Как компании — адепты инновационных процессов пересматривают подходы к созданию новых идей
В формировании будущего всегда есть элемент счастливой случайности. Успешные продукты не появляются в результате указов сверху или рутинной работы с жесткими сроками. Удивительно ли, что 75% компаний разочаровываются в своих инновационных способностях, просто не успевают изобретать новые перспективные продукты, услуги, технологии, совершенствовать бизнес-модели и стратегии развития? По контрасту с ними, остальные 25% компаний, будучи лидерами сферы инноваций, постоянно изобретают все новые и новые продукты и улучшают существующие, при этом уделяя серьезное внимание внутренним процессам продуцирования идей. Они признают простую истину: «Если хорошие идеи не появятся, они не будут запущены на рынок».
Компании, находящиеся в авангарде инноваций, прилагают совместные усилия, для того чтобы создать условия, в которых наиболее вероятно появление счастливых случайностей. Они пересматривают процесс формирования идей, аккумулируя все большее их количество, и применяют свои технологии управления, чтобы добиться их осуществления.
Создание идей — это систематический процесс их поиска с использованием новейших методик. Его целью является возникновение или зарождение соображений, структурирующих впоследствии новые продукты, услуги, процессы и стратегии. Мы рассмотрим семь стратегий, которые нацелены на усовершенствование процесса создания идей в вашей компании.
Стратегия 1:привлекайте к поиску идей всех, кого можно
В главе 4 «Процесс управления идеями» мы отмечали: лидирующими в сфере инноваций компаниями единодушно признается, что системы поощрения сотрудников, делающих рационализаторские предложения, ушли в прошлое. Но почему? Потому что они ограничивают типы искомых идей и вознаграждают только те из них, которые непосредственно связаны с технологическим процессом и позволяют компании сэкономить средства. Однако нынешниє лидеры активно применяют для продуцирования идей модели, заимствованные из системы поощрения рационализаторских предложений, чтобы стимулировать реакцию на свой запрос.
Фабрика идей
1. Привлекайте к поиску идей всех, кого можно.
2. Привлекайте покупателей к участию в создании идей.
3. Привлекайте покупателей новыми способами.
4. Сосредоточьтесь на неявных и невербализованных потребностях покупателей.
5. Ищите идеи в новых группах покупателей.
6. Привлекайте поставщиков к созданию идей.
7. Используйте бенчмаркинг при анализе
© 2002 The Innovation Resource
Рождение новых идей в Bristol-Myers Squibb
Bristol-Myers Squibb (BMS) — международная фармацевтическая компания с оборотным капиталом 21 млрд дол., расположенная в Нью-Йорке. Возможно, вы посчитаете, что вся работа по генерации идей в такой компании сосредоточена на поиске еще одного успешного лекарственного препарата, но потребность BMS гораздо шире.
Марша Макартур, внучатая племянница генерала армии США периода Второй мировой войны Дугласа Макартура, получила, вероятно, самую необычную в мире работу для фармацевтической компании: должность специалиста по поиску идей. Макартур работала на постоянной основе, разрабатывая кампании по созданию идей в фармацевтическом подразделении для внутренних заказчиков. Есть досадные проблемы? Обратитесь к Марше, и она придет вам на помощь.
Идея о проведении целенаправленных кампаний такого рода пришла в голову ее начальнику, Марку Райту, вице-президенту BMS, отвечающему за исследование американского рынка и коммерческую разведку. К мисс Макартур обращаются и спонсоры, обычно это менеджеры проектов, находящиеся в поиске новых решений для рабочих вопросов, которые могут быть весьма различны по своей природе. Когда срок патента на «Glucophage» («Глюкофаг»), успешный препарат компании, подходил к концу, команда специалистов с помощью мисс Макартур начала искать идеи внутри фирмы, способные в оставшееся до истечения срока действия патента время активизировать внимание как можно большего числа людей к этому препарату.
В обеденное время сотрудники компании ходили по улицам, надев на себя двусторонние переносные рекламные щиты с надписью: «Мы воюем с диабетом, и нам нужна ваша помощь». Они опрашивали прохожих, стараясь найти новые идеи. В здании муниципалитета проводились собрания, на которых проблема рассматривалась подробнее. Как привести пациентов на прием к врачам? Как склонить пациентов к приему препаратов компании вместо тех, которыми они пользуются сейчас? Сотрудников побуждали высказывать свои идеи по поводу способов увеличения продаж «Глю-кофага» на внутрикорпоративном сайте BMS, где также можно было найти подсказки о том, как подать свою идею руководству. Предложения поступали разные: провести государственную кампанию и объявить войну диабету; создать музей диабета.
