Материалы для самостоятельной работы. Дайте определение следующим ключевым понятиям:бюджет, бюджетная система, федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации
Дайте определение следующим ключевым понятиям:бюджет, бюджетная система, федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет, бюджетная классификация, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, профицит, сбалансированность бюджета, налоговые и неналоговые доходы бюджета, собственные доходы бюджета, резервные фонды, дотации, субвенции, субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, безвозмездные поступления.
Вопросы и задания для обсуждения
1. В чем заключается сущность бюджета?
2. Что понимается под бюджетной системой?
3. Охарактеризуйте особенности бюджетной системы стран с различным государственным устройством.
4. Бюджетная система Российской Федерации: строение и характерные черты.
5. Какими законодательными актами регулируется бюджетная система РФ?
6. Охарактеризуйте бюджетную классификацию, ее назначение и состав.
7- Дайте классификацию доходов и расходов бюджетов.
8. Назовите принципы бюджетной системы Российской Федерации и поясните их.
9. Какие налоги и сборы признаются законодательством РФ федеральными? Приведите примеры.
10. Дайте характеристику региональных налогов и сборов согласно
законодательству.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
11. Дайте определение и приведите примеры местных налогов и сборов.
12. Назовите возможные пути развития неналоговых доходов бюджетов.
13. Назовите основные формы расходов бюджетов.
Глава 8
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
После изучения этой главы вы будете иметь представление:
• о стадиях и участниках бюджетного процесса;
• об основных инструментах и порядке составления проекта бюджетов;
• о порядке рассмотрения и утверждения бюджетов;
• об исполнении бюджета, особенностях его организации;
• об организации государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета;
• об ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Содержание, участники и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Цель его — создание централизованных фондов денежных средств для обеспечения функций государства и местных органов власти. В России бюджетный процесс регламентируется: 1) Бюджетным кодексом РФ; 2) соответствующим законом субъекта Федерации об основах бюджетного процесса (например, Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»); 3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.
В основе организации бюджетного процесса лежат общие принципы построения бюджетной системы. Концепция бюджетной реформы, делающая акцент на повышение эффективности бюджетных расходов, определила суть новаций, направленных прежде всего на дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса, создание необходимых предпосылок для перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. Под бюджетными полномочиями понимаются установленные законодательством права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 8. Бюджетный процесс
В качестве участников бюджетного процесса определены: а) Президент Российской Федерации; б) высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; в) законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); г) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); д) Центральный банк РФ; е) органы государственного (муниципального) финансового контроля; ж) органы управления государственными внебюджетными фондами; з) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; и) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; к) главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; л) получатели бюджетных средств.
В ходе бюджетной реформы уточнен состав участников бюджетного процесса, в частности, введены главные администраторы (администраторы) доходов бюджета и главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, описаны их бюджетные полномочия; уточнена категория получателей бюджетных средств, к которым отнесены в соответствии с законодательством только органы государственной власти (органы местного самоуправления) или бюджетные учреждения, т. е. структуры, имеющие право от имени государства или местного самоуправления принимать и исполнять бюджетные обязательства (наделенные бюджетными полномочиями). Последнее открывает возможности для вовлечения в процесс предоставления государственных (муниципальных) услуг организаций различных организационно-правовых форм (государственно-частное партнерство) на правах исполнителей. При :»том организации такого рода будут получать бюджетные средства в виде субсидий или в рамках государственных (муниципальных) контрактов. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса преДставлены в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетное полномочие |
Участник бюджетного процесса
Законодательные (представи' тельные) органы власти: Федеральное Собрание РФ; Законода' тельное собрание субъекта РФ! представительные органы мест' ного самоуправления |
Рассматривают и утверждают соответствующие
бюджеты и отчеты об их исполнении; осуществ
ляют последующий контроль за исполнением со
ответствующих бюджетов; формируют и опреде
ляют правовой статус органов, осуществляющих
контроль за исполнением соответствующих бюд
жетов; осуществляют другие полномочия в соот-
ветствии с бюджетным законодательством_____ —
Продолжение табл. 8.1
Участник бюджетного процесса | Бюджетное полномочие |
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) | Обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов; обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством |
Центральный банк РФ | Совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ |
Кредитные организации | Могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов; обслуживают счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций |
Органы государственного, муниципального финансового контроля: а) созданные законодательными (представительными) органами власти; б) созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местной админист-©Щей | Осуществляют: а) контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ; б) предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ |
Главный распорядитель бюджетных средств | Обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обя- |
Раздел II. Государственные и муниципальные финан:
Глава 8. Бюджетный процесс
Продолжение табл. 8.1
Продолжение табл. 8.1
Участник бюджетного процесса | Бюджетное полномочие |
Главный распорядитель бюджетных средств | зательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств |
Распорядитель бюджетных средств | Осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи |
Главный администратор доходов бюджета | Формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представляет сведения для составления и ведения кассового плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета |
Администратор доходов бюджета | Осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления |
Участник бюджетного процесса | Бюджетное полномочие |
Администратор доходов бюджета | возврата; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленным главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета |
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета | Формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета |
Администратор источников финансирования дефицита бюджета | Осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность |
Получатель бюджетных средств | Составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо пе- |
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
Окончание табл. 8.1
Участник бюджетного процесса | Бюджетное полномочие |
Получатель бюджетных средств | редает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств |
Особым участником бюджетного процесса на федеральном уровне является Министерство финансов РФ,которое наделено следующими бюджетными полномочиями (см. ст. 165 Бюджетного кодекса РФ):
• принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
• осуществляет методологическое и методическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ;
• разрабатывает основные направления бюджетной и налоговой политики;
• разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;
• организует составление и составляет проект федерального бюджета, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
• организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
• ведет реестр расходных обязательств РФ;
• проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
• осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами РФ;
• разрабатывает: а) программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов РФ, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг РФ, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг; б) программу государственных внешних заимствований РФ, осуществляет государственные внут-
ренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий РФ в иностранной валюте и валюте РФ, предоставляет (выдает) от имени РФ государственные гарантии;
• обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;
• ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации, учитывает информацию о долговых обязательствах, отраженных в государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;
• осуществляет по решению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
• осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами;
• осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Исключительными полномочиями наделен руководитель Министерства финансов Российской Федерации — министр финансов,который имеет исключительное право: а) утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета, вносить в нее изменения; б) утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета и вносить в них изменения; в) давать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Министр финансов имеет также право: а) запретить главным распорядителям средств федерального бюджета изменять целевое назначение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в том числе на основании представления Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующего о нарушении главными распорядителями бюджетного законодательства РФ; б) назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств (к уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета); в) запретить получателю средств федерального бюджета осуществление отдельных расходов на основании представления Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующего о нарушении бюджетного законодательства РФ; г) выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами РФ обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса).
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 8. Бюджетный процесс
Бюджетный кодекс РФ как базовый документ, регулирующий бюджетную деятельность, определяет следующие стадии (и участников) бюджетного процесса: 1) составление проектов бюджетов (Министерство финансов РФ); 2) рассмотрение и утверждение бюджетов (Федеральное Собрание РФ (Государственная дума, Совет Федерации) и Президент РФ); 3) исполнение бюджетов (Казначейство РФ и Министерство финансов РФ); 4) составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета (Государственная дума и Счетная палата; на них возлагается также и проверка отчета об исполнении федерального бюджета). Каждая стадия имеет свое назначение и создает основу для последующей стадии, причем все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Так, открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета. В Бюджетном кодексе РФ определен порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописаны меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.