СП – производственная себестоимость проданных товаров
Методика расчета финансовых коэффициентов
Основные коэффициенты финансовой отчетности
Обозначения (по разделам баланса, форма № 1).
ВА – всего активов (I + П разделы баланса)
ВнА – внеоборотные активы (I раздел баланса)
ОбА – оборотные активы (П раздел баланса)
СК – собственный капитал (Ш раздел баланса)
ДП (долгосрочные пассивы - IV раздел баланса)
КП – краткосрочные пассивы (V раздел баланса), в том числе:
КЗ – кредиторская задолженность
Кр – кредиты, займы
СОС – собственные оборотные средства
(П – V разделы баланса, или Ш+IV–I)
Обозначения (внутри статей баланса).
ОС – основные средства
ЗЗ – запасы и затраты.
ДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность.
КФВ – краткосрочные финансовые вложения.
ДС – денежные средства.
Обозначения (по отчету о прибылях и убытках, форма № 2).
Np – выручка (объем реализации)
СП – производственная себестоимость проданных товаров
РВ – валовая прибыль, РВ = NP - СП
КУ – коммерческие и управленческие расходы
РП – прибыль от продаж, РП = РВ - КУ
РН – прибыль до налогообложения (операционная, балансовая прибыль)
Рч – чистая (нераспределенная) прибыль.
РЧР – реинвестированная прибыль – часть чистой прибыли, направленная в фонд накопления.
Вп- - расходы по выплате процентов за кредит.
В ФМ наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов и показателей.
1. Коэффициенты ликвидности (платежеспособность)
2. Коэффициенты структуры капитала (финансовая устойчивость)
3. Показатели ликвидности баланса.
4. Индекс кредитоспособности (Z – счет Альтмана, или его модификации)
5. Коэффициенты деловой активности (оборачиваемость)
6. Коэффициенты рентабельности (рентабельность)
7. Коэффициенты рыночной активности капитала
1. Коэффициенты ликвидности
· Коэффициент общей (текущей) ликвидности – частное от деления оборотных активов на краткосрочные обязательства (нормативные значения 1 – 2)
· Коэффициент срочной ликвидности – частное от деления денежных средств, краткосрочных ФВ и дебиторской задолженности на краткосрочные обязательства (нормативное значение – больше единицы, в России 0,7 – 0,8)
· Коэффициент абсолютной ликвидности – частное от деления денежных средств и краткосрочных ФВ на краткосрочные обязательства (в западной практике практически не применяется, в России норматив 0,2 – 0,25)
· Чистый оборотный капитал (текущие финансовые потребности, собственные оборотные средства – СОС) – разность между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами предприятия. Его превышение над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Зависит от объемов реализации, скорости оборачиваемости материально – производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюктуры.
2. Показатели структуры капитала (финансовая устойчивость)
Показатели структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
· Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании.
Положение считается стабильным, если доля собственных средств составляет порядка 60%. Используется также коэффициент заемного капитала
· Коэффициент финансовой зависимости – отношение величины заемного капитала к собственному. Играет важнейшую роль при выборе источников финансирования.
· Коэффициент маневренности собственных средств – отношение собственных оборотных средств предприятия к величине собственного капитала.
· Коэффициент структуры долгосрочных вложений – отношение долгосрочной задолженности предприятия к величине внеоборотных активов предприятия. Показывает, какая часть внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.
· Коэффициент устойчивого финансирования – отношение постоянного капитала (суммы собственного капитала и долгосрочного заемного) на величину совокупного капитала.
· Коэффициент защищенности кредиторов – определяется как частное от деления суммы налогооблагаемой прибыли и расходов по выплате процентов на расходы по выплате процентов. Характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит.
3. Коэффициенты ликвидности баланса.
Обязательства, различные по срокам погашения, сравниваются с соответствующими по срокам ликвидности (срокам трансформации в денежную форму) активами фирмы.
Актив | Пассив | ||
А1 | Наиболее ликвидные (ДС и КФВ) | П1 | Кредиторская задолженность (КЗ) |
А2 | Быстро реализуемые (ДЗ) | П2 | Кредиты, займы (Кр) |
А3 | Медленно реализуемые (ЗЗ) | П3 | Долгосрочные пассивы (ДП) |
А4 | Трудно реализуемые (ВА) | П4 | Постоянные пассивы (СК) |
Баланс абсолютно ликвиден, если А1³П1, А2³П1, А3³П3, А4£П4
4. Индекс кредитоспособности (Z – счет Альтмана)
Общий вид Z-счета Альтмана:
Z = 3,3К1 + 1,0К2 + 0,6К3 + 1,4К4 + 1,2К5,
(сравнить с рентабельностью активов),
(оборачиваемость активов),
(коэффициент собственности)
,
.
Если Z ³ 2,73 – вероятность банкротства низкая.
5. Коэффициенты деловой активности
К этой группе относят различные показатели оборачиваемости, поскольку скорость оборота средств предприятия, т.е. скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.
· Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации) – отношение выручки от реализации продукции к итогу актива баланса. Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения. Коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса. При сопоставлении показателя для разных предприятий необходимо учитывать способ начисления амортизации и степень изношенности основных средств.
· Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости чистой дебиторской задолженности. Показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. База сравнения – среднеотраслевые коэффициенты. Обычно сравнивается с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность:
- покупатели и заказчики;
- векселя к получению;
- задолженность дочерних и зависимых обществ;
- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал;
- авансы выданные;
- прочие дебиторы.
· Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости кредиторской задолженности. Показывает, сколько предприятию требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
· Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов – частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Повышение оборачиваемости МПЗ особенно актуально при наличии значительной задолженности в пассивах предприятия.
Коэффициенты оборачиваемости можно использовать для расчета времени оборота соответствующих активов в днях. Время оборота определяется путем деления 360 (365) дней на вычисленные коэффициенты.
· Длительность операционного цикла – определяет, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия, т.е. в течение какого периода денежные средства связаны в материально-производственных запасах.
,
где ДПЦ – длительность производственного цикла:
ПОДЗ – период обращения дебиторской задолженности.
Помимо приведенных коэффициентов могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача), собственного капитала и ряд показателей, характеризующих эффективность использования рабочей силы (выработка – по реализованной продукции, фондовооруженность, сумма активов на одного работника и др.)
6. Коэффициенты рентабельности (рентабельность)
Показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Рассчитываются как отношение прибыли к затраченным средствам, либо выручки от реализации. В ФМ обычно используются три показателя.
· Коэффициент рентабельности всех активов предприятия – определяется как отношение чистой (налогооблагаемой) прибыли к среднегодовой стоимости всех активов предприятия независимо от источников их формирования. Один из важнейших индикаторов конкурентоспособности предприятия.
,
· Коэффициент рентабельности реализации – отношение прибыли (валовой или чистой) к объему реализованной продукции.
· Коэффициент рентабельности собственного капитала – отношение прибыли (как правило, чистой) к собственному капиталу предприятия.
При анализе ФХД предприятия рассматривают также
· Коэффициент рентабельности оборотных активов - определяется как отношение чистой прибыли к средней величине оборотных активов.
· Коэффициент рентабельности инвестиций – отношение балансовой (операционной) прибыли к разнице между средней величиной активов и краткосрочными пассивами.
7. Коэффициенты рыночной активности капитала. Включают различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основные показатели этой группы:
· Прибыль на одну акцию – определяется как отношение разности между чистой прибылью и дивидендов по привилегированным акциям к числу обыкновенных акций. Показатель, в условиях развитой рыночной экономики, является одним из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании.
· Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию отражает отношения между компанией и ее акционерами.
· Балансовая стоимость одной акции – определяется как отношение между разностью стоимости акционерного капитала и стоимостью привилегированных акций к числу обыкновенных акций в обращении (используются данные бухгалтерского учета и отчетности).
· Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции – отношение рыночной стоимости одной акции к ее балансовой стоимости.
· Доля выплачиваемых дивидентов (коэффициент выплаты дивидендов) – определяется как отношение дивиденда на одну акцию к чистой прибыли на одну акцию. В разных компаниях варьируется от 0 до 0,9.
Формула Дюпона.
Устанавливает взаимосвязь рентабельности активов с рентабельностью реализации и оборачиваемости активов. Рентабельность активов
или (в процентах)
Из формулы видно, что повышение рентабельности активов достигается либо за счет увеличения рентабельности реализации (коммерческой маржи), либо за счет повышения оборачиваемости активов (коэффициента трансформации).
Базовые показатели ФМ.
1. Добавленная стоимость (ДС) – стоимость произведенной (валовой) продукции за вычетом стоимости потребленных материальных средств производства и услуг других организаций.
2. Брутто–результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) – ДС за вычетом НДС, расходов по оплате труда и всех связанных с ними обязательных платежей, а также всех налогов и налоговых платежей за исключением налога на прибыль.
3. Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – БРЭИ за вычетом всех затрат на восстановление основных средств. Представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль (у Ст.: балансовая прибыль плюс проценты за кредит, относимые на себестоимость продукции)
4. Экономическая рентабельность активов (ЭР) – отношение НЭРИ к совокупным активам предприятия (в процентах)
Здесь КМ=(НЭРИ/NP)100% - коммерческая маржа;
КТ=NP/ВА – коэффициент трансформации.
Разновидность формулы Дюпона – НЭРИ вместо чистой прибыли.
Для финансового менеджмента ФК имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки деятельности компании внешними пользователями отчетности (акционеры, кредиторы). Во многих странах (США, