Специализация производства

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска опреде­ленных видов продукции в отдельных отраслях промышленнос­ти, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это про­цесс производства однородной продукции или выполнения от­дельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производ­ства В промышленности частное разделение труда означает де­ление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифферен­циацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой

Единичное разделение труда представляет собой специализа­цию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных час­тей продукции и отдельных операций технологического процес­са по их изготовлению.

В промышленности различают следующие формы специали­зации:

• предметная специализация. Предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самоле­тов и т.п.);

• подетальная специализация. Предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюра­торный и другие подобные заводы;

• стадийная, или технологическая, специализация. Предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий тех­нологического процесса, например, прядильные фабрики, изго-кшливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, куз-печно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

• специализация вспомогательных производств. Предприятия заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а 1акже выполняют ремонтные работы.

Крупное производство и малый бизнес

Естественным результатом хозяйственной интеграции является * крупное производство. Причём в принципе укрупнение производства - закономерный и прогрессивный процесс.

Оно даёт экономию затрат; увеличивает возможности специализации; повышает эффективность использования мощного оборудования (подъёмных кранов, гигантских прессов, комбайнов); уменьшает хозяйственный риск. Однако укрупнение предприятий эффективно лишь до опреде­лённого предела, за которым производство становится громозд­ким, негибким, трудноуправляемым и экономически нецелесооб­разным, так как начинают возрастать средние издержки фирм.

Кроме того, экономике нужен и * малый бизнес - индивидуаль­ные, семейные, небольшие кооперативные предприятия. Среди них особое, почётное место занимают фермерские хозяйства (от лат. firmus - крепкий, прочный).Малый бизнес нуждается в благоприятных условиях, а их у нас в России по крайней мере в 1990-х годах не было: государство душило предпринимателей налогами, чиновничьим рэкетом, чрезмерными регламентация ми и контролем, к тому же мало поддерживая в правовом и финансовом отношениях. Большой бизнес эффективен в массовом производст­ве и во внедрении новых продуктов, технологий; малый - в выпуске мелких серий продукции, в сфере услуг, а также в разработке но­вых, экономически небезопасных проектов, где важно, чтобы "пер­вую борозду" прокладывали минимальные по размерам, гибкие биз-несы [подобный "первопроходческий" капитал называют "рисковым" или венчурным (от англ. venture - рискованное предприятие)]. Сегодня большие и малые фирмы не только конкурируют или просто "сосуществуют", но и тесно сотрудничают. Скажем, неболь-шие компании часто изготавливают и поставляют крупным фир­мам отдельные узлы и детали будущих изделий.

Наши рекомендации