«Я действительно испытываю гордость за всех сотрудников и за высказанные ими идеи, — говорила Макартур. — Предлагались не такие очевидные вещи, вроде призыва проконсультироваться у врача, что мы и так делаем. Идеи были очень тщательно продуманы»3. При норме рассмотрения 7% от общего числа заявок в рамках проведенной кампании из 4000 сделанных предложений были рассмотрены 429, оказавшиеся наиболее продуманными. Их авторы изложили свои соображения письменно и подали в установленном порядке.
Сотрудники отделения, находящегося в Польше, подавали свои предложения в главный офис компании в Плейнсборо (штат Нью-Джерси). Специально созданная группа, тщательно проанализировав все предложения, выбрала 40 лучших. В результате запустили кампанию «Будь настойчив!». Все подавшие предложения получили благодарственные письма, а самым активным сотрудникам вручили сертификаты и призы. За год Макартур проводила 20-30 подобных кампаний; некоторые ограничивались ее подразделением, другие охватывали всю фирму. Каждый раз работа тщательно планировалась, ее целью было привлечение сотрудников разных секторов компании, использовалось сложное программное оснащение для управления идеями и не допускалась перегрузка людей4.
Как привлечь всех, кого можно
Большое значение в процессе привлечения всех сотрудников компании к созданию идей имеет голос покупателя и убеждение, что он важен для всей вашей организации, а не только для отдельных ее подразделений, таких как отделы продаж, обслуживания или маркетинга. Используйте любую возможность взаимодействия с покупателями. Поощряйте умение сотрудников выслушать их мнение по телефону и при обслуживании.
В последние годы компании расширяют число сотрудников, задействованных в разработке новых продуктов и услуг. Несмотря на это, если участники инновационного процесса не вовлечены во взаимодействие с клиентом, может оказаться, что вы просто попусту тратите время. Не позволяйте своим менеджерам, техническим специалистам, сотрудникам отдела закупок, финансового и кадрового отделов принимать участие в процессе принятия решений, касающихся продукта, услуги или развития рынка, если они не проводят по крайней мере 20% своего рабочего времени с настоящими или потенциальными клиентами — покупателями и поставщиками.
Стратегия 2:привлекайте покупателей к участию в создании идей
Откуда берется большинство идей, имеющих отношение к созданию и развитию продукта? При изучении 252 новых продуктов в 123 фирмах исследователи Кляйншмидт и Купер выявили, что толчком к возникновению новых продуктов гораздо чаще оказываются идеи, высказанные покупателями, а не офисные сессии, мозговой штурм или разработки научно-исследовательских отделов корпораций5.
Привлечение покупателей к созданию идей осуществляется по-разному. Можно создать консультационный совет с правом голоса, состоящий из значимых для вас клиентов. Можно опираться на тех покупателей, которые обычно первыми приобретают новые версии ваших продуктов. В то время как недавно возникшие идеи необходимо проверять, исследуя весь рынок, эта наиболее восприимчивая к новинкам категория покупателей дает вам представление о том, в каком направлении развивается рынок и как наилучшим образом отреагировать на эти тенденции.
Большинство способов генерирования идей, основанных на взаимодействии с покупателями, восходят к традиционным методам исследования рынка, базирующимся на создании фокус-групп и опросах. Такие методы способствуют обнаружению неосвоенных возможностей и неудовлетворенности текущими предложениями и позволяют опередить конкурента. А их ограниченность связана с тем, что ваши конкуренты задают те же самые вопросы тем же самым людям. Результат: мало творчества и много сходства. Однако инновационный авангард и в этом случае сумел отличиться. BMW: диалог с покупателями
Расположенная в Мюнхене компания BMW не устает искать способы совершенствования будущих автомобилей. Она не ограничивается разработками собственного исследовательского центра или даже информацией, добытой постами перехвата в Пало-Альто, Калифорния, и Токио, Япония, а также других местах. BMW широко контактирует за пределами собственной группы компаний с людьми, способными творчески мыслить. Созданное для сбора «внезапных озарений» Виртуальное агентство инноваций компании, ВАИ (Virtual Innovation Agency, VIA)6, является территорией взаимодействия для всех внешних предложений, которые еще не имеют кураторов в самой компании. ВАИ позволяет автолюбителям просто делиться своими идеями на сайте, предлагая дополнительные обсуждения в режиме онлайн. Так собираются идеи энтузиастов со всего мира. В течение первой недели после запуска ВАИ в июле 2001 г. было получено 4000 идей. У ВАИ все тщательно продумано, и любой человек, имеющий доступ в Интернет, может не только сообщать о своих идеях, но и защищать свои авторские права. Сайт дает подсказки в течение всего процесса работы, и они помогают понять, в чем компания заинтересована, а в чем — нет, а также получить оценку потенциала идеи. Если предложение интересное, то его описание направляется специалистам для дальнейшего изучения.
