Реализация стратегии, контроль и оценка
Коллектив авторов
Бизнес‑планирование: Шпаргалка
Издательство: РИОР
Год издания: 2009
Страниц: 30
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине Бизнес-планирование. Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину Бизнес-планирование в высших и средних учебных заведениях.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
2. ПРЕДМЕТ ПЛАНИРОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
3. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
4. РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕСПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ПРЕДПРИЯТИЕМ)
5. НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
6. ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ
7. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
8. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «КОНЦЕПЦИЯ, ОБЗОР, РЕЗЮМЕ»
9. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОПИСАНИЕ БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
10. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА (ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ, ИЗДЕЛИЯ)», «АНАЛИЗ РЫНКА, МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ»
11. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА «ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА», «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН»
12. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОКРУЖЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ», «РИСКИ ПРОЕКТА И СТРАХОВАНИЕ», «КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА»
13. ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
14. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
15. ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
16. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН (ПРОЕКТ). БЮДЖЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ
17. ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА. НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
18. ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
19. ПЛАН ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
20. ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ. БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН
21. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ДОКУМЕНТАМ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ТЕХНОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
22. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
23. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (ГРАФИК РАБОТ) НА РАЗРАБОТКУ БИЗНЕС-ПЛАНА
24. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ
25. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ
26. НАЗНАЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ PROJECT EXPERT
27. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ {БЮДЖЕТОВ) БИЗНЕС-ПЛАНА. ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМОЙ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ
28. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. ОПЕРАЦИИ. ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
29. ПЛАН ПРОДАЖ И ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ PROJECT EXPERT
30. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ. ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА В СИСТЕМЕ PROJECT EXPERT
31. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ, ИНФЛЯЦИИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ
32. СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ
33. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
34. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ С УЧЕТОМ СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ
35. ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ. ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ
36. СРЕДНЯЯ НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. ЧИСТЫЙ ПРИВЕДЕННЫЙ ДОХОД
37. ИНДЕКС ПРИБЫЛЬНОСТИ. ВНУТРЕННЯЯ
38. МОДИФИЦИРОВАННАЯ ВНУТРЕННЯЯ НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
39. РАСЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
40. ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ
41. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
42. КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ РАБОЧЕГО КАПИТАЛА, ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, АКТИВОВ
43. ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
44. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
45. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
46. РАСЧЕТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА.ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ. ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД
47. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
48. МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО
49. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОЕКТА
50. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОЕКТА
51. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ. МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, РАСЧЕТ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО И СЦЕНАРНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ PROJECT EXPERT
52. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ (БИЗНЕС-ПЛАНОВ) ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ЗАТРАТ
ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий. Время – особый невосполнимый вид ресурсов.
Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование – это наука.
В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование – это искусство.
Планирование как вид деятельности– это процесс выработки действий по достижению цели.
Планирование отвечает на следующие вопросы:
• Что делать и для кого (товар)?
• Как делать (технология, программа действий)?
• Когда делать?
• Сколько делать?
Также планирование помогает оценивать уже совершенные действия (отвечает на вопросы: что уже было сделано, какие ресурсы уже есть и т. д.).
Основные цели процесса планирования:1) оптимизация всех видов затрат; 2) координация действий коллектива; 3) предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь; 4) готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.
Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени – горизонтом планирования, который бывает:
• долгосрочным – 5‑10 лет;
• среднесрочным – 2–5 лет;
• краткосрочным – до 2 лет.
Планирование должно придерживаться определенных принципов:
1. Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.
2. Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.
3. Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.
4. Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.
Этапы планирования: 1)определение миссии – основного ориентира действий; 2)прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов; 3)формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал – недостижимая цель; 4)программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»); 5)бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»); б)формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии; 7)формирование процедур действий (бизнес‑процессов).
ПРЕДМЕТ ПЛАНИРОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Предмет планирования– деятельность компании, заключающаяся в стремлении к достижению основных целей, соответствующих миссии компании. Планирование призвано способствовать достижению целей компании.
Объектами планированияявляются ресурсы и процессы компании.
