объекта Всемирного Наследия и его буферной зоны. Миссия рекомендует Государству-участнику определить эти границы до 1 февраля 2011 г. , чтобы защитить объект и его окружение и соотнести это с охраной всего острова как объекта наследия, как рекомендовано. Миссия также выражает обеспокоенность в связи с предложениями по строительству на территории музея-заповедника «Кижи» и считает необходимым прекратить это немедленно.
Координация и управление
Инициатива музея-заповедника «Кижи» учредить Специальный государственный совет для координации выполнения решений Комитета Всемирного Наследия была остановлена, несмотря на просьбу Комитета Всемирного Наследия Государству-участнику об организации такого органа. Миссия рекомендует выполнить это решение Комитета незамедлительно.
Миссия отмечает документы (на русском языке), представленные музеем Кижи (Генеральный план музея-заповедника Кижи и его зоны охраны), которые не были представлены для рассмотрения и не определяющие границы Объекта Всемирного Наследия и его буферную зону. Миссия выражает сожаление, что все градостроительные регламенты, установленные Генеральным Планом, адаптированы к строительной деятельности и что музей-заповедник «Кижи» намерен развивать туристическую инфраструктуру и построить, согласно генерального плана, новый визит-центр.
Миссия рекомендует приостановить любое неуместное развитие и новое строительство в пределах границ объекта, буферных зон и зон охраны музея-заповедника «Кижи», а также предоставить все проекты на рассмотрение в Центр Всемирного наследия до их официального утверждения в соответствии с п. 172 Руководства по выполнению Конвенции.
Миссия отмечает, что усилия Государства-участника по разработке по просьбе Комитета полностью интегрированного Плана управления объектом, сдерживалась в основном из-за различных толкований со стороны национальных властей о решениях Комитета всемирного наследия. Отчет миссии подробно приводит список вопросов, которые должен охватывать интегрированный план управления (в том числе использование Выдающейся Всемирной ценности как ключевой фактор для принятия всех решений на объекте, формальное включение новых партнеров и заинтересованных лиц, таких как церковь; необходимость соответствия общему контексту в принятии решений, обеспечение управления и обеспечения инфраструктуры для значительно выросшего числа туристов, забота об окружении объекта, баланс между культурным и природным окружением, общее обеспечение готовности к рискам и охраны, определение границ и защиты и т.д.).
Миссия отметила, что, по сообщению Государства-участника, План управления и программа развития туризма будут представлены в Центр Всемирного Наследия и консультативные органы для рассмотрения и замечаний.
В дополнение к изложенным выше рекомендациям, миссия предложила Государству-участнику ряд коррекционных мер и временные рамки для их выполнения. Отчет миссии размещен в интернете: http://whc.unesco.org/en/sessions/34COM/.
Центр Всемирного Наследия и ИКОМОС считают, что Государство-участник должен выполнить предложенные коррективные меры как можно скорее.
Центр Всемирного Наследия и консультативные органы отмечают, что наиболее критической проблемой на Кижском Погосте является угрожающее состояние Преображенской церкви. Рассматривая разделы 177-191 Оперативных директив, можно сделать вывод, что если текущая утрата материала или конструктивных элементов не будет немедленно прекращена, это будет угрожать Выдающейся Всемирной ценности объекта. Реставрация Преображенской церкви началась, и она не должна останавливаться.
Центр Всемирного Наследия и консультативные органы не считают необходимым на этой стадии рекомендовать включение Кижского погоста в Список Всемирного Наследия в опасности. Следующей миссии 2011 г. рекомендовано оценить прогресс по упомянутым выше вопросам и составить отчет Комитету Всемирного Наследия на 36-й сессии в 2012 г. , для того, чтобы при условии значительного прогресса включить объект в Список Всемирного наследия в опасности.
Центр Всемирного Наследия и консультативные органы с удовлетворением отмечают, что ремонтные и реставрационные работы в Преображенской церкви начались в стабильных финансовых условиях и призывают власти не прекращать эту работу. Центр Всемирного Наследия и консультативные органы подчеркивают, что применяемый подход к ремонту бревен должен быть пересмотрен с учетом рекомендаций – документа, подготовленного миссией после посещения острова и что необходимо определить Руководящие Принципы для работы, которые будут учитывать подлинность и Выдающуюся Всемирную ценность объекта.
Центр Всемирного Наследия и консультативные органы хотели бы в интересах улучшения координации и интеграции управления объектом, вновь подчеркнуть важность создания специального государственного органа, рекомендуемого ранее Комитетом, и скорейшее завершение интегрированного Плана управления объектом, включающего мониторинг, готовность к рискам, стратегию туризма и защиту окружающего ландшафта.
Решение 34 сессии Комитет Всемирного наследия 34 COM 7B.94
1. Рассмотрев документ WHC-10/34.COM/7B.Add,
2. Со ссылкой на решение 33 COM 7B.117, принятое на 33-й сессии (Севилья, 2009),
3. Отмечаем, что стабильное финансирование данного объекта было обеспечено в соответствии с государственным распоряжением, а так же продолжением деятельности музея-заповедника "Кижи" по улучшению качества обслуживания, контроля и презентации объекта всемирного наследия;
4. Так же обращаем внимание на результаты, полученные объединенным Центром Всемирного Наследия и ИКОМОС после посещения данного объекта в апреле 2010 года;
5. Кроме того, отмечаем значительный прогресс, достигнутый в управлении музеем-заповедником "Кижи", в подготовке и начале проведения реставрационных работ в Преображенской церкви и настоятельно рекомендуем продолжать государственное участие;
6. Настоятельная просьба к государственным органам пересмотреть методы реставрации древесины, а также этапы реставрации в соответствии с нормами и рекомендациями, которые содержатся в документе, составленном по итогам визита специальной комиссии в апреле 2010 года. Необходимо определить основополагающие принципы реставрационного процесса, которые должны быть неразрывно связаны с подлинностью и выдающейся международной ценностью данного объекта.
7. Выражаем свое беспокойство о предложении музея-заповедника "Кижи" по разработке новых объектов для посетителей и по созданию нового туристского центра, в соответствии с генеральным планом заповедника "Кижи", и настоятельно просим государственные органы прекратить любые строительные действия на охраняемой природной территории музея-заповедника Кижи и предоставить в Центр всемирного наследия, в соответствии с пунктом 172 Оперативного руководства, все проекты для рассмотрения и дачи комментариев для одобрения;
8. Так же требуем от государства-участника выполнить все рекомендации, изложенные в докладе Центра всемирного наследия и ИКОМОС по данным комиссии за апрель 2010, в том числе внести определенные коррективы;
9. Вновь требуем от государства-участника ,.
а) Предоставить проект документа о высочайшей ценности данного памятника для мирового сообщества в качестве основы для разработки комплексного плана управления данным объектом, а также руководящие принципы для сохранения памятника;
б) Подготовить и осуществить комплексный план управления, включая стратегию развития туризма и меры по профилактике рисков, рациональное использование археологических ресурсов, охрану природного ландшафта и определение четкой границы и буферной зоны в отношении к охраняемой природной территории музея-заповедника "Кижи", меры и механизмы по контролю;
в) создать специальный государственный совет, отвечающий за координацию деятельности различных заинтересованных сторон и учреждений, занимающихся общим управлением объекта всемирного наследия;
10. Призываем государство, в частности, музей-заповедник "Кижи", сотрудничать с Центром всемирного наследия, консультативными органами и Бюро ЮНЕСКО в Москве для разработки программы по повышению квалификации местных экспертов, участвующих в восстановлении и управлении музеем-заповедником "Кижи" ;
11. Требуем от государства- участника предоставить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2011 года подробный отчет о состоянии и сохранности объекта, включая отчет о работе и все соответствующие документы об осствлении предписанных корректирующих мер;
12. Требуем от государства-участника предложить создание новой комиссии объединенного Центра всемирного наследия и ИКОМОС по наблюдению данного объекта в 2011 для оценки состояния его сохранности;
13. Кроме того, требуем от государства предоставить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2012 года подробный доклад о состоянии и сохранности объекта, включая отчет по всем вопросам, упомянутым выше, и все соответствующие документы об осуществлении предписанных корректирующих мер, для рассмотрения доклада Комитетом на его тридцать шестой сессии в 2012 году, для того чтобы при отсутствии существенного прогресса добавить объект в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
33-й сессия Комитета всемирного наследия в Севилье, Испания / 22-30 июня 2009
