Анализ положения дел в отрасли
(назначением раздела является указание на характер отрасли – развивающаяся, стабильная, стагнирующая, 3-4 стр.)
Цель этого подраздела – дать анализ положения дел в отрасли, в которой компания предполагает вести свой бизнес (или уже ведет), выявить потенциал ее прибыльности, движущие силы конкуренции и ключевые факторы успеха в данной отрасли.
В целом предоставляется следующая информация:
1. Общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона.
2. Ожидаемая доля организации в производстве продукции в регионе или в России.
3. Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
Более подробная структура подраздела представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура подраздела «Анализ положения дел в отрасли»
Ключевые вопросы | Комментарии |
1. Общее описание отрасли и ее размеры | Определяются: - динамика объемов продаж в отрасли (за последние 5 лет) и другие отраслевые характеристики; - тенденции роста и развития отрасли (с учетом стадии жизненного цикла отрасли). |
2. Наиболее крупные предприятия отрасли | Указываются: - общее количество предприятий отрасли; - перечень ведущих из них; - доля сбыта ведущих предприятий; - количество компаний, появившихся за последние 3 года. |
3. Региональная структура производства | Описывается: - общая характеристика региона; - распределение предприятий по регионам и областям. |
4. Развитие экспорта и импорта продукции (услуг) | Даются: - объемы экспорта и импорта; - перечень экспортируемых/ импортируемых изделий; - куда экспортируется /откуда импортируется продукция; - оценка перспектив развития экспорта/импорта (в отрасли и для региона). |
5. Основные характеристики предприятий отрасли - потенциальных конкурентов | Указываются: - номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции; - рынки, на которых они работают, их доли на этих рынках; - конкурентоспособность их продукции; - ценовая политика и политика в области сбыта; - состояние производственной базы; - рентабельность производства (средняя по отрасли и на лучших предприятиях). |
6. Целевые программы развития отрасли (федеральные, отраслевые) или региона | Описываются: - основные задачи и приоритеты развития; - выделяемые финансовые ресурсы; - предоставляемые льготы (по налогообложению и др.) |
7. Ключевые факторы успеха | Указываются ключевые факторы успеха в данной отрасли - бренд, - доступ к каналам распределения, финансированию, - технология, научно-исследовательские разработки или др. ) |
8. Необходимое юридическое обеспечение выбранного вида бизнеса | Указываются: - необходимые лицензии и разрешения на ведение бизнеса; - затраты на их получение; - перечень контролирующих органов. |
9. Налоговое окружение бизнеса | Существующее налоговое окружение бизнеса компании - основные виды налогов |
Ключевые факторы успеха – это те аспекты или особенности деятельности, которые компания обязана иметь или хорошо осуществлять, чтобы добиться успеха в конкретном бизнесе. К ним относятся определенные навыки, опыт, квалификация и свойства, относящиеся к продукту (услуге), или технологии, которые могут быть использованы для создания конкурентного преимущества.
В этом подразделе важно показать основные идеи бизнеса в контексте сложившегося состояния дел в отрасли и перспектив ее развития, а также заявить о возможностях компании успешно конкурировать с аналогичными фирмами на рынке. В заключение должны быть представлены краткие выводы о том, насколько предлагаемый проект бизнес-плана вписывается в общее направление развития отрасли в целом, а также соответствует региональным или общехозяйственным интересам.
Анализ рынка
Анализ рынка состоит из следующих этапов:
- Общее описание рынка и его целевых сегментов
- Определение спроса на продукты (услуги)
- Анализ конкурентов
Основные выводы на основе анализа конкуренции:
- общие соображения относительно конкуренции на рынке;
- перечень основных фирм-конкурентов и их характеристики;
- разъяснение своих конкурентных преимуществ;
- ожидаемое влияние конкуренции на деятельность компании.