Стратегия 3: привлекайте покупателей новыми способами
Отрасли и компании развиваются и осваивают новые методы разными темпами. Нигде это обстоятельство так не проявляется, как в методах взаимодействия с покупателями. Ушедшие в прошлое для одной отрасли, они могут оказаться новаторскими для другой. Опрос покупателей давно известен большинству отраслей, но для строительных компаний он внове.
KB Home: переоснащение фабрики идей
Ведущая строительная компания KB Home, расположенная в Лос-Анджелесе, не занималась опросом клиентов до конца 1990-х гг. Тем не менее мировоззрение компании изменилось и привело ее к абсолютно новому способу ведения дел. В Денвере, где KB Home является одной из крупнейших строительных фирм, компания предположила, что нужно строить дома с каминами и подвальными помещениями, что она и делала. Но как-то раз генеральному директору KB Home Брюсу Карацу случилось присутствовать при продаже такого дома, и он услышал недовольство пары перспективных покупателей. Те пытались сэкономить деньги, подвальное помещение им было не нужно. Продавец же убеждал их просто смириться с наличием подвального помещения, как это делают другие покупатели.
Именно в тот момент Карац принял решение о том, что KB Home будет заниматься опросом покупателей. Полученные сведения разрушили в прах представления компании о том, чего хотят клиенты. На денверском рынке опросы показали, что многие люди предпочитают обходиться без подвальных помещений, особенно если отказ от этого блага экономил им 20% денег. В Финиксе крытое крыльцо считалось обязательным элементом до тех пор, пока опросы не показали, что более половины покупателей вообще не обращают на него внимания. «Возможно, эти предпочтения существовали уже много лет, — признал Карац, — но мы никогда не утруждали себя расспросами о них»7.
Узнав о предпочтениях людей, KB Home отказалась от излишеств — крыльца, камина и подвального помещения, — чтобы привлечь экономных покупателей и предоставить им возможность покупки дома по более низкой цене. В то же время опросы побудили компанию к тому, чтобы предложить целый ряд удобств: бар с кофеваркой в главной спальне, встроенные домашние офисы, более качественные окна. Эти удобства не только устроили покупателей, но повысили рыночную стоимость домов и обеспечили интенсивный рост продаж. Возможность выбора планировки и отделки также позволила получить конкурентные преимущества: другие строительные компании придерживались привычного подхода, подразумевающего одинаковые услуги для всех. KB Home обнаружила, что, поскольку они строят много домов (примерно 17 тыс. в год), новый подход, основанный на опросах, позволяет сдерживать цены, предлагая больший выбор, что недоступно другим строительным компаниям.
KB Home вряд ли является единственным строителем, который полагается на опрос покупателей. Но способы взаимодействия с покупателем в различных отраслях развиваются по-разному. Кому принадлежит первенство? Автомобилестроителям. Столкнувшись с жестокой глобальной конкуренцией и огромными рисками, связанными с необходимостью новых вложений, автомобилестроители первыми осваивают новые технологии генерирования идей.
DaimterChryster: изучение архетипов
Автомобилестроители в настоящее время берут на вооружение этнографию8, раздел антропологии, изучающий культуру этносов. Автомобиль <<РТ Cruiser» компании DaimlerChrysler, выпущенный в 2000 г., был первым транспортным средством, сконструированным на основе идей, выявленных при изучении архетипов9. Chrysler резко сменил курс, отклонившись от своей программы исследования рынка и приняв на вооружение метод, предложенный компании медиком-антропологом французского происхождения Ж. Кло-тером Рапейем. Работа с аутичными детьми, кажется, не имеет ничего общего с попытками понять переменчивые желания поку пателей автомобилей, но подход Рапейя очень многим обязан его опыту именно в вышеупомянутой области.
Команда специалистов, работающая над моделью «РТ Cruiser», стремилась создать автомобиль будущего, используя элементы стиля «ретро». Их вдохновлял модернизированный «жук» компании Volkswagen или исконный «Mustang». Под руководством Рапейя команда конструкторов взяла один из первых прототипов автомобиля и отправилась в поездку, чтобы получить отзывы покупателей в Европе, Южной Америке, Азии и Соединенных Штатах.
Традиционно фокус-группы для опроса подбираются с учетом демографических характеристик, например возраста: допустим, молодой человек, 18-24 лет. Но экспедиция DaimlerChrysler ориентировалась на культуру целой страны. Рапей открыл трехчасовую сессию, сообщив участникам, сидевшим вокруг прототипа «РТ Cruiser», сделанного в натуральную величину: «Я с другой планеты и не имею ни малейшего представления о том, как вы обращаетесь с этой вещью. Каково ее предназначение?» Участникам раздали ручки и бумагу и попросили в течение часа написать рассказы, навеянные прототипом.
