Таможенные пошлины: плательщики, объект налогообложения, механизм определения таможенной стоимости
Вопрос № 58
Тамо́женная по́шлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.
Таможенные пошлины и сборы, платежи, взимаемые при передвижении товаров в момент перехода их через какую-нибудь границу (государственную, областную, городскую).
Плательщики таможенных пошлин: 1. Плательщиками таможенных пошлин являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.
2. Любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за товары, перемещаемые через таможенную границу.
3. таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, если им производится декларирование товаров.
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения является таможенная стоимость товаров, которые перемещаются через таможенную границу.
Таможенная стоимость применяется для достижения поставленных целей:
- обложения товаров таможенной пошлиной;
- ведения внешнеэкономической и статистики установленной в таможенной деятельности;
- применения нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговых и экономических отношений.
Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров:
1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами.
2. По стоимости сделки с идентичными товарами.
3. По стоимости сделки с однородными товарами.
4. Вычитания стоимости.
5. Сложения стоимости.
6. Резервный метод.
Тем не менее на практике в большинстве случаев применяется первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому прежде чем начать оценку следует оценить параметры применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.
В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства.
В случаях если таможенный орган, не доказав наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, применяет резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, тем самым нарушая установленное законодательством правило последовательного их применения, суд по заявлению декларанта признает действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, начислению и взысканию дополнительных таможенных платежей незаконными.
В случае если таможенным органом доказано наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости основным методом, и обосновано применение резервного метода, действия таможни по корректировке таможенной стоимости признаются судами законными.
Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов, среди них можно назвать следующие:
- включение или невключение в таможенную стоимость товаров тех или иных компонентов, а также их документальное подтверждение (например, лицензионные платежи, проценты за пользование коммерческим кредитом, расходы на монтаж и т.д.);
- определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых по договорам, отличным от договоров международной купли-продажи (договоры аренды, лизинга и др.);
- трансфертное ценообразование.
Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения.
Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Недостаточная урегулированность указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД.
Вопрос №59