Федеральное казначейство (федеральная служба).

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 была образована систем органов Федерального казначейства в подчинении Минфин России, а 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.

Эти органы созданы в целях обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за (ст. 267 БК РФ):

· непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределе­нных главными распорядителями (распорядителями) средств фе­дерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержден­ными им лимитами бюджетных обязательств;

· непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателя­ми средств федерального бюджета, над доведенными им лимита­ми бюджетных обязательств;

· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, пред­ставленном в Федеральное казначейство получателем средств фе­дерального бюджета;

· наличием у получателя средств федерального бюджета докумен­тов, подтверждающих возникновение у него денежных обяза­тельств.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

· доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

· открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает ре­жимы счетов федерального бюджета;

· открывает и ведет лицевые счета главных распорядите­лей, распорядителей и получателей средств федерально­го бюджета;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи фе­дерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

· составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении кон­солидированного бюджета РФ;

· осуществляет распределение доходов от уплаты феде­ральных налогов и сборов между бюджетами бюджет­ной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

· осуществляет прогнозирование и кассовое планирова­ние средств федерального бюджета;

· осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

· осуществляет в установленном порядке кассовое обслу­живание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

· обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соот­ветствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов;

· осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюдже­та главными распорядителями, распорядителями и по­лучателями средств федерального бюджета;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функ­ции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Эта Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп­равления, общественными объединениями и иными организациями.

Данная Служба осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности:

1. ведет контроль и надзор:

· за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материаль­ных ценностей, находящихся в федеральной собственности,

· за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключени­ем кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов ор­ганов валютного регулирования и валютного контроля, а так­же за соответствием проводимых валютных операций услови­ям лицензий и разрешений,

· за соблюдением требований бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций,

· за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления законодательства Российской Федерации о финан­сово-бюджетном контроле и надзоре;

ведет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, от­несенным к компетенции Службы;

осуществляет в установленном порядке сбор, а также накоп­ление и обработку отчетности и иной документированной информа­ции в установленной сфере деятельности;

обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составля­ющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммер­ческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

в установленном порядке взаимодействует с органами государ­ственной власти иностранных государств и международными органи­зациями в названной сфере.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятель­ности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

• проверять в организациях, получающих средства федерально­го бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящие­ся в федеральной собственности, в организациях - получателях фи­нансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и пра­вильность использования денежных средств, ценных бумаг, матери­альных ценностей, а также получать необходимые письменные объяс­нения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения конт­рольных и надзорных мероприятий;

• проводить в организациях любых форм собственности, полу­чивших от проверяемой организации денежные средства, материаль­ные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

• направлять в проверенные организации, их вышестоящие орга­ны обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

• контролировать своевременность и полноту устранения про­веряемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нару­шений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

• заказывать про ведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осу­ществления надзора в установленной сфере деятельности;

• привлекать в установленном порядке для проработки вопро­сов, отнесенных к указанной сфере, научные и иные организации, уче­ных и специалистов;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по во­просам, отнесенным к компетенции Службы.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправеосуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-пра­вовое регулирование, кроме случаев, определенных указами Президента РФ.

Минфин России координирует и контролирует деятельность находящейся в его ведении Федеральной службы страхового надзора.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (государственный страховой надзор) занимает особое место в государственном регулировании страхования на территории Российской Федерации и осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела и иными лицами страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Для выполнения функций по кон­тролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) в России создан специальный государственный орган. В настоящее время это Федеральная служба страхового надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти и находящаяся в ведении Минфина России. Федеральная служба страхового надзора действует на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ. (Положение о Федеральной службе страхового надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330).

Основными функциями федерального органа страхового надзора являются:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление страхования;

· ведение единого государственного реестра субъектов страхо­вого дела и реестра их объединений;

· контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, за достоверностью отчетности субъек­тов страхового дела, за обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;

· аттестация страховых актуариев;

· получение, обработка и анализ отчетности субъектов страхо­вого дела;

· выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

· принятие решений о аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензии субъектов страхового дела.

Кроме того, Федеральная служба страхового надзора рассчитывает размер (квоту) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховщиков, обобщает практику страхового надзора и участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, в подготовке проектов нормативных правовых и международных договоров РФ по вопросам страхового надзора и т.д.