В течение следующего часа людей просили воспользоваться ножницами и стопкой журналов, чтобы вырезать слова и картинки, которые помогли бы им описать чувства, вызванные прототипом. На третьем часу сессии участникам предложили лечь на пол, включили приглушенный свет, и спокойная музыка заполнила комнату. Группу попросили расслабиться, вспомнить о своем детстве и о том, что было в нем связано с автомобилем.
После каждой сессии рабочая группа набрасывалась на рассказы, вооружившись желтыми маркерами, и отслеживала эмоции, навеянные автомобилем, или, как это называл Рапей, «шишки рептилий». Информация, полученная в результате применения этого весьма необычного подхода, вызывала удивление. Участники надеялись защитить себя от опасностей внешнего мира с помощью абсолютно безопасного автомобиля. «Дикие джунгли за окном автомобиля» стали одной из важнейших тем. В ходе сессии также обнаружилось, что представленная модель воспринимается как хруп кая и небезопасная, ее даже сравнивали с игрушкой. Большое заднее окно прототипа, по мнению участников опроса, давало возможность посторонним подглядывать за тем, что происходит внутри. Кроме того, они полагали, что автомобиль будет особенно опасным, если удар придется сзади. Все предпочитали некое подобие танка.
В результате крылья «РТ Cruiser» были увеличены и им придали более выпуклую форму, чтобы владельцы получили ощущение мощи автомобиля. Заднее окно уменьшили по сравнению с первоначальным замыслом. А после того как результаты встреч показали, что исходный дизайн автомобиля «был недостаточно креативным», конструкторы предложили щеголеватую крышу с уклоном вперед, которая создавала дополнительное преимущество, расширяя пространство внутри автомобиля.
После запуска в Северной Америке в апреле 2000 г. «РТ Cruiser» сразу же стал успешным коммерческим продуктом для компании, а корпорация Chrysler с тех пор придерживается нетрадиционного, но испытанного метода генерирования идей. Является ли этнография тенденцией будущего или это просто очередная прихоть? Время покажет, однако кое-что уже очевидно. В прошлом конструкторы, инженеры и маркетологи работали в вакууме — в вакууме собственных вкусов, знаний, предрассудков и убеждений. Идеи будущего, основанного на предпочтениях покупателей, создаются с помощью длительного и обстоятельного взаимодействия. Этнография и другие методы помогают вам приблизиться к клиентам и покупателям, проникнуть в их психологию и выйти за пределы того, что люди сейчас считают социально приемлемым. Освоение некоторых из описанных нетрадиционных технологий поможет вам и вашей фирме избежать очевидных ошибок и препятствий, а также усовершенствовать характеристики, которым прежде уделялось слишком мало внимания.
Стратегия 4:сосредоточьтесь на неявных и невербализованных потребностях покупателей
Если вам нужно максимально точно подогнать ваши продукты, услуги и сервисные процедуры к потребностям покупателей, общеизвестная истина гласит: «Создайте фокус-группу». Прислушайтесь к покупателям. Отлично, если вы хотите узнать их мнение по поводу уже существующих идей. Но этот метод абсолютно не подходит, если вы хотите выявить то, что специалисты в области инноваций обозначают как «невербализованные потребности» 10 покупателей.
Представим, что вы просите людей подумать о гипотетических продуктах и идеях: вас интересует, как бы они отреагировали, если бы таковые имелись в продаже.
В качестве примера рассмотрим микроволновую печь. Почему вам нравится микроволновка? Возможный вариант ответа: «В ней еда разогревается гораздо быстрее, чем на обычной плите». А если бы вас спросили: «Каким образом вы используете свою микроволновку?» — вполне вероятно, что ваш ответ прозвучал бы иначе: «Чтобы разогревать воду для чая>> или «Чтобы делать попкорн». А возможно, вы бы сказали: «Чтобы время от времени готовить ужин из замороженных полуфабрикатов, когда я очень спешу».
Пожалуй, вы рассказали бы, что далеко не всегда пользуетесь микроволновкой, что вы никогда в жизни не стали бы готовить в ней жаркое или бифштекс, ибо однажды попробовали это сделать, и мясо приобрело сероватый оттенок и совсем неаппетитный вид. Если вы все же хотели бы иметь возможность готовить восхитительное жаркое за половину того времени, которое тратите сейчас, то вряд ли высказали бы это желание, поэтому оно и называется невербализованным. В результате прощупывания невысказанных потребностей покупателей компания GE в 1999 г. предложила «Ad-vantum™» — плиту для быстрого приготовления, на которой можно сделать жаркое, бифштексы и множество других блюд за половину того времени, которое необходимо для обычной микровол-новки. В этом изделии, меньшем по размеру, чем обычная микроволновая печь, используются раскаленные галогенные лампочки, чтобы обжарить мясо снаружи и пропечь, тогда как электромагнитные волны пропекают мясо изнутри.