Основные угрозы, отмеченные в предыдущих докладах
а) Конструкционная целостность Преображенской церкви
б) Отсутствие комплексного плана управления, направленного на общее управление объектом всемирного наследия
в) Воздействие развития туризма на объект
Текущие проблемы сохранения:
Комитет всемирного наследия на ее 31-й сессии (Крайстчерч, 2007), обратился с просьбой к государству-участнику незамедлительно начать необходимые ремонтные и реставрационные работы на Преображенской церкви, и подтвердить делегирование полномочий для проведения этих реставрационных работ, а также их финансирование. Комитет всемирного наследия на своей 32-й сессии (Квебек-Сити, 2008) обратился с просьбой о том, чтобы государство-сторона представило подробный доклад о ходе реставрационных работ, и проект комплексного плана управления Кижским погостом включая стратегию туризма, меры по обеспечению готовности к рискам и карты с указанием границ этого объекта и его буферной зоны, все для рассмотрения Комитетом Всемирного наследия на своей 33-й сессии в 2009 году, с тем, чтобы при отсутствии существенного прогресса, включить объект в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Доклад государства-участника, полученный 30 января 2009 года, представляет собой всеобъемлющее резюме мероприятий, которые имели место на объекте в течение 2008 года. В настоящем докладе освещаются следующие позитивные меры, предпринятые государством-участником в интересах объекта:
• Распоряжение от 7 ноября 2008 г. № 1633-р
План мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста (остров Кижи, Республика Карелия) и развитию инфраструктуры Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи ", направленные на сохранение (восстановление, сохранение и комплексную защиту) кижских памятников, в том числе объектов Всемирном наследии, включая расходы на улучшение надежности энергообеспечения острова;
• Приказ № 282 (декабрь 2008) о сохранении архитектурного ансамбля Кижского погоста и развитии инфраструктуры музея "Кижи";
• В докладе говорится, что эти документы служат основой для разработки плана управления музея в том числе стратегии развития туризма, обеспечения готовности к рискам и определению границ буферной зоны, которые сейчас реализуются;
• Распоряжение правительства Республики Карелия (будет утверждено в 2009 году) устанавливает границы охраняемых территорий, условия строительного использования и управления в пределах охраняемых зон в целях защиты территории, прилегающей к памятникам, от незаконной деятельности.
В докладе отмечается также, что в 2008 году выполнялись следующие работы на памятниках Кижского погоста:
Покровская церковь: Смена кровель восьмерика и лемеховых покрытий, термическая обработка поврежденных участков стен в подвале и на чердаке трапезной церкви, а также меры по совершенствованию системы вентиляции на чердаке;
Колокольня: Термическая обработка элементов, поврежденных жуком точильщиком, ремонт северного крыльца, а также очистка пространства между двумя бревенчатыми стенами для улучшения вентиляции и предотвращения биологического разрушения.
Церковь Преображения Господня: Повышено внимание к контролю, а также оборудованию и системам готовности к рискам (противопожарный контроль), включая создание рабочей группы специализирующейся на управлении рисками и занимающейся подготовкой плана управления рисками катастроф для Кижского погоста.
В докладе также содержится ссылка на публикацию ряда руководящих принципов ("Обслуживание деревянных архитектурных памятников"), суммирующих опыт применения системы мониторинга и обслуживания деревянных архитектурных памятников, повышенное внимание было также уделено новостям во всех формах местных средств массовой информации.
Однако, как доклады, представленные в предыдущие годы, этот доклад, подготовлен только местным органом управления объектом без участия национальных органов власти, и не отвечает на проблемы и вопросы, поднятые Комитетом всемирного наследия на его 32-й сессии (Квебек-сити, 2008).
Заявление в докладе государства-участника, что принятый в конце 2008 года президентский указ и постановление Российской Федерации обеспечивает основу для разработки запрашиваемого комплексного плана управления, свидетельствует о том, что, как и в прошлые годы, государство-сторона не понимает характера инструмента управления, запрашиваемого Комитетом Всемирного наследия. А также настоятельную необходимость подготовки обоснования выдающейся мировой ценность для обеспечения принятия управленческих решений и планирования, основывающегося на уважении ценности объекта Всемирного наследия.