При выявлении нарушений субъектами страхового дела требований законодательства о страховании Федеральная служба страхового надзора направляет этим субъектам предписания об устранении нарушений, а в случае невыполнения таких предписаний вправе приостанавливать, ограничивать либо отзывать лицензии. Федеральная служба страхового надзора в случаях, предусмотренных законом, имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела.

Для выполнения контрольных функций федеральный орган страхового надзора вправе:

· получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении

· проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности их отчетности;

· организовывать проведение необходимых исследований (включая научные), экспертиз и т.п.;

· создавать совещательные и экспертные органы.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы ­ инспекции страхового надзора по федеральному округу. Территори­альные инспекции страхового надзора создаются и действуют в соответствии с утвержденным приказом Минфина России Положением. Они осуществляют контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового законодательства (включая их филиалы) и иными юридическими и физическими лицами на территории федерального округа. Территориальные инспекции получают, обрабатывают и анализируют отчетность субъектов страхового дела и передают ее в Федеральную службу страхового надзора, проводят плановые и внеплановые проверки осуществления страховой деятельности указанными субъектами, а при выявлении наруше­ний субъектами страхового дела страхового законодательства вправе выдавать им предписания. В настоящее время действуют семь терри­ториальных инспекций страхового надзора по федеральным округам.

Федеральная служба страxoвого надзора имеет право осуществ­лять контроль за деятельностью своих территориальных органов.

Федеральную налоговую службу . Деятельность направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим - за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

В систему органов Федеральной налоговой службы входят его территориальные органы в районах и городах, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизованная система органов. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций.

Исходя из этого, построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.)

Подобно налоговым органами деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ, который в 2004 г. был переименован в Федеральную таможенную службу. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429):

· осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правиль­ность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их при­нудительному взысканию;

· осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

· ведет таможенную статистику внешней торговли и спе­циальную таможенную статистику;

· осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

· осуществляет функции главного распорядителя и полу­чателя средств. федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы, и реализацию возложенных на нее функций;

· осуществляет иные функции в установленной сфере де­ятельности.

СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Одним из методов управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планиро­вание представляет собой планирование всех доходов и на­правлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного объема, содержания и назначения в зави­симости от задач и объектов планирования.

Для хозяйствующего субъекта финансовое планиро­вание состоит в:

1) воплощении выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;

2) обеспечении финансовыми ресурсами заложенных в финансовом плане экономических пропорций развития;

3) предоставлении возможности определения жизне­способности проекта предприятия в условиях конкуренции.

Финансовое планирование служит инструментом по­лучения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Цель финансового планирования - определить возмож­ные объемы финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показа­телей.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет рационального использования денеж­ных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль над финансовым состоянием, платежеспо­собностью и кредитоспособностью предприятия.

Методы финансового планирования

1. Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внут­ренних резервов предприятия.

2. Нормативный метод - на основе заранее установ­ленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы могут устанавливаться:

· государством (ставки налогов и сборов, нормы амор­тизационных отчислений и другие нормативы);

· самим предприятием для регулирования производ­ственно-хозяйственной деятельности, контроля за ис­пользованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

3. Метод балансовых расчетов основывается на про­гнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для опреде­ления будущей потребности в финансовых средствах.

4. Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

5. Метод многовариантных расчетов состоит в разра­ботке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом крите­рии выбора могут быть различными.

Финансовое планирование в зависимости от содержа­ния назначения и задач можно классифицировать на:

перспективное планирование, которое используется для определения важнейших показателей, пропорций и тем­пов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает пе­риод времени от одного года до трех лет;

текущее планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой кон­кретизацию его показателей. Составляется на один год;

оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.

Инструменты финансового планирования:

·финансовые показатели - директивные параметры качественного или количественного развития;

·контрольные цифры - параметры перспективного развития предприятия, не имеющие директивного характера (динамика прибыли предприятия на бли­жайшие несколько лет);

·финансовые лимиты - предельно допустимое по верх­ней и нижней границам директивное значение плани­руемого показателя.

Наши рекомендации