Charles Schwab: взаимодействие с покупателями
Как Дэвид С. Поттрак, один из руководителей компании Charles Schwab, слушает и интерпретирует то, что пытаются сказать покупатели? «Сначала я спрашиваю покупателей об их опыте использования услуг, аналогичных нашим, — говорит он. — Затем пытаюсь понять то, что они говорят, угадывая между строк их разочарования и ожидания. Я всячески выказываю, что просто сгораю от нетерпения услышать их соображения, если у них есть необходимый опыт. Мне нравится просить клиентов помечтать. Они описывают свою проблему и тот идеальный мир, в котором эта проблема исчезает. Наша задача — выслушать и создать то, что помогло бы преодолеть разочарование, недовольство и неодобрение»11.
Поттрак приводит в пример филиалы Schwab, иллюстрируя, как полезно уметь слушать и стремиться к тому, что действительно важно для заказчиков. В компании Schwab издавна, с момента основания, задавали вопрос: «Насколько важно иметь региональные филиалы компании?» «Отвечая на этот вопрос, люди уделяли ему мало внимания, ставя по значимости на седьмое или восьмое место среди типичных пожеланий клиента», — сообщает Поттрак. Традиционное отношение к этому вопросу едва ли не вынуждало Schwab стать виртуальной компанией, поскольку материальные региональные офисы из кирпича и цемента дорого обходятся и не представляются необходимыми. «Однако каждый раз, когда мы открываем региональный офис, нам удается в два раза увеличить свой оборот в этом населенном пункте». Если бы разработчики идей в Schwab просто полагались на исследование рынка, они, возможно, никогда не открыли бы ни одного филиала.
У Поттрака был собственный взгляд на вещи. Он осознавал, что компания совершает 80% своих сделок электронным способом, но 70% новых банковских счетов открываются в офисах филиалов. Почему филиалы не потеряют своего значения? «Дело в том, что когда вы спрашиваете у людей: „Насколько важна эта услуга?" или „Каково было ваше самое сильное разочарование?" — они рассказывают вам об интернет-сайтах, которые либо слишком сложны для восприятия, либо не работают вообще, а о проблемах в общении с людьми высказываются лишь в одном из 800 случаев. Они часто говорят о своем страхе, связанном с возможностью появления проблемы в тот момент, когда никого не окажется рядом, чтобы помочь решить ее. Как правило, сам клиент даже не понимает, что региональный филиал становится своего рода гарантией безопасности и устраняет упомянутые причины для беспокойства. Люди не хотят или не умеют формулировать свои потребности, а такие слова, как „региональный филиал", не наводят их на нужную мысль... Тем не менее именно присутствие сотрудников в регионах является очень важным фактором. Вслушиваясь только в слова, мы никогда не открыли бы региональные филиалы. Но если прислушиваться к страхам и разочарованиям, потребность в них становится очевидной». Поттрак заключает, что «иногда интуиция должна опровергать выводы, напрашивающиеся из собранных данных».
Как в Callaway Golf придумали «Большую Берту»
В начале 1990-х гг. все клюшки для гольфа выглядели практически одинаково. Если кто-то из производителей вводил какое-нибудь усовершенствование, другие быстро перенимали его. Использовали разный металл, видоизменяли ручку клюшки, переделывали дизайн...
Но в 1991 г. компания Callaway Golf, специализирующая на производстве снаряжения для гольфа, запустила в продажу клюшку «Big Bertha» («Большая Берта»). И заботилась она не о конкурентах. Разработчики из Callaway отправились в загородные клубы и на курсы, где пообщались с народом. Они наблюдали за игроками и спрашивали, что те думают об уровне своего мастерства. Специалисты компании разговаривали с бывшими игроками, которые уже много лет не ступали на поле для гольфа. В результате специалисты пришли к заключению: многим нравится сама игра, но они не участвуют в ней, чтобы не расстраиваться.
Команда по разработке инноваций в Callaway заметила, что люди хотят играть, но боятся. Так возникла клюшка с более крупной головкой, которая знаменовала своим появлением новый этап в истории этой игры, сделав ее более приемлемой и приятной. Создатели новой клюшки удлинили ее черенок на несколько дюймов, что увеличило длину полета мяча. Новая клюшка рекламировалась как способ сделать гольф менее трудным и более увлекательным. В результате в этот вид спорта пришли новые игроки, а многие опытные его любители поменяли свои старые клюшки на «Берту». Группа нетрадиционно мыслящих сотрудников Callaway знала, что глубоко спрятанные семена усовершенствования дадут всходы. Сосредоточившись на невербализованных потребностях, они разработали хит продаж.