Центр Всемирного наследия и Консультативный орган весьма обеспокоены тем, что федеральные власти до сих пор не участвуют в процессе подготовки и осуществления всеобъемлющего плана управления этим объектом, который должен включать развитие туризма, общую концепцию объекта, а также определять четкие границы и буферные зоны (включая возможный их пересмотр).
Центр всемирного наследия и консультативные органы подчеркивают, что государство-сторона не создало специальную правительственную группу по просьбе Комитета Всемирного наследия, и напоминает о важности участия всех заинтересованных сторон на всех уровнях в процессе сохранения, защиты и управления объектом, а также в подготовке отчетов о состоянии работ по сохранению объекта, запрашиваемые Комитетом Всемирного наследия.
Учитывая продолжающееся серьезное структурные ухудшение объекта, Центр Всемирного наследия и консультативные органы считают весьма актуальным, чтобы государство-сторона начало необходимые реставрационные работы, о которых Комитет всемирного наследия просит уже в течение более чем десяти лет.
Центр Всемирного наследия и консультативные органы считают, что ценности, в связи с которыми объект был включен в Список Всемирного наследия, находятся под угрозой из-за недостаточности мер по реставрации и что этот объект должен быть включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Решение: 33COM 7B.117
Комитет Всемирного наследия
Севилья 22-30 июня 2009 г.
1. Рассмотрев Документ WHC-09/33.COM/7B,
2. Ссылаясь на Решение 32 COM 7B.104, принятое на его 32-й сессии (Квебек-Сити, 2008 год),
3. Высоко оценивая продолжающиеся усилия со стороны музея-заповедника Кижи по улучшению обслуживания, контроля и популяризации объекта Всемирного наследия,
4. Выражает сожаление, что государство-сторона не выполнило никаких действий, о которых просил Комитет, и настоятельно призывает государство-сторону создать специальную правительственную группу по координации выполнения всех решений Комитета Всемирного наследия, касающихся этого объекта;
5. Выражает свою глубокую обеспокоенность по поводу продолжающегося ухудшения материала конструкций Преображенской церкви;
6. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику продвинуться вперед по всем вопросам, упомянутым в течение десяти лет, включая следующие документы:
а) Подробный отчет об основных реставрационных работах,
б) Три экземпляра проекта комплексного плана управления архитектурным ансамблем Кижского погоста, включая стратегию туризма (в частности, с акцентом на все возможные угрозы для объекта от речного туризма), меры по обеспечению готовности к рискам,
с) пересмотренные и утвержденные документы, касающиеся охраняемых территорий музея-заповедника Кижи, включая границы объекта и его буферной зоны;
7. Просит государство-сторону представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2010 г., доклад о ходе осуществления вышеуказанных мероприятий, для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 34-й сессии в 2010 году,
8. Также просит государство-сторону разработать при консультации с Центром всемирного наследия и консультативными органами желательное состояние сохранности, проект Обоснования выдающейся мировой ценности, определить комплекс мероприятий по исправлению положения, а также сроки их осуществления и представить эти материалы в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2010 года, для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 34-й сессии в 2010 году, с целью решения вопроса, в случае отсутствия существенного прогресса, о включении объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой;
9. В заключение просит государство-сторону пригласить совместную миссию реагирующего мониторинга Центра Всемирного наследия / ИКОМОС в музей-заповедник «Кижи» для оценки состояния сохранности объекта.
32-й сессия Комитета всемирного наследия, Квебек, Канада / 2 - 10 июля 2008
Актуальные вопросы сохранения
а) Конструкционная целостность Преображенской церкви
б) Отсутствие комплексного плана управления, направленного на общее управление объектом всемирного наследия
в) Воздействие развития туризма на объект
В соответствии с просьбой Комитета всемирного наследия, 5 февраля 2008 государством-участником в Центр всемирного наследия был представлен доклад о состоянии работ по сохранению объекта, который лишь частично отвечает на вопросы Комитета всемирного наследия.
