Типичная схема социальной эффективности

Отрицательные моменты, которые следует предотвращать:

· ущерб, наносимый организационной деятельностью;

· ущерб, наносимый здоровью;

· ущерб, наносимый личности.

Преимущества, которые следует реализовать:

· уверенность в завтрашнем дне, обеспечение надлежащего жиз­ненного уровня;

· реализация/развитие индивидуальных способностей;

· признание, успех, влияние;

· социальный контакт и приятный микроклимат в организации.

Многообразие компонентов социальной эффективности выдвига­ет важные для принятия решений по реализации экономических це­лей и кадровой политике вопросы.

Отдельные компоненты следует дифференцировать как по време­ни, так и применительно к тем или иным людям. Не все потребности имеют значение для всех сотрудников, не все одинаково важны в один и тот же момент. Некоторые аспекты имеют большее значе­ние, опять же независимо от индивидуальных и соответствующих определенной ситуации потребностей (например, предотвращение нанесения ущерба здоровью).

Поскольку отдельные сотрудники часто имеют только смутное представление о сложности реализации и поскольку в случае уточне­ния мнения о необходимых и реализуемых масштабах значительно расходятся у руководства организации, с одной стороны, и сотрудни­ков или представителей их интересов с другой. Опасность в том, что сумма требований сотрудников превышает выделяемые для это­го ресурсы. На этот аспект следует обратить внимание с точки зрения необходимости выживания и расширения организации.

Отдельные компоненты социальной эффективности зависят друг от друга, часто они находятся в конкурентных отношениях, т. е. мо­гут быть удовлетворительно выполнены не для всех сотрудников или не одновременно (например, большая социальная помощь и ком­фортные условия труда).

Программы социального страхования, элементы социально-куль­турной инфраструктуры подвергаются тщательной экономической оценке по критерию соотношения затрат и результатов. Даже круп­ные фирмы редко развивают различные элементы и программы в равной мере, концентрируя внимание на тех, которые дают боль­ший эффект с экономической точки зрения.

Компания «Ксерокс», например, широко субсидирует занятия в спортклубах. Другие корпорации имеют врачебно-физкультурные диспансеры или проводят специальные программы. Осуществляемая страховой компанией «Массачусетс мыочуэл иншуранс Ко.» про­грамма ранней диагностики и профилактики гипертонических забо­леваний ее служащих стоит около 30 тыс. долл. в год. По словам ди­ректора специальных проектов, она выгодна фирме, так как потеря трудоспособности работника по вине фирмы обходится ей в 600 долл. в месяц до конца его жизни. Компания «Юнайтед текнолоджиз» со­здала неврологический диспансер, рассчитанный на интенсивную бесплатную терапию ежегодно более 250 работников, страдающих алкоголизмом. Компания «Перкин Элмер» обеспечивает сотрудни­ков льготным транспортом до работы.

Такого рода мероприятия, выдаваемые за образцы социальных благотворительных корпораций, на деле обосновываются исключи­тельно прибылями нанимателя. Иной характер имеет деятельность «по поддержанию человеческих ресурсов» применительно к высше­му руководству корпораций, когда компании организуют или опла­чивают медицинские программы (обследований, диспансеризации или лечения) для этой категории управляющих, предоставляют в их пользование автомобили (бесплатно или на льготных условиях), оп­лачивают членство в клубах, обеспечивают бесплатное консультиро­вание опытными специалистами по вопросам налогообложения (для отыскания налоговых лазеек) и по устройству личных финансовых дел, а также предоставляют даже личных телохранителей некоторым высшим должностным лицам корпорации.

Такие программы обычно подаются под видом заботы о сохране­нии для фирмы наиболее дорогостоящих ресурсов, здоровья и рабо­тоспособности управляющих. Но поскольку эти мероприятия не рас­пространяются на другие категории работников, они являются формой предоставления льгот и привилегий для высшего руководст­ва. Они не только повышают жизненный уровень, но и подчеркивают более высокий по сравнению с рядовыми работниками компании со­циальный статус высших управляющих, служат слиянию интересов наемных руководителей и собственников корпораций.

Итак, контроллинг персонала — составная часть управления орга­низацией и служит для обеспечения гарантий, что будут достигнуты следующие цели:

· эффективность работы персонала;

· надежность финансовой отчетности;

· соответствие деятельности организации действующему законо­дательству и ведомственным инструкциям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Каковы основные цели и задачи контроллинга?

2. Чем можно объяснить появление контроллинга на современных пред­приятиях?

3. Какое место занимает контроллинг в системе у правлен ия организацией?

4. Каковы основные виды контроллинга?

5. В чем отличие стратегического и оперативного контроллинга?

