Глава 3. Зарубежный опыт финансового сектора экономики

Глобальный финансовый сектор ведет планомерную экономическую войну против всего остального человечества, основная задача которой заключается в уничтожении накопленного капитала и общественного богатства. Отрицательные ставки по депозитам замедляют рост капитала. Увеличение бумажной денежной массы и расширение рынка производных инструментов размывают капитал. Отрицательные ставки по облигациям, манипулирование рынками и прежде всего игра на искусственное занижение цен золота и серебра, подготовленные к взрыву «пузыри» на фондовых рынках, накопление товарных запасов вопреки разумных пределов, экономически неэффективные проекты, реализация которых никогда не окупится, и тому подобное, все это в совокупности – прямое уничтожение капитала, следствием которого может стать существенное относительное и абсолютное обнищание широких народных масс.[12]

К сожалению, этот процесс не только не замедляется, но наоборот финансово-экономическое безумие набирает все большие обороты. И чем дольше оно будет продолжаться, тем тяжелее могут быть последствия для подавляющего большинства населения всего мира. Бумажная валюта и возможность ее неограниченного выпуска создают для этого все необходимые предпосылки, которые были бы совершенно невозможны при использовании обществом твердых обеспеченных денег. Исторически это были золото и серебро, и скорее всего именно они вновь займут свое место после большого краха той финансовой системы, которую мы знаем сейчас.

Финансовый сектор занимает в экономике место посредника при перемещении ресурсов между всеми остальными секторами. Он также осуществляет функции кассового центра и обеспечивает, при помощи финансовых инструментов, возможность доступа заемщиков ко всем финансовым ресурсам.

Конец XX века - начало текущего века во многих промышленно развитых странах мира ознаменовались серьезной, порой революционной перестройкой институциональной структуры финансового сектора экономики. Это проявляется в различных аспектах, в частности, произошедшей в ряде государств масштабной либерализации деятельности финансовых институтов, ускорении процессов концентрации капитала и формировании крупнейших универсальных финансово-банковских групп, занимающих лидирующие позиции на национальных и мировых финансовых рынках, постепенном размывании традиционных границ между сегментами финансового сектора в результате диверсификации операций финансовых организаций и межсегментных сделок слияния и поглощения. Важной тенденцией последних лет стал также быстрый рост отдельных видов финансовых институтов, и, прежде всего, инвестиционных фондов, сумевших в некоторых странах аккумулировать значительную часть сбережений и существенно повысить свою долю в активах финансового сектора.[15]

Указанные процессы изменяют привычное лицо финансовой индустрии ведущих стран, оказывая огромное влияние на деятельность представленных в ней банков, страховых компаний и иных организаций, приводя к постепенной трансформации системы финансового посредничества в этих странах. Одновременно эти процессы отражаются на экономике и финансовом секторе других государств, в том числе развивающихся, что связано с абсолютным доминированием ведущих стран на мировом рынке капиталов и активной внешней экспансией их институтов. Необходимо также учитывать, что в условиях глобализации мировой экономики тенденции, зарождающиеся в промышленно развитых странах, в частности, в США, достаточно быстро перенимаются другими государствами, которым приходится перестраивать свой финансовый сектор по зарубежным образцам для повышения или сохранения международной конкурентоспособности национальных финансовых институтов.

Государство осуществляет воздействие на финансовый сектор путем создания «сильной» законодательной и нормативной базы и контроля за ее выполнением.

Четкие границы у финансового сектора отсутствуют, он охватывает перемещение денежных средств, сферу финансовых услуг и управление финансами. Сектор финансов - это многообразие институтов и инструментов законодательной базы. При правильном развитии экономики, сектор финансов углубляется и укрепляется, а также постоянно расширяется, т.е. увеличивается число и характер финансовых инструментов, взаимосвязь и структурность финансовых институтов, и территориальное распространение финансовых рынков. Рассмотрим особенности зарубежного опыта финансового сектора экономики на современном этапе.

На сегодняшний день в финансовом секторе Италии, четвертой по размеру экономике Евросоюза и восьмой в мире, образовалась дыра на сотни миллиардов евро. Она грозит не только дестабилизировать политическую ситуацию в самой Италии, но и подорвать весь банковский сектор Европы. Бремя спасения итальянских банков, но для премьера Маттео Ренци это политически неприемлемо. Переговоры Рима и Брюсселя о параметрах оздоровления финансовой отрасли пока не дали результата.[16]

Объем проблемных кредитов на балансах итальянских банков МВФ оценивает в € 360 млрд — 18% совокупного кредитного портфеля. Это в три раза больше среднего показателя по еврозоне (6%) и сопоставимо с уровнями плохих долгов в Албании и Бурунди. Плачевное положение финансового сектора Италии — следствие трехлетней рецессии и десятилетия экономической стагнации. Помимо безнадежных кредитов перед итальянскими банками стоит целая серия проблем: хронически низкая доходность на фоне рекордно низких процентных ставок. Системный риск также исходит из чрезмерного объема государственных облигаций в портфелях итальянских банков, писал в апреле Bloomberg. Более 10% активов итальянских банков приходится на госбумаги различных стран, что вдвое превышает средний показатель еврозоны — это усиливает связь между банковскими и суверенными рисками.