Стратегия 5: ищите идеи в новых группах покупателей
Вероятно, существует некая группа людей, которую вы рассматриваете как своих клиентов. Если расширить представление о том, кто является вашим заказчиком, то скорее всего возрастет и количество дельных идей. Как насчет компаний или людей, с которыми раньше вы никогда не взаимодействовали? Как насчет бывших клиентов и клиентов ваших конкурентов? А еще клиентов ваших клиентов?
Phillips Electronics: нетрадиционные клиенты
Подразделение по производству медицинских товаров компании Phillips в Голландии задалось фундаментальным вопросом: «Кто наш покупатель?» Прежде менеджеры, ответственные за продвижение продуктов на рынок, ориентировались только на врачей в больницах, поскольку они принимали решение о поставщиках.
Но вот менеджеры начали более глубоко изучать изменения, происходящие в отрасли здравоохранения, и заметили, что медицинские услуги все чаще оказываются не только в больницах, но и дома, в поликлиниках и даже на улице — бездомным людям. Каковы потребности клиентов в таких случаях?
Вскоре в компании обнаружили, что одна проблема, с которой сталкиваются эти клиенты, заключалась в прослушивании внутренних органов пациентов. «Услышать шумы в сердце или выявить дыхательные проблемы с помощью традиционных стетоскопов становилось все сложнее из-за гула, встречающегося в таких нетрадиционных местах»12, — поясняет Джей Мазельски, возглавляющий группу по разработке новых решений для медицинского оборудования Phillips' Healthcare Solutions Group. Медики не просили об усовершенствовании стетоскопа, эта потребность не была сформулирована. Занятые обходами больных врачи просто пользовались инструментом, который не сильно изменился за последние 100 лет.
Задавшись вопросом о невербализованных потребностях, команда Мазельски не могла не обнаружить новую возможность — создание диагностического инструмента для нетрадиционных клиентов. Phillips и ее консультант по разработке новых идей IdeaScope Associates подготовили электронный стетоскоп, который блокирует фоновые шумы, такие как звуки уличного движения или голоса, и увеличивает слышимость в 14 раз по сравнению с традиционной моделью. Испытав новый продукт, одна врач отметила, что впервые смогла расслышать шумы в своем сердце.
С момента запуска на рынок в 1998 г. годовой объем продаж новых стетоскопов превысил продажи традиционных моделей. А успех компании, связанный с этим продуктом, подтолкнул ее к выявлению потребностей других нетрадиционных клиентов.
Стратегия 6: привлекайте поставщиков к созданию идей
Сколько хороших идей вы получили от ваших поставщиков за последнее время? Если не так уж и много, возможно, вы задаете неправильные вопросы. Или потребительски относитесь к партнерству. Характерными препятствиями для налаживания партнерства являются нежелание делиться информацией с покупателями, недоверие, удовлетворенность существующими отношениями между поставщиком и производителем, отсутствие сотрудничества между отделами внутри компании, неумение разглядеть новые идеи, дефицит ресурсов и нехватка контролирующих структур, различие культур. Любое или все перечисленные препятствия могут повлечь за собой сложности в партнерских отношениях. А в подавляющем большинстве случаев полноценного партнерства между поставщиком и производителем действительно не существует — таковы данные опроса 600 руководителей высшего звена, проведенного компанией A.T.Kearney по всему миру.
Директор по закупкам одной международной компании, занимающейся реализацией ведущих потребительских товаров, имел обыкновение время от времени навещать своих поставщиков и в конце своего визита всегда обращался с просьбой: «Если у вас появятся какие-либо новые идеи или технологии, которые, по вашему мнению, могут нас заинтересовать, пожалуйста, обязательно нам сообщите». И его поставщики всегда отвечали: «Вы будете первым, кому мы позвоним». И ни разу не позвонили13.
Этот человек и сейчас привлекает поставщиков к созданию идей, но делает это иначе. Он начинает разговор со слов: «Вы знаете, я думаю, что в прошлом был плохим клиентом. Я не говорил, что мне нужно, а только что я хочу. А между тем мне нужно узнать, к примеру, есть ли у вас пластырь, пригодный для стареющей кожи, чувствительной кожи, в местах ушибов, больной кожи и для пяти других типов кожи, которые мы выявили». Сформулировав свои нерешенные проблемы, он и его компания добились успеха в привлечении поставщиков к участию в создании новых идей. Благодаря этим усилиям деятельность по закупке изменилась, перестав ограничиваться исполнением рутинных задач; кроме того, повысилось значение научно-исследовательского и маркетингового отделов.
Новый подход оказался намного более продуктивным и в плане создания идей: «Даже один из наших печально известных своей неспособностью к какому-либо креативу поставщиков за последний год разработал два собственных материала для компании. Просто невероятно, насколько заинтересованными становятся поставщики, когда мы просим их проявить немного творчества в наших интересах».
Поставщики и продавцы используют в своих отношениях четыре простых принципа, рассмотренных ниже14.
• Нужно пропорционально делить риски и вознаграждения. Каковы риски поставщика при вложении времени и ресурсов в новый продукт, если он вдруг окажется не востребован рынком? Если поставщик предлагает своих самых талантливых сотрудников из научно-исследовательского отдела для участия в проекте, а проект лопается, поставщик не сможет компенсировать потери от инвестиций с помощью будущих заказов.
• Нужно делиться информацией с основными поставщиками. Поставщики, которым вы доверяете, должны привлекаться к ранним стадиям разработки новых идей. Расценивайте их как фокус-группы, необходимые для получения информации. Чем раньше вы сможете поделиться информацией о новых планах и чем быстрее узнаете мнение ключевых поставщиков по поводу прототипа нового продукта, тем выше вероятность успешного выхода на рынок.
• Нужно правильно оценивать друг друга. Выработайте метод для оценки эффективности партнера. Это как семейные отношения — их нужно создавать. Консультационный совет поставщиков компании Motorola состоит из должностных лиц самой компании и 15 ведущих поставщиков, состав которых по истечении определенного времени меняется. Совет выбирает поставщика материалов для компании Motorola, исходя из предлагаемых цен, и предоставляет компании возможность обратной связи — так выясняется, какие продукты являются успешными, а какие нет с точки зрения поставщиков.
• Нужно поощрять работу в команде и сотрудничество. Перейдите от традиционного соперничества между поставщиками, характерного при конкуренции, к сотрудничеству, которое поощряется организацией-покупателем. Вместо того чтобы предъявлять требования, ищите идеи и предложения.
Стратегия 7:используйте бенчмаркинг при анализе идей
Все компании работают над идеями, но наиболее чувствительные к инновациям активно занимаются их созданием. Разница не в словах. Не все компании изучают то, как и где возникает идея, насколько это важно с точки зрения результата, а также то, как усовершенствовать этот процесс. Немногие занимаются оценкой атмосферы в своих компаниях с точки зрения ее влияния на создание идей. И еще меньшее число компаний задается вопросом о том, кто отвечает за усовершенствование деятельности, повышение производительности и прочие так называемые творческие задачи.
Заключение, к которому мы пришли в результате анализа компаний, лидирующих в инновационных процессах, состоит в том, что здесь нельзя полагаться на случай. Вам нужны специалисты по созданию идей, владеющие новыми методами, необходимыми, чтобы встряхнуть ваши дела, активизировать творческий потенциал и осведомленность сотрудников. Один из старых запретов при мозговом штурме — не вмешиваться, даже если предложенная идея уже высказывалась и ее проработка ни к чему не привела. Во время проведения сессии по созданию идей нужно придерживаться шести основных принципов. 1. Не допускать критики. Иначе поток идей прервется.
2. Сотрудники высказываются по одному. Установите очередность, чтобы можно было слышать тихо говорящего, но талантливого участника обсуждения, который находится в дальнем конце комнаты.
3. Добивайтесь большого количества идей: не менее 150 за 30-45 минут.
4. Опирайтесь на идеи, высказанные другими. Это гораздо продуктивнее, чем 150 новых не связанных между собой идей.
5. Поощряйте идеи, кажущиеся дикими. Перефразируя Эйнштейна, можно сказать так: «Если сначала идея не кажется абсурдной, то нет никакой надежды, что она будет успешной».
6. Используйте графические средства. Иллюстрируйте идеи с помощью схем и рисунков, чтобы помочь людям понять их.
Проблема отдачи от деятельности по созданию идей стала настолько значимой, что появились разнообразные консалтинговые группы и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании помощи компаниям в создании более продуктивных идей. Один из ведущих практикующих специалистов в этой области — Даг Холл, бывший менеджер по выпуску новой продукции компании Procter & Gamble. Он проводит сессии на ранчо «Eureka!» в Цинциннати (штат Огайо). Холл обещает своим клиентам 30 коммерчески выгодных идей за 3 интенсивных дня сессии, за которые выставляет счет на 150 тыс. дол. В 1997 г. он позвонил Джону Гроссманну из компании Inc. и предложил присутствовать на сессии, подготовленной для компании Celestial Seasonings с годовым оборотом 75 млн дол. и львиной долей вялого рынка травяных чаев15. Celestial хотела удвоить продажи в течение следующих нескольких лет и понимала, что нужно расширять ассортимент. Не вызывало сомнений и то, что жизнеспособность любого бизнеса основана на постоянном совершенствовании и обновлении.