6. Каковы основные направления стратегического контроллинга?

7. Каковы этапы оперативного контроллинга?

8. Что такое центры ответственности и центры затрат?

9. В чем заключается цель контроллинга в системе управления персона­лом?

10. Какова связь управленческого учета и контроллинга персонала?

11. Как классифицируются затраты на персонал для целей управления?

12. Как классифицируются затраты на персонал для определения себестои­мости?

13. Что такое сумма покрытия?

14. Каковы показатели эффективности управления затратами на персонал?

15. Что такое бюджетирование? Его цели и задачи.

16. Каковы основные группы затрат на персонал?

17. Какие методы анализа исполнения бюджета можно использовать?

18. В чем сущность методов оптимизации затрат на персонал?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудиторское заключение это документ с юридическим стату­сом для всех юридических и физических лиц, органов государ­ственной власти и управления, органов местного самоуправле­ния и судебных органов, который содержит независимую оценку аудиторской фирмой состояния трудовой сферы экономического субъекта, соответствия во всех существующих аспектах всей пред­ставленной информации законодательным и нормативным актам, ре­гулирующим трудовую деятельность в Российской Федерации, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков и со­вершенствованию системы организации труда и трудовых отноше­ний экономического субъекта.

Аудиторское заключение может играть весомую роль в расшире­нии различных трудовых споров и судебных разбирательств, касаю­щихся системы организации труда и трудовых отношений. Оно смо­жет быть представлено администрацией предприятия в качестве официального документа различным проверяющим службам (на­пример, инспекции по труду).

Аудиторское заключение в трудовой сфере но аналогии с заклю­чением в финансовом аудите должно состоять из трех частей: ввод­ной, аналитической и итоговой.

Вводная часть является ознакомительной; аналитическая часть отчет о проделанной аудиторами работе, т.е . в ней показано, каким образом осуществлялась проверка, какими методами и способами; итоговая часть — оценка аудиторской фирмой состояния трудовой сферы экономического субъекта, соответствия во всех существую­щих аспектах всей представленной информации законодательным и нормативным актам, регулирующим трудовую деятельность в Рос­сийской Федерации.

Представляется целесообразным, что в ходе аудиторских прове­рок в сфере труда будут выдаваться аудиторские заключения трех видов: безусловно-положительное, условно-положительное и отри­цательное.

Безусловно-положительное аудиторское заключение должно оз­начать, что в ходе аудиторской проверки аудиторы достаточно высо-ко оценили состояние трудовой сферы экономического субъекта и не нашли сколько-нибудь существенных нарушений в данной области со стороны руководства и персонала организации.

Условно-положительное аудиторское заключение должно озна­чать, что в ходе аудиторской проверки были обнаружены несущест­венные нарушения в системе организации труда и трудовых отноше­ний, но в целом аудиторы дали положительную оценку состоянию социально-трудовой сферы экономического субъекта.

Отрицательное аудиторское заключение означает, что аудиторы не могут дать положительную оценку состоянию трудовой сферы экономического субъекта, поскольку в ходе аудиторской проверки обнаружились серьезные недостатки и нарушения в системе органи­зации труда, социально трудовых отношений и использования пер­сонала.

Аудит персонала включает три основных аспекта: организацион­но-технологический, социально-психологический и экономический.

В организационно-технологическом аспекте аудит проверка до­кументации и анализ показателей, свидетельствующих об эффектив­ности деятельности организации. В социально-психологическом аспекте аудит трудовой сферы — это оценка трудовых отношений в организации, включая наряду с изучением документации проведе­ние самостоятельных опросов, анкетирований, индивидуальных и коллективных бесед, интервью с работниками различных уровней и категорий. Таким образом, выявляются оценка работниками трудо­вых отношений в организации, основные факторы трудовой мотива­ции и резервы совершенствования деятельности организации с субъ­ективных позиций.

Экономический аспект в трудовой сфере — это определение кон­курентоспособности организации в данной области, которая оцени­вается путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности организации с законодательно установленными норма­ми и нормативами или со средними и лучшими в отрасли показате­лями в аналогичных организациях; эффективности функционирова­ния служб управления персоналом, выявления их роли в повышении конкурентоспособности организации.

В ходе проведения аудиторской проверки, если это возможно, ауди­торы могут показать руководству организации серьезность экономи­ческих потерь из-за несовершенства состояния трудовой сферы предприятия. Это можно сделать, дав характеристику потерь в де­нежном выражении. При расчете денежных показателей уместно ис­пользовать формулы, широко применяемые при обычном анализе.

