Типичная схема социальной эффективности
Отрицательные моменты, которые следует предотвращать:
· ущерб, наносимый организационной деятельностью;
· ущерб, наносимый здоровью;
· ущерб, наносимый личности.
Преимущества, которые следует реализовать:
· уверенность в завтрашнем дне, обеспечение надлежащего жизненного уровня;
· реализация/развитие индивидуальных способностей;
· признание, успех, влияние;
· социальный контакт и приятный микроклимат в организации.
Многообразие компонентов социальной эффективности выдвигает важные для принятия решений по реализации экономических целей и кадровой политике вопросы.
Отдельные компоненты следует дифференцировать как по времени, так и применительно к тем или иным людям. Не все потребности имеют значение для всех сотрудников, не все одинаково важны в один и тот же момент. Некоторые аспекты имеют большее значение, опять же независимо от индивидуальных и соответствующих определенной ситуации потребностей (например, предотвращение нанесения ущерба здоровью).
Поскольку отдельные сотрудники часто имеют только смутное представление о сложности реализации и поскольку в случае уточнения мнения о необходимых и реализуемых масштабах значительно расходятся у руководства организации, с одной стороны, и сотрудников или представителей их интересов с другой. Опасность в том, что сумма требований сотрудников превышает выделяемые для этого ресурсы. На этот аспект следует обратить внимание с точки зрения необходимости выживания и расширения организации.
Отдельные компоненты социальной эффективности зависят друг от друга, часто они находятся в конкурентных отношениях, т. е. могут быть удовлетворительно выполнены не для всех сотрудников или не одновременно (например, большая социальная помощь и комфортные условия труда).
Программы социального страхования, элементы социально-культурной инфраструктуры подвергаются тщательной экономической оценке по критерию соотношения затрат и результатов. Даже крупные фирмы редко развивают различные элементы и программы в равной мере, концентрируя внимание на тех, которые дают больший эффект с экономической точки зрения.
Компания «Ксерокс», например, широко субсидирует занятия в спортклубах. Другие корпорации имеют врачебно-физкультурные диспансеры или проводят специальные программы. Осуществляемая страховой компанией «Массачусетс мыочуэл иншуранс Ко.» программа ранней диагностики и профилактики гипертонических заболеваний ее служащих стоит около 30 тыс. долл. в год. По словам директора специальных проектов, она выгодна фирме, так как потеря трудоспособности работника по вине фирмы обходится ей в 600 долл. в месяц до конца его жизни. Компания «Юнайтед текнолоджиз» создала неврологический диспансер, рассчитанный на интенсивную бесплатную терапию ежегодно более 250 работников, страдающих алкоголизмом. Компания «Перкин Элмер» обеспечивает сотрудников льготным транспортом до работы.
Такого рода мероприятия, выдаваемые за образцы социальных благотворительных корпораций, на деле обосновываются исключительно прибылями нанимателя. Иной характер имеет деятельность «по поддержанию человеческих ресурсов» применительно к высшему руководству корпораций, когда компании организуют или оплачивают медицинские программы (обследований, диспансеризации или лечения) для этой категории управляющих, предоставляют в их пользование автомобили (бесплатно или на льготных условиях), оплачивают членство в клубах, обеспечивают бесплатное консультирование опытными специалистами по вопросам налогообложения (для отыскания налоговых лазеек) и по устройству личных финансовых дел, а также предоставляют даже личных телохранителей некоторым высшим должностным лицам корпорации.
Такие программы обычно подаются под видом заботы о сохранении для фирмы наиболее дорогостоящих ресурсов, здоровья и работоспособности управляющих. Но поскольку эти мероприятия не распространяются на другие категории работников, они являются формой предоставления льгот и привилегий для высшего руководства. Они не только повышают жизненный уровень, но и подчеркивают более высокий по сравнению с рядовыми работниками компании социальный статус высших управляющих, служат слиянию интересов наемных руководителей и собственников корпораций.
Итак, контроллинг персонала — составная часть управления организацией и служит для обеспечения гарантий, что будут достигнуты следующие цели:
· эффективность работы персонала;
· надежность финансовой отчетности;
· соответствие деятельности организации действующему законодательству и ведомственным инструкциям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Каковы основные цели и задачи контроллинга?
2. Чем можно объяснить появление контроллинга на современных предприятиях?