К сожалению, Италия упустила время на оздоровление своей финансовой системы. Власти страны не провели масштабную рекапитализацию в 2008. Когда этим занимались другие страны Европы и Соединенные Штаты, они не создали банк проблемных активов по примеру Испании, которая приняла такое решение в 2012 году, и не успели поддержать свои банки до 1 января 2016 года (условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима)), когда в еврозоне заработал Единый механизм помощи (Single Resolution Mechanism — Чтобы бремя спасения проблемных институтов разделяли вкладчики и держатели банковских облигаций.[16]

В этом году надзор над финансовой отраслью Италии перешел к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), а 29 июля Европейская служба банковского надзора (EBA) объявит результаты стресс-тестов, призванные выявить глубину проблем (в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении) в секторе. По словам Маттео Ренци, ставшего премьером страны в феврале 2014 года, сегодня на него свалилась проблема, которую в 2013 году отказалось решать предыдущее руководство.

Впервые правительство заговорило о помощи финансовому сектору в конце июня, после того как Brexit спровоцировал распродажи акций итальянских банков: лишь за два дня после британского референдума ведущие банки Италии Intesa Sanpaolo, Mediobana и UniСredit потеряли треть своей рыночной стоимости. В ответ на это власти начали прорабатывать возможность рекапитализации финансовых учреждений на €. 40 млрд, писала The Wall Street Journal.

Италия настаивает на рекапитализации своих банков в рамках европейских правил финансового оздоровления кредитных учреждений, рассказали Bloomberg в этом месяце осведомленные источники. Эти нормы позволяют поддерживать банки, стресс-тесты выявляют, что те испытывают дефицит капитала. Председатель ЦБ Италии Иньяцио Виско допускает возможность государственной интервенции, а министр финансов страны Пьер Карло Падоан утверждает, что правительство вырабатывает меры поддержки банков, которые были бы основаны на рыночных подходах.

На сегодняшний день наблюдаются тенденции изменения институциональной структуры финансового сектора ведущих стран, к числу которых относятся:

· быстрое качественное развитие финансовых институтов, выражающееся, прежде всего, в значительном расширении спектра выполняемых ими операций;

· изменение роли различных институтов в системе финансового посредничества в экономике, проявляющееся в большинстве стран в сокращении доли банков в активах финансового сектора при одновременном росте доли институциональных инвесторов;

· активизация процессов концентрации финансового капитала и формирование крупнейших национальных финансово-банковских групп;

· постепенное размывание границ между сегментами финансового сектора в результате диверсификации деятельности финансовых институтов и межсегментных слияний и поглощений и формирование единой индустрии финансовых услуг.[8]

Таким образом, важной особенностью развития финансового сектора большинства ведущих стран, за исключением Японии, в последние годы стал быстрый рост активов и экономической значимости институциональных инвесторов. Между странами, однако, имеются существенные отличия по уровню развития отдельных видов этих институтов, особенно пенсионных и инвестиционных фондов, а также проводимой ими инвестиционной политике, что связано главным образом с особенностями функционирования национальных фондовых рынков.

Заключение

Финансовый сектор при этом следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных финансовых институтов, обеспечивающих движение и перераспределение финансовых ресурсов в экономике. Указанные определения позволяют более четко установить границы исследования структуры финансового сектора, в частности, исключив из числа финансовых институтов правительственные органы, центральные банки, а также компании, оказывающие вспомогательные услуги, связанные с функционированием финансовых рынков, но не занимающиеся финансовым посредничеством.

Вопросы изменения институциональной структуры финансового сектора в ведущих странах на современном этапе, несмотря на их очевидную актуальность, теоретическую и практическую значимость, в отечественной экономической литературе изучены весьма слабо. Мало специальных исследований, в которых проводился бы углубленный сравнительный анализ ситуации в финансовом секторе развитых государств. В иностранной литературе проблемам институционального развития финансового сектора придается значительно большее внимание, хотя и там авторы чаще всего ограничиваются оценкой ситуации в своей стране, либо исследованием перспектив отдельных видов финансовых институтов.

Финансовый сектор России развит непропорционально, большая часть активов принадлежит банкам. Для гармоничного развития финансового сектора Банк России подготовил специальный программный документ, основанный на кросс-секторальном подходе (он призван помочь всем секторам финрынка). Еще одна важная проблема финансового рынка России — защита прав потребителей. Они страдают от нелегальных кредиторов. При этом даже легальные игроки часто нарушают правила, сказала руководитель ЦБ. Сложность финансовых продуктов будет нарастать. Поэтому они должны оставаться прозрачными для клиентов и соответствовать их потребностям.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс РФ / Консультант Плюс - 2016.

2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (действующая редакция, 2016)

3. Федеральный Закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» (действующая редакция, 2016).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 834-р г. Москва "О подписании многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г."

5. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 ноября 1988

6. Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции»

7. Инструкция Банка России от 26 апреля 2006 г. № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».

Специальная литература:

8. Васильева О. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., -2012. — 26 с. С. 21.
Булатова, Ю. И. Формирование финансового потенциала инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации: автореф. дис. канд. экон. наук / Ю.И. Булатова. - Оренбург, 2014. - 21 с.

Наши рекомендации