Как и большинство других специалистов в данной области, Холл применяет повторяемый, поддающийся количественному измерению метод создания коммерчески успешных идей. Холл совмещает игровой подход, сенсорную нагрузку и жесткую логику. Его целью является как можно большее число новых продуктов и идеи, позиционирующиеся как осуществимые к концу дня. Ни одна из идей не может быть чрезмерно радикальной, говорит он группе. «Чтите новорожденные идеи... завтра они задохнутся». Почему он поступает таким образом? «Я говорю такие вещи по одной простой причине, — комментирует свои слова Холл. — Так я получаю более качественные идеи. Успешные продукты должны противоречить истории, поэтому приходится нарушать правила. Речь идет о том, чтобы снять людей с автопилота. Надо обесточить все системы и искать новые пути, если вы хотите иметь прогрессивную, способную к инновациям организацию».
На ранчо «Eureka!» ключевой мотивацией для создания качественных идей является увлеченность участников сессий. Они занимаются мозговым штурмом, расположившись в огромном игровом зале, работают с видеоиграми, компьютерными стрелялками, игрушками, а из динамиков раздается громкая музыка, которую Холл использует, чтобы возбудить мыслительную активность.
«Возбудители являются горючим, питающим работу мысли, направленной на развитие бизнеса или, по правде говоря, на что угодно», — говорит Холл. Раздражители кроются в наглядных пособиях, звуках, запахах, информации и опыте. Использование внешних стимулов очень эффективно, полагает Холл, поскольку активизированный мозг стремится к поиску ассоциаций, неожиданному связыванию возбудителей с соответствующими идеями и вплетению в них. Холлу также помогает группа специалистов, которые пытаются спровоцировать возникновение идей, вызывающих эмоциональную реакцию. Этих людей специально учат привносить в мероприятие фон культурного и практического опыта. Чаще всего они обладают предпринимательским складом ума и умеют мечтать, но умеют также осуществлять свои мечты. Кроме того, они знают, что такое провокация и мотивация, и пользуются этими инструментами.
Нетрадиционная тактика Холла включает метод «мусорного контейнера». Он предусматривает письменную фиксацию первых вспышек идей, касающихся новых категорий продуктов, целевой аудитории, реакции на интересные слова. Цель: первые плоды, которые редко бывают спелыми. В то же время, освободившись от таких холостых вспышек, мозг сосредоточивается на более крупных, качественных и интересных концепциях. Во время мозгового штурма записываются все идеи независимо от того, насколько значимыми они кажутся на первый взгляд. При использовании этого метода обычно фиксируются 1500-2000 идей. Холл убежден: чем больше сырых предложений, тем потом больше и «чертовски хороших» идей.
Подводя итог интенсивному трехдневному семинару, Холл сравнивает свою роль с работой футбольного тренера, задающего тон игры. «Сначала я заставляю их думать о продукте, благоприятных возможностях для него и целевой аудитории, прочих вещах. Затем я озадачиваю их картинками на досках и вынуждаю сосредоточиться на эмоциях, строении речи и языке. Далее наступает время маркетинга. Здесь приходится и вести мяч в одиночку, и активно пасовать друг другу. Людям нелегко. Часто случается, что в конце дня, когда уже кажется, что все обдумано до мелочей, внезапно всплывает еще какая-нибудь идея».
Компании — адепты инновационных процессов инвестируют в участие в сессиях, подобных тем, что проводятся на ранчо «Eureka!» 16. В таких компаниях принято, чтобы сотрудники читали книги, посещали семинары и постоянно совершенствовали свои навыки. В компании DuPont, например, есть специальное консультационное подразделение, заключающее контракты с другими подразделениями о проведении сессии по созданию идей. «Мы учились у лучших специалистов, — говорит Робин Кэрол, менеджер группы, занимающейся в DuPont инновационными процессами. — То, как мы действуем, наиболее соответствует общему стилю работы компании. Наш подход более сдержан по сравнению с подходами некоторых эксцентричных консультантов, чью деятельность изучила наша команда, но для него характерна систематичность. Мы прибегаем к различным способам, чтобы „вытащить людей из футляров", в том числе используем вспомогательные материалы, картинки и другие приемы, заставляющие людей думать. Наши методы зависят и от того, в какой стране мы работаем. Не так давно мы стали проводить свои сессии в Интернете»17.