3. Какое место занимает контроллинг в системе у правлен ия организацией?
4. Каковы основные виды контроллинга?
5. В чем отличие стратегического и оперативного контроллинга?
6. Каковы основные направления стратегического контроллинга?
7. Каковы этапы оперативного контроллинга?
8. Что такое центры ответственности и центры затрат?
9. В чем заключается цель контроллинга в системе управления персоналом?
10. Какова связь управленческого учета и контроллинга персонала?
11. Как классифицируются затраты на персонал для целей управления?
12. Как классифицируются затраты на персонал для определения себестоимости?
13. Что такое сумма покрытия?
14. Каковы показатели эффективности управления затратами на персонал?
15. Что такое бюджетирование? Его цели и задачи.
16. Каковы основные группы затрат на персонал?
17. Какие методы анализа исполнения бюджета можно использовать?
18. В чем сущность методов оптимизации затрат на персонал?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторское заключение это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, который содержит независимую оценку аудиторской фирмой состояния трудовой сферы экономического субъекта, соответствия во всех существующих аспектах всей представленной информации законодательным и нормативным актам, регулирующим трудовую деятельность в Российской Федерации, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков и совершенствованию системы организации труда и трудовых отношений экономического субъекта.
Аудиторское заключение может играть весомую роль в расширении различных трудовых споров и судебных разбирательств, касающихся системы организации труда и трудовых отношений. Оно сможет быть представлено администрацией предприятия в качестве официального документа различным проверяющим службам (например, инспекции по труду).
Аудиторское заключение в трудовой сфере но аналогии с заключением в финансовом аудите должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть является ознакомительной; аналитическая часть отчет о проделанной аудиторами работе, т.е . в ней показано, каким образом осуществлялась проверка, какими методами и способами; итоговая часть — оценка аудиторской фирмой состояния трудовой сферы экономического субъекта, соответствия во всех существующих аспектах всей представленной информации законодательным и нормативным актам, регулирующим трудовую деятельность в Российской Федерации.
Представляется целесообразным, что в ходе аудиторских проверок в сфере труда будут выдаваться аудиторские заключения трех видов: безусловно-положительное, условно-положительное и отрицательное.
Безусловно-положительное аудиторское заключение должно означать, что в ходе аудиторской проверки аудиторы достаточно высо-ко оценили состояние трудовой сферы экономического субъекта и не нашли сколько-нибудь существенных нарушений в данной области со стороны руководства и персонала организации.
Условно-положительное аудиторское заключение должно означать, что в ходе аудиторской проверки были обнаружены несущественные нарушения в системе организации труда и трудовых отношений, но в целом аудиторы дали положительную оценку состоянию социально-трудовой сферы экономического субъекта.
Отрицательное аудиторское заключение означает, что аудиторы не могут дать положительную оценку состоянию трудовой сферы экономического субъекта, поскольку в ходе аудиторской проверки обнаружились серьезные недостатки и нарушения в системе организации труда, социально трудовых отношений и использования персонала.
Аудит персонала включает три основных аспекта: организационно-технологический, социально-психологический и экономический.
В организационно-технологическом аспекте аудит проверка документации и анализ показателей, свидетельствующих об эффективности деятельности организации. В социально-психологическом аспекте аудит трудовой сферы — это оценка трудовых отношений в организации, включая наряду с изучением документации проведение самостоятельных опросов, анкетирований, индивидуальных и коллективных бесед, интервью с работниками различных уровней и категорий. Таким образом, выявляются оценка работниками трудовых отношений в организации, основные факторы трудовой мотивации и резервы совершенствования деятельности организации с субъективных позиций.
Экономический аспект в трудовой сфере — это определение конкурентоспособности организации в данной области, которая оценивается путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности организации с законодательно установленными нормами и нормативами или со средними и лучшими в отрасли показателями в аналогичных организациях; эффективности функционирования служб управления персоналом, выявления их роли в повышении конкурентоспособности организации.
В ходе проведения аудиторской проверки, если это возможно, аудиторы могут показать руководству организации серьезность экономических потерь из-за несовершенства состояния трудовой сферы предприятия. Это можно сделать, дав характеристику потерь в денежном выражении. При расчете денежных показателей уместно использовать формулы, широко применяемые при обычном анализе.
На государственном уровне целесообразность аудита трудовой сферы проявляется в следующих аспектах:
· аудиторские проверки помогут повысить уровень производительности труда в стране, снизить потери рабочего времени, затраты на выплату пособий по временной нетрудоспособности, уровень профессионального травматизма и профессиональных заболеваний, улучшить качество принимаемых управленческих решений и т. д.;
· независимые эксперты смогут гораздо эффективнее воздействовать на руководство организации, как с помощью рекомендаций, так и с помощью штрафов, взимаемых за уклонение от аудиторской проверки или за невыполнение предписаний аудиторов по устранению имеющихся недостатков в сфере труда;
· возможность заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно и создание аудиторских фирм — это появление дополнительных рабочих мест для специалистов в области труда. Ежегодно высшие учебные заведения России выпускают более 100 тыс. специалистов по специальности «Экономика и управление»[96]. Создание аудиторских фирм, оказывающих услуги в сфере труда, будет способствовать трудоустройству этих категорий населения. Например, одна аудиторская фирма численностью 25 человек может обслуживать в год около 200 организаций. Для проверки всех организаций России необходимо около 15 тыс. таких аудиторских фирм[97]. Следовательно, как минимум 375 тыс. безработных и выпускников вузов смогут найти себе работу в этой области.
В настоящее время в России зарегистрировано более 3106,4 тыс. организаций[98], в том числе около 890,6 тыс. организаций малого бизнеса[99]. Большинство из них (особенно в сфере малого бизнеса) имеет те или иные нарушения в области труда. В связи с этим необходимо ввести систему штрафов за уклонение от аудиторской проверки и за уклонение от аудиторской проверки и за невыполнение предписаний аудитов по ликвидации имеющихся недостатков в сфере труда. Раз-
меры штрафов могут колебаться от 100 до 1000 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от степени нарушения и размера организации. Таким образом, государство первоначально сможет получать порядка 300 тыс. руб.[100] ш трафных сумм с одной организации, не выполнившей требования аудиторов, которые будут поступать в доход бюджета. Постепенно, в результате увеличения производительности труда, объема производимой продукции и оказываемых услуг, штрафные суммы будут вытесняться суммами налоговых платежей этих организаций, увеличением объема внутреннего валового продукта и т. д.
Внедрение аудиторских проверок также позволит снизить ущерб от простудных заболеваний на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Ущерб от простудных заболеваний составляет 10,2 млрд руб. в год, а половина всех заболеваний возникает из-за неудовлетворительного микроклимата на рабочем месте. Таким образом, улучшение климатических условий в результате аудиторской проверки поможет значительно снизить эту цифру.
Ежегодно в нашей стране в результате производственного травматизма погибает более 4 тыс. человек (при общей численности экономически активного населения 71,6 млн чел., что составляет примерно 50% от общей численности населения России[101]), потери рабочего времени от несчастных случаев на производстве составляют около 4,3 млн человеко-дней в год[102]. В данном случае аудиторские проверки помогут выявить слабые места в охране труда на производстве, а аудиторы разработают наиболее рациональные и экономичные пути улучшения условий труда и тем самым снизят показатели производственного травматизма и заболеваемости и позволят уменьшить потери по данным причинам в национальном доходе.
Еще один положительный момент внедрения нового вида аудиторской деятельности — создание дополнительных рабочих мест.
Аудит в трудовой сфере может быть эффективным не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна — социальное государство. В соответствии с Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 2001—2005 гг. «стратегическими целями социальной политики являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения... снижение смертности населения, особенно... граждан трудоспособного возраста» и т. д. Аудиторские проверки в сфере груда могут способствовать реализации этих положений.
Таким образом, в аудите персонала должны быть заинтересованы: государство, предприниматели и сами работники. Аудитом персонала должны заинтересоваться профсоюзные органы. Поскольку «профессиональные союзы создаются и действуют для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, обеспечения их общих производственных, профессиональных, отраслевых интересов, осуществления и защиты их экономических и социальных интересов, удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей, достижения общественных благ.
Профсоюзы участвуют в регулировании социально-трудовых отношений (прежде всего, в установлении оплаты и норм труда), содействии занятости, повышении квалификации работников»[103]. А аудит трудовой сферы как раз и решает вопросы регулирования социально-трудовых отношений в организациях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1