Государство-сторона информировало том, что значительный прогресс был достигнут в реализации решений Комитета всемирного наследия, в частности, по выполнению технических подготовительных работ для реставрации Преображенской церкви, а также по усилению мер по обеспечению готовности к рискам. Первые экспериментальный ремонтно-реставрационные работы начаты Дирекцией музея-заповедника "Кижи" в соответствии с просьбой Комитета всемирного наследия.
Тем не менее, в пояснительной записке, приложенной к докладу государства-участника, директор музея-заповедника «Кижи» подчеркнула, что на данном этапе, восстановительные работы полностью не могут быть начаты без четко спланированного делегирования административных и исполнительных полномочий по этому проекту, хотя Комитет всемирного наследия на 31-й сессии (Крайстчерч, 2007) обратился с просьбой к государству-участнику незамедлительно начать ремонтно-реставрационные работы на Преображенской церкви.
Центр всемирного наследия отметил, что доклад был подготовлен Дирекцией музея-заповедника "Кижи". Как менеджер объекта, директор дает очень подробную и полную информацию о своей деятельности по объекту всемирного наследия, включая вопросы природного окружения и ландшафта.
Информация, запрошенная Комитетом всемирного наследия и отсутствующая в докладе государства-участника (например, проект комплексного плана управления Кижским погостом, карты с указанием границ объекта всемирного наследия и его буферной зоны), должна быть, предоставлена Федеральными властями. По-видимому, они по-прежнему не принимают активного участия в процессе, касающегося реставрационных работ или подготовки и осуществления всеобъемлющего плана управления для объекта всемирного наследия, который должен включать развитие туризма, общее видение объекта, а также определение четких границ и буферной зоны (включая их возможный пересмотр).
Центр всемирного наследия и ИКОМОС подчеркивают важность участия всех заинтересованных сторон на всех уровнях в процессе сохранения, охраны и рационального использования объекта всемирного наследия, а также в подготовке докладов о состоянии работ по сохранению объекта, требуемые Комитетом всемирной наследия. Принимая во внимание важность и сложность реставрации Преображенской церкви, а также особенности развития речного туризма государству-участнику предлагается создать специальный Государственный комитет или группу с двумя комиссиями, где одна отвечает за реставрационные работы, другая за методы управления и вопросы развития туризма.
32COM 7B.104 – Кижский Погост (Российская Федерация) (C 544)
Текст решения
Комитет всемирного наследия,
1. Рассмотрев документ WHC-08/32.COM/7B,
2. Ссылаясь на решение 31 СОМ 7B.88, принятом на 31-й сессии (Крайстчерч, 2007),
3. Настоятельно призывает государство-сторону незамедлительно начать ремонт и реставрационные работы на церкви Преображения Господня;
4. Отмечает продолжающиеся усилия дирекции музея-заповедника Кижи в управлении объектом Всемирного наследия, который представляет собой небольшую часть территории заповедника, и призывает Администрацию объекта продолжать свою работу в направлении комплексного плана управления объектом;
5. Настоятельно призывает государство-сторону в срочном порядке подтвердить выполнение необходимых административных процедур, касающихся делегирования полномочий для реставрационных работ, а также средств, выделяемых для реставрационных работ в течение всего срока реализации проекта;
6. Предлагает государству-участнику учредить специальную государственную группу по вопросу эффективной координации, в тесном сотрудничестве с Центром всемирного наследия и консультативными органами, по выполнению решений Комитета всемирного наследия и рекомендаций миссии реагирующего мониторинга по объекту;
7. Просит государство-сторону, в сотрудничестве с Центром всемирного наследия и ИКОМОС, подготовить проект обоснования выдающейся универсальной ценности, включая условия целостности и подлинности, для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 33-й сессии в 2009 году;
8. Просит государство-сторону представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2009 года доклад о ходе работы по всем вопросам, упомянутым выше, в том числе следующие документы:
а) подробный доклад о ходе реставрационных работ;
б) три печатные и электронную копии проекта комплексного плана управления для погоста Кижи, в том числе стратегии туризма, меры готовности к рискам и карты с указанием границ памятников всемирного наследия и его буферной зоны;
с) пересмотреть и утвердить документы, касающиеся охраняемых территорий музея-заповедника Кижи, в том числе границ собственности и его охранной зоны;
для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 33-й сессии в 2009 году, чтобы в случае отсутствия существенного прогресса принять решение о включении объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.