Федеральное казначейство (федеральная служба).
Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 была образована систем органов Федерального казначейства в подчинении Минфин России, а 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.
Эти органы созданы в целях обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за (ст. 267 БК РФ):
· непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
· непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
· наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:
· доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
· открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
· открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
· составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
· осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
· осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
· осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
· осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
· обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов;
· осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Эта Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Данная Служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. ведет контроль и надзор:
· за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности,
· за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений,
· за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций,
· за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
ведет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
осуществляет в установленном порядке сбор, а также накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в названной сфере.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:
• проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
• проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
• направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
• контролировать своевременность и полноту устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
• заказывать про ведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
• привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к указанной сфере, научные и иные организации, ученых и специалистов;
• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправеосуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определенных указами Президента РФ.
Минфин России координирует и контролирует деятельность находящейся в его ведении Федеральной службы страхового надзора.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (государственный страховой надзор) занимает особое место в государственном регулировании страхования на территории Российской Федерации и осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела и иными лицами страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Для выполнения функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) в России создан специальный государственный орган. В настоящее время это Федеральная служба страхового надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти и находящаяся в ведении Минфина России. Федеральная служба страхового надзора действует на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ. (Положение о Федеральной службе страхового надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330).
Основными функциями федерального органа страхового надзора являются:
· выдача страховщикам лицензий на осуществление страхования;
· ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра их объединений;
· контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, за достоверностью отчетности субъектов страхового дела, за обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;
· аттестация страховых актуариев;
· получение, обработка и анализ отчетности субъектов страхового дела;
· выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
· принятие решений о аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензии субъектов страхового дела.
Кроме того, Федеральная служба страхового надзора рассчитывает размер (квоту) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховщиков, обобщает практику страхового надзора и участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, в подготовке проектов нормативных правовых и международных договоров РФ по вопросам страхового надзора и т.д.
При выявлении нарушений субъектами страхового дела требований законодательства о страховании Федеральная служба страхового надзора направляет этим субъектам предписания об устранении нарушений, а в случае невыполнения таких предписаний вправе приостанавливать, ограничивать либо отзывать лицензии. Федеральная служба страхового надзора в случаях, предусмотренных законом, имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела.
Для выполнения контрольных функций федеральный орган страхового надзора вправе:
· получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом положении
· проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности их отчетности;
· организовывать проведение необходимых исследований (включая научные), экспертиз и т.п.;
· создавать совещательные и экспертные органы.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы инспекции страхового надзора по федеральному округу. Территориальные инспекции страхового надзора создаются и действуют в соответствии с утвержденным приказом Минфина России Положением. Они осуществляют контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового законодательства (включая их филиалы) и иными юридическими и физическими лицами на территории федерального округа. Территориальные инспекции получают, обрабатывают и анализируют отчетность субъектов страхового дела и передают ее в Федеральную службу страхового надзора, проводят плановые и внеплановые проверки осуществления страховой деятельности указанными субъектами, а при выявлении нарушений субъектами страхового дела страхового законодательства вправе выдавать им предписания. В настоящее время действуют семь территориальных инспекций страхового надзора по федеральным округам.
Федеральная служба страxoвого надзора имеет право осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов.
Федеральную налоговую службу . Деятельность направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим - за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
В систему органов Федеральной налоговой службы входят его территориальные органы в районах и городах, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизованная система органов. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций.
Исходя из этого, построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.)
Подобно налоговым органами деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ, который в 2004 г. был переименован в Федеральную таможенную службу. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429):
· осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;
· осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
· ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
· осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств. федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы, и реализацию возложенных на нее функций;
· осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Одним из методов управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного объема, содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Для хозяйствующего субъекта финансовое планирование состоит в:
1) воплощении выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;
2) обеспечении финансовыми ресурсами заложенных в финансовом плане экономических пропорций развития;
3) предоставлении возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции.
Финансовое планирование служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Цель финансового планирования - определить возможные объемы финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет рационального использования денежных средств;
· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
· контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Методы финансового планирования
1. Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.
2. Нормативный метод - на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы могут устанавливаться:
· государством (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы);
· самим предприятием для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
3. Метод балансовых расчетов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.
4. Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
5. Метод многовариантных расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.
Финансовое планирование в зависимости от содержания назначения и задач можно классифицировать на:
перспективное планирование, которое используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период времени от одного года до трех лет;
текущее планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Составляется на один год;
оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.
Инструменты финансового планирования:
·финансовые показатели - директивные параметры качественного или количественного развития;
·контрольные цифры - параметры перспективного развития предприятия, не имеющие директивного характера (динамика прибыли предприятия на ближайшие несколько лет);
·финансовые лимиты - предельно допустимое по верхней и нижней границам директивное значение планируемого показателя.