Двухсложные слова с закрытым слогом
(4-й тип слоговой структуры)
31. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?» Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Упражнять в простейшем слоговом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
полностью.
Ребенок: | Логопед: | Ребенок |
мень | камень | |
мин | камин | |
КА | ток | каток |
бан | кабан | |
нат | канат | |
фель | кафель | |
кет | букет | |
БУ | тон | бутон |
фет | буфет | |
бен | бубен | |
лет | балет | |
БА | тон | батон |
нан | банан | |
БИ | лет | билет |
вень | бивень | |
ЛИ | вень | ливень |
мон | лимон |
(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.)
32. Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложениях. 2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. 3. Развивать слуховое внимание. Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на велосипеде), Олег (на машине). Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Едет кто? Едет Иван и Олег. Едет что? Едет вагон и каток. 33. Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, иговорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Ползает кто? Удав, паук. Летает кто? Филин, лебедь, Ходит кто? Олень,кабан,хомяк, енот, пудель. Плавает кто? Окунь,тюлень | 34. Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при образовании существительных единственного числа от множественного числа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово в единственном числе.
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.) |
35. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: парные сюжетные картин. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке. Логопед: Ребенок: поет — поют идет — идут дует — дуют ведет — ведут едет — едут лепит — лепят летит — летят моет — моют дает дают |
|
37. Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты девять таких предметов». а) с окончанием -ОВ б) с окончанием -ОК Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: один дом — девять домов одна ветка — девять веток один кот — девять котов одна нитка— девять ниток один кит — девять китов одна банка — девять банок один бык — девять быков одна кепка — девять кепок один бак — девять баков одна дудка—девять дудок один мак — девять маков одна губка — девять губок один дуб — девять дубов одна будка — девять будок один люк— девять люков одна утка —девять уток в) с нулевым окончанием одна минута — девять минут одна монета — девять монет один утенок — девять утят один котенок'— девять котят один теленок — девять телят одна ягода — девять ягод одна вафля — девять вафель одна капля — девять капель одно окно — девять окон (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на три занятия.) | 38. Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры ; 4-го типа в предложениях. 2. Учить образовывать притяжательные прилагательные. 3. Развивать слуховое внимание и память. Ход игрового упражнения Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Ребенок: Это мамин букет. Это папин пудель. Это Бовин кубик. Это Анин бубен. Это Танин пакет. Это Катин хомяк. Логопед: У мамы букет. Это чей букет? У папы пудель. Это чей пудель? У Вовы кубик. Это чей кубик? У Ани бубен. Это чей бубен? У Тани пакет. Это чей пакет? У Кати хомяк. Это чей хомяк? 39. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку картинки и предлагает закон-
|
40. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, березы; маки, лилии. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Как назвать одним словом: буфет, комод, диван? Мебель. тапки, туфли, кеды? Обувь. Каких деревьев много в лесу? Дубов, елей, сосен, берез. Каких цветов много в саду? Маков, лилий. | 41. Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Уточнять лексическое значение слов-омонимов. 3. Учить отгадывать загадки. 4. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:сюжетная ипредметная картинки: каток ледяной и асфальтный. Ход игрового упражнения Логопед выкладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»: 1. Площадка для катания на коньках, покрытая льдом 2. Машина для укатывания и выравнивания дороги. Затем предлагает ребенку отгадать загадки: Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы на коньках Грузная, огромная. С друзьями покататься. И теперь у нас дорога, Ну, акогда весна придет, Как линейка, ровная. Нам нужно с ним расстаться., Ребенок называет отгадки ипоказывает соответствующие картинки. |
42. Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту. 2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку. Оборудование: сюжетная картинка. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ: «У тети Кати девять котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика». Логопед просит ребенка ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят. Кого она дает Олегу? Она дает Олегу котика. Кто будет у Олега? У Олега будет котик. Как Олег будет относиться к котику? Олег будет любить котика. Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку. | 43. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть — надеть». 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» — «одеть»: НАДЕТЬ можно что-то; ОДЕТЬ можно кого-то. Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов. Логопед: Ребенок: Мама... маленького сына. одела На улице холодно, надо... шубу. надеть Олег... Петю и пошел с ним гулять. одел Иван... шапку. Надел Мама песенку допела, Мама девочку... одела |
44. Упражнение «Отгадай загадки» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
| Наткет, наплетет, Сядет и добычи ждет. Паук Хвост — с узорами, Сапоги со шпорами Ночью распевает, Время считает. Петух ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 4-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Овод летит. Гудок гудит. Метет метель. Питон — это удав. Конюх гонит коней. Вадим топит камин. Павел* катит комок. Вадик любит лепить. Вадик лепит кабана. Толик лег на диван. У Кати болит ноготь. Мама дает банан детям. Олег купит букет маков. Конюх поит коней водой. Олег, полей пион водой. Филипп и Олег идут гулять. Иван и Олег идут на каток. Яков и Иван идут домой. Вадим купит лимон и банан. Олег купит билет на балет. Иван пилит тополь. Помоги ему пилить. |
45. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
