Основные представители экономической мысли Древней Греции
1.Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.). Основные произведения: «О домашнем хоз-ве» - это характеристика образцового хоз-ва и гражданина.
«О доходах» - это попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хоз-ве»:
1) Единственным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов.
2) Любой товар обладает полезными свойствами и способен обмениваться на другой товар – меновая стоимость.
2.Платон (428-347 до н.э.) основное произведение «Государство» - это теория идеального общественного устройства.
1) Ключевая идея идеального общественного устройства – это идея справедливости.
2) Каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Справедливость по Платону – это цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное состояние и их равновесие.
3) Характеристики идеального гос-ва – это уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость брака, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
3. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) образование экономического учения создавал на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Основное произведение «Политика», ключевые положения:
1) Обязательное наличие частной собственности.
Все виды деятельности делятся на 2 группы:
- экономия – рациональное изучение дом хоз-ва.
хрематистика – искусство наживать состояние.
1-й вид богатства – естественный, т.к. оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей и размеры ограничены этими потребностями.
2-й – противоестественный, т.к. возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, размеры не ограничены.
2) Деньги выступают в роли соизмерителя меры и поэтому их нельзя сужать.
3) Человек не может жить вне общества и гос-ва, поэтому гос-во превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к гос. порядку.
В Арабских странах Коран (610-632 гг.) – собрание проповедей, обрядовых заклинаний и молитв, назидательных притч, произнесенных Мухамедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине, изучение, толкование которого положило начало гражданскому экономическому мусульманскому праву. Коран осветил складывавшиеся в Аравии соц. Неравенства, институт частной собственности. Согласно Корану одним из 5-ти столпов веры является обязательная благотворительность «налог-закат», наряду с которым рекомендуется и добровольная милостыня «садака».
Ибн-Хальдун 1332-1406 гг.- основной труд «Книга назидательных примеров о истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на Земле.
Основные положения концепции соц. Физики Ибн-Хальдуна:
- призыв к осознанному отношению к труду, к борьбе с расточительством и жадностью, к пониманию неизбыточности имущественного и соц. равенства.
Идеи Блаженного Августина. «О граде Божьем», «Исповедь». Экономические воззрения Августина соответствуют взглядам раннего феодализма (вид труда - умственный или физический)не должно влиять на положение чловека в обществе, т.к. эти виды труда равноценны.
Нетрудовые накопления золота и серебра, растовщические проценты и торговая прибыль являются грехами.
Справедливая цена – которая соответствует затратам на производство товара.
Более поздние идеи Фомы Аквинского (1225-1274).Основные труды:
«О правлении государей» представление о человеке как об общественном существе; об общем благе как цели гос власти; о моральном добре как середине между порочными крайностями.
«Сумма теологии» - это оценка товарно-денежных отношений.
Ключевые догмы Ф. Аквинского:
1) Деньги не могут порождать деньги.
2) Необходимо сословное деление общества.
3) Богатство: естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото, серебро).
4) Признание необходимости частной собственности.
5) Справедливая цена – цена, которая сообразна издержкам и обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
В России – «Русская правда» 12-13 вв. – свод законов Киевского гос-ва.
И. Переверзев 15-16 вв.
М. Барикин 16-17 вв.
Меркантилизм.
(от лат. купец, торговец) – это направление эконом мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник дохода гос-ва превышение экспорта над импортом. Концепция отражала интересы крупных торговых монополий. Ранний меркантилизм (монетарный)-16 в.
1. Ранний меркантилизм – всесторонний вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью, высокие цены на экспортируемые товары, система биметаллизма, теория денежного баланса, обосновывающая политику, направленную на увеличение денежного богатства, так часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране, запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы то продажи иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.
2. Поздний меркантилизм:
1) Снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег.
2) Доминирует идея торгового баланса.
3) Протекционизм (защита) местных производителей. Основной функцией денег является средство обращения.
4) Система монометаллизма, система активного торгового баланса, которая обеспечивается вывозом товара из страны – покупать дешевле в одной стране и продать дороже в другой.
Основные положения политики меркантилизма.
1. Поощрение – развитие промышленности (мануфактур).
2. Активный протекционизм.
3. Поддержка экспансии торгового капитала, в частности поощрения первых торговых монопольных компаний.
4. Развитие мореплавания, захват колоний.
5. Резкое повышение налогообложения для финансирования всех этих мероприятий.
Представителями раннего меркантилизма являются Вильем Стаффор (1554-1612), Томас Майн (1571-1641) краткое изложение некоторых обычных жалоб некоторых наших соотечественников.
1. Написано с позиции защиты активного регулирования ден обращения.
2. Фальсификация денег и их отлив за границу, вызванный ростом цен и ухудшающие материальное положение народа.
3. Решение экономических проблем заключается в запрещении вывоза золота и серебра в регламентации торговли с целью ограничения импорта.
Предложил политику протекционизма, т.е. политику защиты нац. рынка.
Во Франции:
Ан. Монкретье (1575-1621) ввел в оборот расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей, требовал ограничить деят-ть иностранного купечества, выкачивающего богатства из Франции.
Основные произведения: «Трактат политической экономии».