На государственном уровне целесообразность аудита трудовой сферы проявляется в следующих аспектах:

· аудиторские проверки помогут повысить уровень производи­тельности труда в стране, снизить потери рабочего времени, затраты на выплату пособий по временной нетрудоспособности, уровень про­фессионального травматизма и профессиональных заболеваний, улучшить качество принимаемых управленческих решений и т. д.;

· независимые эксперты смогут гораздо эффективнее воздейство­вать на руководство организации, как с помощью рекомендаций, так и с помощью штрафов, взимаемых за уклонение от аудиторской про­верки или за невыполнение предписаний аудиторов по устранению имеющихся недостатков в сфере труда;

· возможность заниматься аудиторской деятельностью самостоя­тельно и создание аудиторских фирм — это появление дополнитель­ных рабочих мест для специалистов в области труда. Ежегодно высшие учебные заведения России выпускают более 100 тыс. специалистов по специальности «Экономика и управление»[96]. Создание аудитор­ских фирм, оказывающих услуги в сфере труда, будет способствовать трудоустройству этих категорий населения. Например, одна ауди­торская фирма численностью 25 человек может обслуживать в год около 200 организаций. Для проверки всех организаций России не­обходимо около 15 тыс. таких аудиторских фирм[97]. Следовательно, как минимум 375 тыс. безработных и выпускников вузов смогут най­ти себе работу в этой области.

В настоящее время в России зарегистрировано более 3106,4 тыс. организаций[98], в том числе около 890,6 тыс. организаций малого биз­неса[99]. Большинство из них (особенно в сфере малого бизнеса) имеет те или иные нарушения в области труда. В связи с этим необходимо ввести систему штрафов за уклонение от аудиторской проверки и за уклонение от аудиторской проверки и за невыполнение предписаний аудитов по ликвидации имеющихся недостатков в сфере труда. Раз-

меры штрафов могут колебаться от 100 до 1000 минимальных разме­ров оплаты труда в зависимости от степени нарушения и размера ор­ганизации. Таким образом, государство первоначально сможет полу­чать порядка 300 тыс. руб.[100] ш трафных сумм с одной организации, не выполнившей требования аудиторов, которые будут поступать в доход бюджета. Постепенно, в результате увеличения производи­тельности труда, объема производимой продукции и оказываемых услуг, штрафные суммы будут вытесняться суммами налоговых пла­тежей этих организаций, увеличением объема внутреннего валового продукта и т. д.

Внедрение аудиторских проверок также позволит снизить ущерб от простудных заболеваний на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Ущерб от простудных заболеваний составляет 10,2 млрд руб. в год, а половина всех заболеваний возникает из-за неудовлетвори­тельного микроклимата на рабочем месте. Таким образом, улучше­ние климатических условий в результате аудиторской проверки по­может значительно снизить эту цифру.

Ежегодно в нашей стране в результате производственного травма­тизма погибает более 4 тыс. человек (при общей численности эконо­мически активного населения 71,6 млн чел., что составляет примерно 50% от общей численности населения России[101]), потери рабочего вре­мени от несчастных случаев на производстве составляют около 4,3 млн человеко-дней в год[102]. В данном случае аудиторские проверки помогут выявить слабые места в охране труда на производстве, а ауди­торы разработают наиболее рациональные и экономичные пути улучшения условий труда и тем самым снизят показатели производ­ственного травматизма и заболеваемости и позволят уменьшить по­тери по данным причинам в национальном доходе.

Еще один положительный момент внедрения нового вида ауди­торской деятельности — создание дополнительных рабочих мест.

Аудит в трудовой сфере может быть эффективным не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Согласно Консти­туции Российской Федерации, наша страна — социальное государст­во. В соответствии с Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 2001—2005 гг. «стратегическими целями соци­альной политики являются: достижение ощутимого улучшения ма­териального положения и условий жизни людей; обеспечение эф­фективной занятости населения, повышение качества и конкуренто­способности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения... снижение смертно­сти населения, особенно... граждан трудоспособного возраста» и т. д. Аудиторские проверки в сфере груда могут способствовать реализа­ции этих положений.

Таким образом, в аудите персонала должны быть заинтересованы: государство, предприниматели и сами работники. Аудитом персона­ла должны заинтересоваться профсоюзные органы. Поскольку «про­фессиональные союзы создаются и действуют для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, обеспече­ния их общих производственных, профессиональных, отраслевых интересов, осуществления и защиты их экономических и социаль­ных интересов, удовлетворения их духовных и иных нематериаль­ных потребностей, достижения общественных благ.

Профсоюзы участвуют в регулировании социально-трудовых от­ношений (прежде всего, в установлении оплаты и норм труда), со­действии занятости, повышении квалификации работников»[103]. А ау­дит трудовой сферы как раз и решает вопросы регулирования социально-трудовых отношений в организациях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наши рекомендации