Особенности налогообложения предприятий финансового сектора экономики
Финансовый сектор экономики играет значительную роль в экономических преобразованиях России. К финансовой сфере относятся страховые организации, биржи, брокерские компании, банки и другие кредитные организации, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д. Все эти финансовые организации имеют особую специфику деятельности, совершенно не сравнимую с работой промышленных организаций. Специфическая деятельность организаций финансового сектора экономики вызвала необходимость отражения в Налоговом кодексе РФ особенностей налогообложения их доходов и финансовых операций. Особенности налогообложения финансовых организаций учитываются при исчислении налога на прибыль и НДС.
30 апреля 2016 года было принято Распоряжение Правительства РФ о подписании многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией.
Возможность получения российскими налоговыми органами информации по налоговым вопросам существует давно – она предусмотрена соглашениями об избежание двойного налогообложения, которые содержат положения об обмене информацией с иностранными государствами. Россия активно использует данный механизм, но он работает не автоматически, а по запросу. С 1 июля 2015 года в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 ноября 1988 года, которая является правовой основой для всех видов обмена налоговой информацией – по запросу, инициативного и автоматического. У российских налоговых органов появились дополнительные возможности получать налоговую информацию от компетентных органов иностранных государств. Продолжением развития сотрудничества между правительствами разных стран в области обеспечения соблюдения требований налогового законодательства на международном уровне является Common Reporting Standards (CRS), выпущенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), призванный создать международный стандарт обмена информацией о финансовых счетах и доходах, получаемых налоговыми резидентами одной партнерской юрисдикции в другой, в автоматическом режиме. Более 100 юрисдикций приняли на себя обязательство по внедрению требований CRS, включая 56 стран, которые планируют совершить первый обмен информацией в 2017 году за 2016 год (страны – «первопроходцы»). Присоединение России к Стандарту означает, что в результате автоматического обмена российские налоговые органы будут на ежегодной основе в автоматическом режиме получать следующую информацию в отношении российских налоговых резидентов (как юридических, так и физических лицах):
· баланс по финансовым счетам, открытым в партнерских юрисдикциях российскими налоговыми резидентами, а также пассивными нефинансовыми организациями, контролирующими лицами которых являются российские налоговые резиденты;
· определенные типы доходов, зачисленные на указанные счета, включая процентные доходы, дивиденды, доходы от определенных страховых продуктов, выручку от реализации финансовых активов.
Данная информация может быть использована российскими налоговыми органами, в том числе, при проверке правильности исполнения российскими налогоплательщиками своих налоговых обязательств.
Рассмотрим последствия для компаний финансового сектора Присоединение к Стандарту налагает дополнительное административное бремя на российские финансовые институты (например, на банки, депозитарии, инвестиционные компании и фонды, определенные типы страховых компаний и т.д.). Так, на практике российские финансовые институты, а также филиалы иностранных финансовых институтов, расположенные в РФ, должны будут внедрить/доработать процессы и процедуры, связанные с приемом клиентов на обслуживание, проведением анализа текущей клиентской базы и последующего мониторинга с целью идентификации статуса клиентов для целей Стандарта. Внедрение данных процедур и процессов позволит финансовым институтам собрать информацию о финансовых счетах и получаемых доходах определенными типами клиентов и подавать соответствующую 3 отчетность в российские налоговые органы для последующего обмена с налоговыми органами стран-партнеров. Обновленные процессы и процедуры должны заработать в российских финансовых организациях с 1 января 2017 года. Таким образом, остается менее полугода на приведение действующих процессов и процедур в соответствие с требованиями Стандарта, в то время как масштаб таких изменений представляется существенным.