Основные ресурсы:
1) трудовые – квалифицированный персонал и неквалифицированная рабочая сила;
2) материальные – сырье и материалы, инвентарь, незавершенное производство, товары и готовая продукция и т. д.;
3) основные средства – здания, сооружения, машины, оборудование, средства труда, нематериальные активы и т. д.;
4) информационные – информация для принятия решений, для контроля за реализацией выполнения решений и т. д.;
5) финансовые – деньги, фонды, ценные бумаги и т. д.
Процессы подразделяются на бизнес‑процессы и проекты.
Бизнес‑процесс– совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи).
Виды бизнес‑процессов:
1) основные – направлены на внешнего потребителя;
2) вспомогательные (обеспечивающие) – направлены на внутреннего потребителя;
3) управленческие – процессы подготовки и принятия решений.
Проект– уникальный процесс, предполагающий координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений (С. Ковалев). Проекты могут быть направлены на развитие системы управления; развитие существующих бизнесов и создание новых бизнесов.
Объекты планирования измеряемы в показателях.
Основными планируемыми показателями являются:
• выручка, доля рынка;
• потоки и остаток денежных средств;
• финансовый результат – прибыль/убыток;
• затраты;
• конкурентоспособность; изменения в продукте, производстве, распределении.
3. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС‑ПЛАНИРОВАНИЯ
Потребность в бизнес‑плане возникает при решении следующих задач:
• открытие нового дела;
• перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности;
• подготовка заявок для получения кредитов;
• обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.
Под бизнес‑планированием (деловым планированием)понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).
Основная форма бизнес‑планирования– составление бизнес‑плана. В рыночной экономике бизнес‑план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно‑правовой формы компании.
Бизнес‑план– план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.
Основная цель разработки бизнес‑плана– определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Другие возможные цели разработки бизнес‑плана:получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.
План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров.
Основное назначение бизнес‑плана:
• проработать решения по развитию каждого вида деятельности;
• составить план и график работ, действий;
• информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);
• усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.
При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес‑планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.Совокупность долгосрочных бизнес‑планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕСПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ПРЕДПРИЯТИЕМ)
Бизнес‑план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием,независимо от его функциональной ориентации:
• организационно‑управленческая и финансово‑экономическая оценка состояния предприятия;
• выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;
• формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес‑плане обосновываются:
• общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
• выбор стратегии и тактики конкуренции;
• оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
В бизнес‑плане выполняется анализ внешних (рынки и конкуренты, технологии, социально‑экономическая среда, политическая ситуация и др.) и внутренних факторов (продукция, производственная и техническая база, кадры, финансы и др.).
Бизнес‑план дает объективное представлениео возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово‑экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. В бизнес‑плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Бизнес‑план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно‑инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес‑план – одновременно поисковая, научно‑исследовательская и проектная работа.
5. НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС‑ПЛАНА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Бизнес‑план можно назвать основой управления не только коммерческим или инвестиционным проектом, но и самим предприятием. Правильно составленный бизнес‑план дает перспективу развития фирмы и отвечает на основной вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли дело те доходы, которые окупят затраты сил и средств?
Благодаря бизнес‑плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес‑плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.
Степень участия руководителя в подготовке бизнес‑планаважна. С другой стороны, консультанты владеют знанием наиболее подходящих методик подготовки бизнес‑плана.
Бизнес‑план также призван помочь руководителю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
• определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
• оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
• выявить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей;
• проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
• просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес‑плана. Предприниматель и руководитель получает от планирования деятельности следующие преимущества:
• фундаментальное изучение руководителями перспектив фирмы;
• осуществление более четкой координации предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
• определение необходимых для контроля показателей деятельности фирмы;
• стимулирование руководителей для более конкретного определения целей и путей их достижения;
• подготовка фирмы к внезапным изменениям рыночной ситуации;
• формализация обязанностей и ответственности руководителей фирмы.
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ
Форма планирования складывается из набора применяемых в конкретном случае видов и методов планирования.
Виды планированияразличают по нескольким признакам.
В зависимости от гибкости плановвыделяют два основных вида планирования:
1) директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями;
2) индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования.
В зависимости от горизонта и уровняпланирования выделяют три вида планирования:
1) стратегическое – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей;
2) тактическое – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированнос‑ти действий организационных звеньев;
3) оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно‑материальные запасы и др.
