Преобразование банковской системы в ходе проведения экономических реформ.
Преобразование банковской системы в ходе проведения экономических реформ.
Структура современной банковской системы.
Центральный банк, его функции и роль.
Функции коммерческих банков.
Специализированные финансово-кредитные институты.
Преобразование банковской системы в ходе проведения экономических реформ.
До 1987г. банковская система характеризовалась следующими признаками:
1- централизованная структура управления;
2- плановый характер деятельности;
3- контроль за выполнением кредитных планов.
Существовало три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР и система гострудсберкасс. Главенствующее место занимал Госбанк СССР. Госбанк СССР в условиях командно-административной системы обладал неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Отделения Госбанка СССР на местах не имели юридической самостоятельности, так как работали в пределах прав, которые регламентировала головная контора Госбанка. Их роль сводилась к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и не цели, предусмотренные планом. Проводился анализ использования кредитных ресурсов, отчетность предоставлялась головным организациям.
Целями реорганизации банковской системы, начатой в 1987г. было изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг. Задачи первого этапа реорганизации:
создание двухуровневой банковской системы;
перевод специализированных банков на самофинансирование;
совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства. На Госбанк остались возложены функции координатора деятельности специализированных банков и проведение денежно-кредитной политики, а также эмиссионная деятельность. Другие банки специализировались на кредитовании предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними. Это Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.
Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Усилилась связь банков с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство, улучшилась структура кредитных вложений. Однако эффективно действующая система экономического регулирования денежного процесса не была создана, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики. Оказалось невозможным обеспечить реальную специализацию банков на уровне низовых звеньев. «Закрепление» клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками.
Не изменились принципиально кредитные отношения. Сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков. Причину ухудшения экономической ситуации в разрезе банковской сферы увидели в спецбанках и приняли меры к их реорганизации. Второй этап банковской реформы был начат в 1988г. Характерной особенностью данного этапа было то, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей было создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в сфере движения кредитных ресурсов. Характерной особенностью нового этапа реформы было то, что она началась по инициативе «снизу». Создание кредитных учреждений нового типа не сопровождалось формированием достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и инструкции не были созданы, а старые регулирующие акты не поспевали за практикой. Разумеется, в условиях, когда предприятия действовали по принципу «все можно, что не запрещено», создавалось поле для собственной интерпретации деятельности, разработки собственных правил ведения банковских операций. В этот период была повторена ошибка периода НЭПа - «чем больше банков, тем больше денег». Центральный банк не мог реализовать контрольную функцию, так как была принижена его роль как «банк банков» и не было механизма денежно-кредитного регулирования. Бесконтрольная кредитная эмиссия привела к резкому увеличению денежной массы в стране, что явилось одним из факторов, влияющих на инфляцию. В 1990г. были приняты банковские законы, регламентирующие банковскую деятельность. Но этот период характеризовался двоевластием законов: т.к. еще существовал СССР, то наряду с Законом «О Госбанке СССР» на территории России действовал еще и Закон «О Центральном Банке РФ». Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Законом «О банках и банковской деятельности». В Законе «О Центральном банке РФ» был определен его статус эмиссионного центра, его новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В законе были определены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора.
соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т., е., его ликвидность) оказывается под угрозой.
Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (к сожалению, в условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения - торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует нарастание в них спекулятивных операции). Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами_банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.
Действующее банковское законодательство представило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислении в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений спец банков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующими законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операции коммерческий банк берёт на себя.
Третий принцип заключается в том. что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риск и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том. что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков,но не может давать им приказов.
Функции коммерческих банков определены Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.)
Основными функциями являются:
а) мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
б) кредитование государства, населения и предприятий;
в) выпуск кредитных денег;
г) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
д) эмиссионно-учредительская функция;
е) консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
Одной из важных функции коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающих в процессе кругооборота фондов предприятии и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиций должны составлять основную часть средств, необходимых для формирования экономики
Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления.
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложении.
Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами -при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единственный государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были
В Законе «О банках и банковской деятельности» была сделана первая попытка на новой основе определить понятия «банк» и «банковская система», определить операции, выполняемые кредитными учреждениями. При всех своих положительных свойствах банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным характером и отражало те противоречия, которые сопровождали начальную стадию формирования банковской системы рыночного типа.
Новая редакция банковских законов появилась в 1995 и 1996гг., где частично были устранены недостатки прежних законов. Это сделало определенный шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными, что остается задачей для дальнейшего совершенствования банковского законодательства.
2. Структура современной банковской системы. Различают два понятия кредитной системы:
1. Функциональная форма - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. В этом аспекте кредитная система представлена всеми видами кредитов - банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным и специфическими формами отношений и методов кредитования, свойственных каждому виду.
2. Институциональная форма - совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные
денежные средства и предоставляющих их в ссуду. Ведущим звеном институциональной системы являются
банки.
Банк - коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях срочности, возвратности и платности, а также осуществляет расчетные, комисионно-посреднические и иные операции.
Банк отличается от небанковских специальных институтов (прочих «кредитных учреждений») тем, что он с позиции законодательства становиться таковым только в случае, если выполняет три вытекающих из его сути операции, которые и получили название чисто банковских. Это депозитная, кредитная и расчетная операции. Банком считается такое учреждение, которое выполняет все три операции одновременно. На первом уровне банковской системы в России находиться Центральный банк (да лее ЦБ РФ), на втором -коммерческие банки. Специализированные финансово-кредитные учреждения (в зависимости от степени своего развития) могут как входить во второй уровень банковской системы, так и выделяться в отдельный третий.
При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов.
Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимаютв нейособое место, будучи «банками банков».
Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков. Коммерческие банки подразделяются на следующие типы:
В зависимости от характера выполняемых операций различают универсальные и специализированные банки. К универсальным относятся те из них, которые способны выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг. С другой точки зрения, под универсальностью понимают тип деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, по составу клиентской базы, количественно и регионально. Специализированные банки чаще всего связаны с кредитованием какой-либо отрасли народного хозяйства, группы предприятий. Это могут быть ипотечные банки, инвестиционные, муниципальные, инновационные, учетные, ссудосберегательные, биржевые и т.д.
По типу собственности коммерческие банки подразделяются на государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.
По масштабам деятельности выделяют банковские консорциумы, союзы, ассоциации, крупные, мелкие и средние банки.
По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные.
В зависимости от наличия филиалов бывают бесфилиальные, филиальные и многофилиальные банки. В зависимости от обслуживаемых отраслей выделяют многоотраслевые и одноотраслевые банки. В деятельность специализированных финансово-кредитных институтов входят одна или две банковских операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют специфическую клиентуру. К таким институтам относят кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.