| 5. ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (5-й типслоговой структуры) 46. Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и память. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
|
47. Упражнение «ОДИН — НЕСКОЛЬКО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе. а) с окончанием -И б) с окончанием -Ы
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.) | 48. Упражнение «ОДЕНЬ КУКОЛ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь». 3. Учить различать одежду иобувь по размеру. Оборудование: маленькая кукла Инга и большая кукла Илья; предметы кукольной одежды и обуви разного размера. Ход игрового упражнения Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответствующего размера. Затем просит ребенка вспомнить и назвать предметы, которые он подбирал. Ребенок: Логопед: Инге — юбку, кофту, банты., ленты, муфту, туфли. Илье — пальто, майку, гольфы, тапки. |
49. Упражнение «УЗНАЙ ВЕТКУ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: пальма, ольха, айва,' пихта, сосна, елка; ветки перечисленных деревьев. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем показывает картинки с изображением веток перечисленных деревьев и просит ответить на вопрос: «От какого дерева эта ветка? » Ребенок: Ветка пальмы. Ветка ольхи. Ветка айвы. Ветка пихты. Ветка сосны*. Ветка елки*. | 50. Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Активизировать и вводить в речь обобщающие понятия. 3. Развивать логическое мышление. Оборудование:предметные картинки: тумба, тахта, кепка, диван, тапки, туфли, майка, кеды, юбка, кофта. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком ряд из четырех картинок, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку выбрать и назвать «лишний» предмет и объяснить свой выбор. Логопед: Ребенок: тумба, тахта, кепка, диван кепка тапки, туфли, майка, кеды майка майка, юбка, кофта, туфли туфли |
51. Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: метка, ветка, сетка. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу. (В качестве опоры используются предметные картинки.) Логопед: Ребенок: Я тебе задачу дам: Все расставить по местам. Вот печать на простыне метка. Зеленеет за окном — ветка. Волейбольная висит — сетка. | 52. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1. Учить четко произносить словосочетания из слов слоговой структуры 5-го типа. 2. Упражнять в употреблении предлога «НА». 3. Учить отвечать на вопросы словосочетанием. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ответить на вопросы: Логопед: Где буквы? Где метка? Где губка? Где детки? Где капли? Где деньги? Где пятно? Ребенок: Буквы на ленте. Метка на майке. Губка на ванне. Детки на катке. Капли на окне. Деньги на тумбе. Пятно на пальто. |
53. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. Логопед: Ребенок: Трудно легко Здорова больна Светло темно Недавно давно Мир война Толсто тонко 54. Упражнение «ВЫПОЛНЯЕМ КОМАНДЫ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении глаголов множественного числа повелительного наклонения. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять. Потом ты станешь приказывать мне, а я буду выполнять твои команды». Логопед: Ребенок: Дуй. Вы дуйте. Мой. Вымойте. Пой. Вы пойте. Лей. Вылейте. Пей. Вы пейте. | 55. Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить называть целый предмет по названиям его частей. 3. Развивать логическое мышление. Оборудование: предметные картинки: окно, утка, кофта, тумба, банка. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед: Ребенок: подоконник, рама, стекло, форточка... окно крылья, клюв, хвост, лапки... утка рукава, манжеты, воротник, застежка... кофта крышка, дверца, ножки, стенки... тумба горлышко, дно, стенки... банка 56. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Развивать внимание и зрительную память. Оборудование: предметные картинки: венок, каток, уголь, огонь, бубен, камень. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?» Ребенок: Венка, катка, угля, огня, бубна, камня. |
57. Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА» Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа. 2. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь». Оборудование: предметные картинки: пальто, юбка, кофта, майка, белье; тапки, туфли, кеды; чулки, гольфы, носки. Ход игровогоупражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Что можно шить? Пальто, юбку, кофту, майку, белье. Что можно обуть? Тапки, туфли, кеды. Что можно штопать? Чулки*, гольфы, носки*. | 58. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Цель: 1. Упражнять в употреблении несклоняемого существительного «пальто». Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку заканчивать предложения словом «пальто». Логопед: Ребенок: В прихожей на вешалке висит... пальто. У мамы нет теплого зимнего... пальто. Бабушка пришивает пуговицы к... пальто. Брат пошел за... пальто. Малыш вышел гулять в новом... пальто. 59. Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить составлять предложения по опорным словам. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов. Логопед: Ольги, у, тапки, туфли, и. Ольга, ели, Инга, и, вафли. Тополя,пух,ольхе, на. Илья, кидай, не, камни. Кегли, дайте, Ивану. Пальто, Толи, у, унты, и. Ребенок: У Ольги тапки и туфли. Ольга и Инга ели вафли. Пух тополя на ольхе. Илья, не кидай камни. Дайте Ивану кегли. У Толи пальто и унты. |
60. Упражнение «ЗАГАДКИ» Цель: 1. Продолжить учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку отгадать загадки. Логопед: Ребенок: Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем. Будка. Плещет теплая волна В берега из чугуна: Угадайте, вспомните, Что за море в комнате. Ванна. . Из железа тучка, А у тучки ручка. Эта тучка по порядку Полила за грядкой грядку Лейка Черные птички На каждой страничке. Молчат, ожидают Кто их прочитает. Буквы. | ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 5-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У дома ольха. Мальвы увяли. На Илье кепка. Дайте Илье кегли. На Татке новые тапки. На окне капли воды. Инга и Илья, пойте. Коля, не кидай камни. На майке моя метка. Ольга и Инга едят вафли. У Юльки на тумбе нитки. Пух тополя на ольхе и мальве. Ольга больна. Мама дает ей капли. У Коли коньки. Он давно на катке. |