Выделяют несколько основных методов планирования:
• экономический анализ – расчленение экономического процесса (явления) на отдельные составные части, исследование этих частей, их взаимодействия между собой и влияния в целом на весь процесс. Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия;
• балансовый – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.;
• прогнозный – планирование на основе прогнозирования;
• программно‑целевой – увязывание целей с ресурсами через программы действий;
• нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу продукции. Норматив – относительный показатель расхода какого‑либо ресурса на другие ресурсы;
• экономико‑математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.
Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития фирмы. Если фирма зрелая, то бизнес‑планы масштабны. На начальной стадии развития фирмы бизнес‑планы нечеткие и небольшие.
Другие факторы,которые влияют на выбор формы планирования:
• квалификация персонала;
• возможности организации планирования;
• особенности деятельности фирмы.
7. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС‑ПЛАНОВ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС‑ПЛАНИРОВАНИЯ
Бизнес‑план должен быть подготовлен с учетом следующих рекомендаций:
1. Краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнес‑плана.
2. Доступность в изложении и понимании – бизнес‑план должен быть понятен широкому кругу людей.
3. Неперегруженность техническими подробностями.
4. Убедительность, лаконичность, пробуждение интереса у партнера.
5. Соответствие определенным стандартам – бизнес‑план должен быть принимаем читателем и удобен с точки зрения методики его составления.
Источники информации, используемые при подготовке бизнес‑плана, могут быть различными, лишь бы они предоставляли необходимую и достоверную информацию. В качестве источников информации могут использоваться: маркетинговые или другие исследования; Интернет; книги; деловая пресса и СМИ; информация, предоставляемая фирмой; справочные данные специализированных банков и баз данных; информация, предоставляемая промышленными ассоциациями, международными организациями, производителями оборудования.
В соответствии с международной методикой ЮНИДО для бизнес‑плана необходимы следующие показатели и формы входящей информации:
1) инвестиционные издержки;
2) программа производства и реализации;
3) среднесписочная численность работников;
4) текущие издержки на общий объем выпуска:
• материальные расходы;
• расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
• обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств;
• административные накладные расходы;
• общехозяйственные накладные расходы;
• расходы на сбыт продукции;
5) структура общих издержек по видам продукции;
6) потребность в оборотном капитале;
7) источники финансирования – акционерный капитал; кредиты и пр.
Такие показатели и формы информации пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.
8. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС‑ПЛАНА. РАЗДЕЛ БИЗНЕС‑ПЛАНА «КОНЦЕПЦИЯ, ОБЗОР, РЕЗЮМЕ»
Важное значение имеет структура бизнес‑плана, который представляет собой достаточно сложный документ. Разделы бизнес‑плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия.Хотя внешне бизнес‑планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов, по существу, остается практически неизменным, хотя по форме может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.
Основные информационные разделы бизнес‑плана:
1. Концепция, обзор, резюме.
2. Описание базового предприятия.
3. Описание продукта.
4. Анализ рынка, маркетинг и продажи.
5. План производства.
6. Организационный план.
7. Окружение и нормативная информация.
8. Финансовый план.
9. Риски проекта и их минимизации.
10. Календарный план реализации проекта.
Оформление бизнес‑плана начинается с подготовки титульного листа, который должен обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно четко и кратко формулировать идею, заложенную в бизнес‑плане.
После титульного листа должно находиться оглавление, отражающее структуру бизнес‑плана. Это номенклатура разделов или параграфов. В любом случае оглавление должно быть четко оцифровано, обязательно арабскими цифрами.
В разделе «Концепция, обзор, резюме»указывается все самое главное – информация, дающая представление о проекте и кратко обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие проект:
• название, автор, версия бизнес‑плана;
• собственник, срок проекта;
• суть проекта;
• цель проекта;
• задачи проекта;
• показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эффект);
• гарантии возврата инвестиций;
• критические для успеха элементы;
• ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования;
• аннотация (краткое описание проекта).
Указываются задача составления бизнес‑плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта.
В приоритетном порядке указываются направления деятельности компании, по каждому направлению определяются целевые рынки и ответственные лица. Формулируются основные цели проекта, а также его конкретные задачи.
