Сбалансированность бюджетов

Принципы сбалансированности

Сбалансированность бюджета–один из основополагающих прин­ципов формирования и исполнения бюджета, означающий количест­венное соответствие (равновесие) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В России принцип сбалансированности определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволило прекратить распространенную в 1990-е годы практику составления и утвержде­ния фактически несбалансированных бюджетов.

В соответствии с бюджетным законодательством принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и посту­плений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников финанси­рования дефицита) и объемом производимых расходов в соответст­вии с принятыми бюджетными обязательствами.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансиро­ванность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюд­жет в принципе неисполним. Несбалансированный бюджет заведомо нереален, фиктивен.

Составление бюджета с профицитом экономически не целесооб­разно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.

Отсюда сбалансированность бюджета – обязательное требова­ние, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета, при­званное обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же не удается избежать дефицита бюджета, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех ста­диях бюджетного процесса.

Методы, применяемые при формировании и исполнении бюджета. Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении.

Планирование бюджета. К методам, широко используемым в прак­тике бюджетного планирования, относятся:

- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизованных доходов;

- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению рас­ходных полномочий между ними;

- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

- построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных от­ношений;

- планирование направлений бюджетных расходов, положитель­но воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечи­вающих решение стоящих перед обществом социально-эконо­мических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;

- сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

- жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью;

- использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принци­па сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (со­вокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначе­ний бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесяч­ном) распределении бюджетных доходов и расходов.

Исполнение бюджета. В ходе исполнения бюджета сбалансиро­ванность достигается с помощью:

- введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

- строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

- определения оптимальных сроков осуществления расходов;

- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

- совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности эконо­мических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

- мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных до­ходов;

- последовательного проведения финансового контроля за це­левым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

- оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами;

- использования бюджетных резервов, и других.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюд­жетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

Но при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, – явление положительное. Однако если более высокие дохо­ды бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившей­ся экономической конъюнктуры, явились следствием экономиче­ского бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой бы ни была причина образования профицита бюдже­та, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, на­правляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Наши рекомендации