Бюджетное устройство и бюджетная система. Бюджетное устройство — это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны

Бюджетное устройство — это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структу­ры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и право­вых основ их функционирования. Основы бюджетного устройства определяются формой государ­ственного устройства страны, действующими в ней основными зако­нодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроиз­водстве и социальных процессах.

Часть бюджетного устройства составляет бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, ад­министративно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, ос­нованная на экономических отношениях, государственном устрой­стве и правовых нормах. Бюджетная система — это главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система и форма государственного устройства.Пост­роение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федера­тивные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государствен­ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автоно­мии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление эко­номическими, социальными и политическими процессами в госу­дарстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и об­ладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федераль­ного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоян­ный союз суверенных государств, созданный для достижения полити­ческих или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — чле­нов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федера­тивном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации опреде­ляются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являют­ся республики в составе Российской Федерации, края, области, ав­тономные округа.

4.4 Уровни бюджетной системы РФ.Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов;

• местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет рес­публик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет авто­номной области, десять окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселко­вые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фон­ды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целе­вое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, эко­логический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстанов­ления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федера­ции, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюд­жет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджет­ную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенси­онный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обяза­тельного медицинского страхования). Средства этих фондов по эко­номическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных.

4.5 Принципы функционирования бюджетной системы РФ.В основе функционирования бюджетной системы Российской Федерации ле­жат следующие основополагающие принципы: 1) единство бюджет­ной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уров­ней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюд­жета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) дос­товерность бюджета; 10) адресность и целевой характер использова­ния бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюд­жетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодатель­ства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской федера­ции, органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органами местного самоуправления.

3. Самостоятельность, важнейший принцип всех бюджетов, оз­начающий:

• право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджет­ный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно определять направления расходова­ния средств соответствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно определять источники финансирова­ния дефицитов соответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходами расходов бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обяза­тельном порядке и полном объеме. Все государственные и муници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумули­рованных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюдже­том расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Для достижения эффективности и экономности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов орга­ны власти и получатели бюджетных средств должны исходить из не­обходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов — все расходы бюджета должны по­крываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность предполагает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления ин­формации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой ин­формации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государствен­ной власти, либо между законодательным (представительным) и ис­полнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета — это надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10.Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Наши рекомендации