9. РАЗДЕЛ БИЗНЕС‑ПЛАНА «ОПИСАНИЕ БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
Этот раздел должен присутствовать, если бизнес‑план предназначен для внешних пользователей и планируемый проект осуществляется на уже существующем предприятии (базовом предприятии).
В разделе указываются следующие основные данные о предприятии(фирме, компании, организации):
• название;
• организационно‑правовая форма;
• форма собственности;
• структура собственности;
• месторасположение (карта), транспортные магистрали;
• почтовый адрес;
• Интернет‑сайт;
• электронный адрес;
• руководство (ФИО, возраст, должности, квалификация, краткая характеристика, фото, доли участия в капитале);
• уставный фонд;
• краткие финансовые показатели за последнее время (оборот, активы, прибыль);
• банковские реквизиты (рублевые и валютные счета, депозиты);
• лицензии, сертификаты, разрешения и т. д.;
• история развития, основные этапы, основные достижения и неудачи;
• инфраструктура предприятия (связь, транспорт, социальные объекты);
• основные средства (недвижимые и движимые);
• расположение недвижимости;
• нематериальные активы, ноу‑хау;
• уровень технологии;
• оборотные средства;
• инвентарь;
• оценка залоговых средств;
• персонал, средняя численность, оргструктура;
• описание бизнес‑процессов;
• поставщики (расположение, характеристика);
• продукция;
• рынки сбыта (расположение, характеристика);
• отношения с властью, наличие государственной поддержки;
• существующие проблемы;
• стратегические и тактические цели, планы их достижения;
• преимущества и недостатки, возможности и угрозы.
Перечисленные пункты указываются в соответствии с потребностями и целями бизнес‑плана.
10. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС‑ПЛАНА «ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА (ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ, ИЗДЕЛИЯ)», «АНАЛИЗ РЫНКА, МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ»
В разделе «Описание продукта»необходимо описать продукт (продукцию, услуги, изделия) и показать его полезность потребителю.
В качестве характеристик продукта указывают:
• функциональное назначение продукта; • примеры использования продукта; • соответствие продукта принятым стандартам; • технологичность, универсальность продукта; • стадия разработанности продукта в текущее время; • требования к контролю качества продукта; • требования к подготовленности пользователей (потребителей); • требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей (потребителей); • условия хранения и транспортировки продукта; • возможности дальнейшего развития (доработки) продукта.
Кроме характеристик самого продукта при его описании целесообразно раскрыть:1) возможные технологии (способы) производства продукта; 2) себестоимость единицы продукта в зависимости от объемов и способа производства; 3) требования по лицензированию и сертификации производства продукта; 4) особенности патентно‑лицензионной защиты продукта; 5) требования к исследованиям по разработке и совершенствованию продукта; 6) анализ продукции конкурентов; 7) конкурентные преимущества и недостатки продукта по сравнению с продукцией конкурентов.
В разделе «Анализ рынка, маркетинг и продажи»освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения продукции до потребителя (по каждому продукту). Описываются три основных массива информации:
1) характеристика рынка;
2) план маркетинга (стратегический маркетинг);
3) план сбыта (продаж).
При характеристике рынка раскрываются: а)отраслевая ситуация; б)производители (конкуренты в России и за рубежом) – объемы, цены, доли, качество продукции, запас прочности, уровень технологии, финансовое положение, сильные и слабые стороны, возможная реакция, прогнозы; в)рынки – объемы, цены, условия экспорта, история, тенденции, прогнозы, сегментирование, прогнозы; г)потребители (покупатели) – фирмы, расположение, требования к качеству, условиям поставки, мнение о продукции, прогнозы, контракты; д)специфические особенности рынка (трудности доступа и др.).
В плане маркетинга раскрывается информация по стратегии и тактике достижения целевых мест и доли на рынке:общая стратегия маркетинга, принятая на фирме; • конкурентные преимущества и недостатки фирмы на рынке; • методы стимулирования роста объемов продаж; • методы и формы рекламной кампании; • связи с общественностью и формирование общественного мнения о продукции и фирме; • организация послепродажного обслуживания клиентов, сервисное и гарантийное обслуживание.
План сбыта включает в себя:
• ценовую политику, методы и схему ценообразования и установления гарантийного срока;
• формы организации сбыта, схему реализации товара, условия оплаты;
• политику скидок;
• политику определения уровня запасов.
11. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС‑ПЛАНА «ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА», «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН»
В плане производстваосновное – убедить потенциальных инвесторов, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки, т. е. организовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя описание следующих процессов:1) снабжение (обеспечение); 2) технологический цикл; 3) обслуживание оборудования; 4) возможности совершенствования технологии.
В разделе «снабжение (обеспечение)» подробно раскрывается информация о факторах производства:
• сырье, материалы, комплектующие, производственные услуги – направления применения, условия хранения, транспортировки;
• источники сырья – цены, условия поставки, транспортировки, тенденции, контракты;
• энергия – потребности, источники, доступность;
• участки земли, здания, сооружения, коммуникации;
• оборудование – модели, производительность, потребности в работниках, энергии, сырье, пространстве, микроклимате, стыковка со смежным оборудованием, условия приобретения;
• поставщики оборудования – фирмы, контракты.
При описании технологического цикла раскрывается информация:
• о составе операций цикла, их производительности;
• режиме работы цикла;
• размещении технологических циклов (возможно, с картой);
• контроле качества.
При описании обслуживания оборудования раскрывается информация:
• о ремонте, нормативном обслуживании;
• об обеспечении условий функционирования оборудования – энергия, микроклимат, сохранность.
Раздел «Организационный план»предназначен для описания того, как будет организован проект (фирма). В разделе указываются следующие данные:
• форма организации проекта;
• полномочия и функции участников проекта;
• организационная структура проекта (фирмы);
• функциональная структура;
• штатное расписание и потребности во временной рабочей силе;
• стимулирование и мотивация персонала;
• описание бизнес‑процессов;
• распределение бизнес‑процессов по юридическим лицам;
• формируемый имидж, миссия и общественное мнение;
• информационная структура проекта (фирмы);
• система управления и регулярное управление проектом (фирмой);
• организация инфраструктуры (организация обеспечения).
Под инфраструктурой подразумевается в основном оказание проекту (фирме) следующих услуг: перевозки; страхование; аудит; обучение, повышение квалификации работников; консультации; создание и обслуживание социальных объектов; снабжение электроэнергией и коммунальными услугами.
12. РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС‑ПЛАНА «ОКРУЖЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ», «РИСКИ ПРОЕКТА И СТРАХОВАНИЕ», «КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА»
Описание окружения, факторов, рисков и нормативной информацииосуществляется в разрезе трех уровней: 1) ситуация в стране; 2) региональная ситуация; 3) местная ситуация.
В рамках каждого уровня описывается ситуация в экономической; политической; социальной; законодательной; экологической сферах. Не затрагивающие проект аспекты могут быть опущены. В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.
В разделе оценки риска и страхованияосвещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:
• перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого;
• организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
• программа страхования от рисков.
В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.
Предпочтительно, чтобы раздел содержал расчеты всех существующих рисков и экспертное мнение специалистов. В дополнение можно приложить обзоры рынка, статьи и информационные бюллетени, содержащие информацию касательно рисков.
Календарный планявляется итоговой формой представления информации о проекте, которая характеризует проект с точки зрения управления им как проектом (см. таблицу).
ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
Стратегическое планирование– анализ, моделирование, прогнозирование перспективы развития управляемого объекта в условиях неопределенности внешней среды.
Результаты стратегического планирования – обоснование выбора стратегии, разработка стратегических инструментов, приоритетов и текущих ориентиров стратегического управления. Одна из задач стратегического планирования – правильная организация и задействование ресурсов, обеспечение их взаимодействия для поддержания и повышения конкурентоспособности фирмы в перспективе.
Основные этапы стратегического планирования:
1. Анализ перспектив.Необходимо выявить основные тенденции и закономерности развития факторов окружающей среды, выработать методы защиты от опасностей, найти пути использования возможностей.
2. Анализ позиций предприятия в конкурентной борьбе.Необходимо улучшать результаты деятельности, оптимизировать конкурентную стратегию и повышать потенциал развития фирмы.
3. Обоснование стратегических задач предприятияпри выборе различных видов деятельности. Необходимо установить и расставить во времени приоритеты.
Реализация стратегии, контроль и оценка.
Необходимо выявить недостатки в деятельности фирмы, определить новые перспективные виды деятельности.
Стратегия компании– это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса.