Она как лакмусовая бумажка,(1) как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам,(2) в делении путается,(3) не знает,(4) сколько семью восемь.
13. Среди предложений 35—40 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 9—13 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 154
(1)В нашем старом доме жило много старых вещей. (2)Когда-то давно эти вещи были нужны, а сейчас они пылились на чердаке и в них копошились мыши.
(3)Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
(4)Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. (5)На крышке её была выложена английская надпись: «(6)Эдинбург, Шотландия, делал мастер Гальвестон».
(7)Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. (8)Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. (9)Около каждого валика сидела медная стрекоза, бабочка или жук.
(10)Это была музыкальная шкатулка! (11)Мы завели её, но она не играла.
(12)За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. (13)Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. (14)Обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о девушке, собирающей хворост в горах. (15)Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее. (16)Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии.
(17)С тех пор мастер Гальвестон стал одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (18)Порой нам казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки.
(19)Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней. (20)Но как-то поздней осенью в старом гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась нежная мелодия. (21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
(22)Шкатулка проиграла свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть не смогли. (23)Долго потом мы насвистывали мелодии мастера Гальвестона, а в старом доме с тех пор навсегда поселилась музыка…
(По К.Г Паустовскому)*
*Паустовский Константин Георгиевич— русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.
2. Как характеризует обитателей старого дома информация, заключённая в предложениях 12—16?
1) Обитатели дома — люди, увлечённые предсказаниями и таинственными историями о загадочных существах.
2) Обитатели дома — люди с живым воображением и богатой фантазией, любящие интересные истории.
3) Обитатели дома — люди, любящие родную деревню и пустынные леса за Окой и интересующиеся только этими местами.
4) Обитатели дома — люди, увлечённые народными промыслами, и мастерство Гальвестона интересно им с этой точки зрения.
Каково отношение обитателей старого дома к музыкальной шкатулке?
1) Музыкальная шкатулка разочаровала обитателей дома тем, что была испорчена, и к ней отнеслись пренебрежительно.
2) Музыкальная шкатулка была не интересна обитателям дома, так как являлась старым и бесполезным предметом.
3) Музыкальная шкатулка могла научить обитателей дома петь, поэтому её на время оставили в старом доме.
4) Музыкальная шкатулка была для обитателей дома полна загадок и тайн чьей-то прошедшей жизни, и к ней отнеслись бережно.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему со временем «мастер Гальвестон стал одним из невидимых обитателей старого деревенского дома»?»
1) Мастер Гальвестон жил в этом доме когда-то, и нынешним обитателям казалось, что он и сейчас незримо присутствует здесь.
2) Мастер Гальвестон был фигурой таинственной, и обитатели дома его побаивались, поэтому, чтобы задобрить его, насвистывали его мелодии.
3) Мастер Гальвестон представлялся обитателям старого дома так живо и о нём говорили так часто, что постепенно к нему привыкли как к члену семьи.
4) Старый дом был наполнен вещами, сделанными мастером Гальвестоном, поэтому его воспринимали как хозяина дома.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему на протяжении всего повествования дом именуется «старым домом»?» Это говорит …
1) только о возрасте дома: дом очень старый и потому доставляет своим обитателям много хлопот.
2) не только о возрасте дома, но и об отношении к нему его обитателей: они относятся к старому дому как к пожилому человеку — с уважением и заботой.
3) о недовольстве обитателей дома тем, что им приходится жить в старом, обросшем пылью и паутиной доме.
4) о возрасте самих обитателей дома: в старом доме живут пожилые люди, которые состарились вместе со своим обиталищем.
3. В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение?
1) (3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
2) (5) На крышке её была выложена английская надпись…
3) (15) Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.
4) (21) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
1) (2) Когда-то давно эти вещи были нужны, а сейчас они пылились на чердаке и в них копошились мыши.
2) (16) Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии.
3) (19) Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.
4) (23) Долго потом мы насвистывали мелодии мастера Гальвестона, а в старом доме с тех пор навсегда поселилась музыка…
4. Из предложения 3 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
5. В предложениях 20—21 найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/ -ЁНН- пишется НН». Выпишите найденное слово.
6. Замените просторечное слово НЕВЗНАЧАЙ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание КОФЕЙНАЯ МЕЛЬНИЦА в предложении 3, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
9. Среди предложений 13—15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 7—11 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
10. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Но,(1) конечно,(2) он никак не мог догадаться,(3) что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой,(4) в деревню,(5) где только одни петухи поют,(6) как в Шотландии.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённогопредложения.