Персонал и привлечение консультантов

Работа с персоналом предприятия является ключевой с точки зрения перспектив претворения в жизнь любого бизнес-плана. Даже самый удачный и тщательно проработанный бизнес-план может остаться неосуществленным если люди привлеченные для работы над ним не будут достаточно компетентны и мотивированы для такого рода работы.

Планирование работы с персоналом на предприятии включает в себя несколько аспектов:

· количество необходимого персонала;

· уровень образования и специализация работников на каждую позицию;

· необходимый опыт специалистов на каждую позицию;

· необходимые навыки управления и работы в команде работников;

· методика систематической работы с персоналом (тренингов) для повышения уровня образования, умения работать в команде и лучшего понимания особенностей предприятия;

Специфика рынка на котором работает предприятие может не позволить организации постоянно содержать высоких профессионалов в отдельных областях. В таком случае, в бизнес-плане можно запланировать использование привлеченных консультантов по вопросам управления, по юридическим вопросам, по информационным технологиям, по организации производства, по реализации проектов, аудиторов и т.д. В этом случае необходимо четко указать:

* в какого рода консультациях может возникнуть необходимость;

* как часто такая необходимость может понадобиться;

* какие можно запланировать финансовые затраты на привлечение консультантов;

Небесполезным может быть информация о намерении воспользоваться услугами специалистов определенной консалтинговой группы. Нередко использование сильных консультантов рассматривается потенциальными инвесторами как значительный плюс для будущего успеха предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие аспекты должны содержать цели организационного развития?

2. Какие задачи решаются при разработке структуры организации?

3. Как в бизнес-плане может быть отражена система принятия решений на предприятии?

4. Сформулируйте некоторые важные вопросы организационного развития предприятия.

5. Перечислите некоторые принципы формирования культуры организации.

6. Опишите некоторые аспекты планирования работы с персоналом предприятия.

План производства и эксплуатации.

Бизнес-планы, предназначенные для ведения хозяйственной деятельности в сфере услуг, не требуют проработки плана производства и эксплуатации. Такого рода деятельность не предполагает выпуска продукции. Особенности, которые возникают в сфере услуг, могут быть отнесены к отдельной главе, касающаяся плана организации процесса услуг. Если без такой главы можно обойтись, то вопросы близкие этим могут быть затронуты в других разделах, в плане маркетинга, организационном и финансовом планах. В более общем случае, когда бизнес-план предполагает производство продукции, необходим план производства и эксплуатации производственного оборудования.

В план производства и эксплуатации должны войти типы оборудования, описание места расположения производственных мощностей, необходимая площадь для производственных помещений, размеры основного капитала и рабочая сила (постоянная и временная), которые требуются для производства товаров или оказания услуг. Для производства нужно указать методы учета инвентаря, закупок, производственного контроля, и принятия решений о покупке или производстве (то есть, какие составные части будут приобретаться, а какие будут производиться собственными силами). В области услуг особое внимание надо уделить размещению служб, способности снижения накладных расходов, аренде необходимого оборудования и качественному выполнению работ, производимых опытным или подготовленнным персоналом.

План развития производства.

Такого рода план теснейшим образом связан с другими частями бизнес-плана и в особенности с планом маркетинга. Многие вопросы, на которые должен отвечать план производства и эксплуатации, были сформулированы в другой форме в плане маркетинга. Имеются и вопросы присущие только производственной специфике. План развития производства должен стать вводной частью плана производства и эксплуатации. Здесь необходимо коротко обрисовать круг вопросов, которые относятся к задаче организации и эксплуатации производства. Приведем вероятный круг вопросов плана развития производства:

· какую продукцию необходимо будет производить;

· какого качества продукцию рынок готов покупать;

· в каком объеме необходимо производить продукцию;

· где лучше всего производить;

· куда необходимо доставлять готовую продукцию для дальнейшей реализации;

* на каком оборудовании нужно производить продукцию;

* какие специалисты необходимы для поддержания процесса производства;

* какова должна быть цена готовой продукции;

* какое потребуется дополнительное оборудование и транспортные средства для поддержания процесса производства;

* какое понадобится сырье и кто его будет поставлять.

