Интересы основных групп сотрудников организации
Группа | Интересы |
Собственник | Повышать прибыль, сокращать издержки, достигать цели организации. Не переплачивать сотрудникам. Повышать мотивацию, лояльность персонала. Минимизировать собственные усилия к стимулированию |
Менеджмент | Максимизировать свое вознаграждение. Повышать мотивацию, лояльность сотрудников. Заботиться о своих подчиненных. Минимизировать усилия к мотивации персонала |
Кадровая служба | Заботиться об удовлетворении потребностей всех сотрудников. Быть стратегическим партнером первого лица. Выполнить сложный HR-проект, реализоваться профессионально |
Персонал | Иметь обязанностей меньше, а зарплату — больше. Понимать, за что спрашивает руководство. Иметь возможность увеличивать заработок. Стремиться к стабильности |
(систему стимулирования), презентовать его, ответить на вопросы и возражения, провести модельное внедрение. Например, в течение двух-трех месяцев выплачивать зарплату по старой схеме, но параллельно рассчитывать и по новой, выдавая сотрудникам распечатки с данными об их возможном доходе[72].
Построение социально-ориентированной рыночной экономики в условиях ее интернационализации требует изучения и внедрения опыта корпоративной социальной ответственности (КСО)[73], достаточно широко реализованного в деятельности наиболее успешных западноевропейских компаний. Общепризнанным фактом является тесная взаимосвязь корпоративной политики в области КСО с глобальной корпоративной стратегией.
Комплексный анализ становления концепции КСО позволяет выделить периоды ее развития.
1) конец XIX — начало XX вв. — этап зарождения концепции КСО: начало неорганизованного движения за защиту прав трудящихся, выдвижение доводов в пользу международного регулирования трудовых норм;
2) конец 1940-х — начало 1950-х гг. — этап добровольного использования КСО; заявление об обязанности корпораций добровольно финансировать общественные потребности, создание филантропических фондов крупных корпораций, наличие достаточно цельной доктрины КСО и появление массы исследований как теоретического, так и прикладного характера;
3) середина 1950-х — середина 1970-х гг. — пауза в развитии концепции КСО;
4) конец 1970-х — начало 1980-х гг. — этап расцвета концепции КСО, характеризующийся активным вторжением бизнеса в окружающую среду; появлением новых социальных движений (экологов, потребителей и др.); усиливающимся давлением со стороны государства и профсоюзов; выдвижением тезиса о социальном контроле ответственности бизнеса;
5) начато 1990-х — середина 1990-х гг. — этап социально-рыноч- ного развития концепции КСО, включающий заявление о том, что корпорации должны вести бизнес с учетом интересов различных «заинтересованных сторон» под флагом «корпоративного гражданства» для того, чтобы сообща достигать заявленной цели «устойчивого развития»;
6) середина 1990-х - конец 1990-х гг. — этап развития концепций «компании акционеров», «массового акционера», «капитализма участия»;
7) конец 1990-х — начало 2000-х гг. — этап развития «корпоративного гражданства», предполагающий наличие в списке стейкхолдеров предприятия государственных учреждений различного уровня, а также международных организаций (ООН, ее специализированные агентства и др.), а в качестве «ядра корпоративного гражданина» рассматривается ТНК;
начало 2000-х гг. по настоящее время — этан практической ре- ализации концепции КСО, характеризующийся давлением, исходящим от стейкхолдеров, активностью организаций «глобального гражданского общества», большой активностью правительственных кругов целого ряда стран, созданием в корпорациях отделов управления связей с правительствами, разработкой кодексов корпоративно- го поведения как самим сообществом бизнеса, гак и правительствами и авторитетными международными организациями.
В мире существует несколько устоявшихся моделей КСО. Каждая из них отражает общественно-экономический уклад, устройство общества, сложившееся в условиях государственной машины, функционирующих гражданских институтов, системы разрешения споров и свободы слова и выбора и др. Согласно этим моделям, сформировалась сложная система регламентации взаимоотношений и ролей, представляющая собой сбалансированную систему, функционирующую как саморегулируемый механизм, в котором за каждой из сторон закреплены свои собственные права и обязанности, летающие их, с одной стороны, самостоятельными, а с другой стороны — взаимозависимыми.
Реализация КСО в стратегии развития бизнеса осуществляется на двух уровнях: корпоративном и общественном (рис. 4.33).
Корпоративный уровень подразумевает улучшение качества корпоративного управления и затрагивает вопросы информационной прозрачности, отношений с стейкхолдерами и др.
Общественный уровень подразумевает инициативы и стандарты по продвижению и признанию социальной роли бизнеса (социальная отчетность, социальный аудит, консолидированные этические программы).
В качестве «свода правил» в данном случае могут выступать, например, национальные и международные стандарты социальной отчетности, общепринятые этические кодексы; в качестве механизмаи процедур — ведение социальной отчетности в компаниях, методики признания социальной значимости компаний и пр.[74]
Западные эксперты констатируют, что, но их мнению, в России до сих пор бытует представление о том, что корпоративная социальная ответственность и корпоративная социальная отчетность — это «мелочь», не заслуживающая внимания совета директоров. А между тем корпоративный социальный отчет может быть использован как инструмент управления рисками в компании и укрепления ее репутации во внешней среде. Это полноправная часть деятельности совета директоров и предприятия в целом. Он является инструментом обучения персонала, индикатором того, что его работа соответствует целям организации.
Зарубежный опыт свидетельствует; любая законопослушная организация должна выполнять массу требований регулирующих органов. Поэтому в плане корпоративной ответственности перед обществом у компании iter ничего добровольного. Но в компании должен быть выработан набор ценностей, этических принципов — своеобразный кодекс поведения, позволяющий гарантировать, что ее сотрудники и за пределами организации будут лояльными и законопослушными гражданами, которые, где бы они ни работали, не будут заниматься взяткодателъством, не будут платить политическим партиям. Невыполнение данных требований ведет к прекращению отношений работника с компанией, поскольку это противоречит тому, что она обещала обществу. А компания заинтересована, чтобы общество ей доверяло, давало возможность доступа к ресурсам, кадрам, к возможности роста, к тому, чтобы ее владельцы могли приумножать свое благосостояние. Однако она ни при каких условиях не намерена перекладывать на себя ответственность государства или его демократических институтов. Это «разделение труда» должно соблюдаться[75].
Создание рабочих мест можно назвать «естественной» социальной функцией бизнеса. Однако КСО этим отнюдь не исчерпывается. Одна из наиболее заметных сторон «общественной деятельности» корпораций — воплощение на практике концепции «частно-государственного партнерства»[76].
Таким образом, следует констатировать объективную необходимость анализа и адаптации западного опыта, в том числе в области КСО, к практике российского менеджмента.
Сегодня можно сформулировать национальные особенности в области корпоративной социальной ответственности в России:
· существенные отличия в понимании сущности КСО среди различных общественных групп;
· концентрация внимания компаний, как правило, на отдельных группах заинтересованных сторон;
· высокая активность государства в определении области корпоративной социальной ответственности компаний;
· низкая степень информационной открытости социальной политики российских компаний[77].
Российские исследователи активно разрабатывают различные методики оценки эффективности КСО (табл. 4.35, рис. 4.34).
Таблица 4.35