Первый вопрос пожалуй является ключевым для плана производства и эксплуатации. Определение продукта к производству, является ясной задачей для планирования производственной деятельности. Полный процесс выхода на рынок с собственным производством продукта предполагает его проработку как минимум в области дизайна, выбора материалов и определения требований к качеству, если его потребительские свойства известны заранее. В данной части плана производства необходимо в общих чертах раскрыть перечисленные выше вопросы и тем самым:

· представить задачу производства в целом;

· коротко ответить на некоторые из поставленных вопросов в форме констатации (где планируется наладить производство, откуда планируется закупать сырье, специалисты какой квалификации потребуются);

· обрисовать общие перспективы по остальным, более важным вопросам для их дальнейшей проработке в отдельных параграфах.

Тщательная постановка задачи и определение основного круга вопросов значительно облегчит дальнейшую задачу по планированию производства.

Методы планирования.

Обрисовав в целом задачу производства, необходимо представить развернутый план подготовки, запуска и поточного производства продукции. Такого рода планы необходимо представлять используя известные методы планирования.

Очень важное место в планировании производственной деятельности является задача календарного планирования. Это своего рода расписание, в котором выполняемые работы наилучшим образом координируются в порядке последовательности выполнения операций. Немаловажным фактором, который необходимо учитывать при проработке календарных планов является обеспечение всех видов работ необходимыми материально-техническими и трудовыми ресурсами.

В простейшем случае можно представить календарный план в виде таблицы с списком работ и датами их начала и окончания.

Шифры работ в днях Продол-житель-ность Раннее начало Ранее оконча-ние Позднее начало Позднее оконча-ние Резерв
1-2 2-4 3-7 4-6            

Таб. 19. Календарный план начала и окончания работ

Очень удобно представлять календарные планы также в виде диаграмм Гантта. Основной задачей такого рода диаграмм является продолжительность работ и соотнесение отдельных видов работ во времени.

На рис. 10 представлен календарный план детальной проработки бизнес-плана. Важный фактор который необходимо определить после детальной проработки календарного плана – расчет продолжительности работ. Это может оказаться важным фактором как в стратегическом, так и в тактическом плане. Продолжительность работ определяется:

· суммарной трудоемкостью этапов работы;

· количеством и качеством привлеченных трудовых ресурсов;

· сроками поставки оборудования, сырья и других изделий.

 
 

Задача Неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 
 

1. Принятие решения

2. Анализ возможностей

3. Выбор рынка

4. Проработка товара

5. Исследование рынка

6. План маркетинга

7. План производства

8. Организационный план

9. Финансовый план

10. Расчеты рисков

11. Разработка бизнес-плана

Рис. 10. Диаграмма Гантта.

Закупка оборудования.

Очень редко случается, что производственное оборудование определенного типа поставляется только одним поставщиком. Как правило имеется выбор при определении поставщика оборудования. В бизнес-плане необходимо привести аргументы в пользу принятого решения по закупки оборудования у определенного поставщика. Такого рода аргументы должны сопровождаться короткой обзорной информацией о рынке производственного оборудования. Такая информация должна включать:

· информация об основных производителях интересующего оборудования;

· основные технические преимущества и недостатки каждого типа оборудования;

· данные о ценах по каждому типу оборудования, включая транспортировку;

· сроки поставок оборудования;

· услуги поставщиков оборудования по наладке и обучению работы персонала;

Принятое решение о покупке конкретного оборудования должно аргументироваться со ссылкой на представленную информацию. В дополнительной информации о решении покупки конкретного оборудования необходимо аргументировать почему именно это оборудование подходит наилучшим образом для планируемого производства. Такая аргументация может содержать информацию следующего характера:

· соответствие производительности оборудования расчетным требованиям маркетинговой части;

· доступность необходимого для производства на выбранном оборудовании сырья;

· допустимый уровень материалозатрат и энергозатрат на выбранном оборудовании;

· возможность дальнейшего совершенствования оборудования в процессе развития технологии.

Специфика области где планируется развернуть производство, может подсказать и другие особенности, которые окажутся важными аргументами при принятии решения о закупке производственного оборудования.

Наши рекомендации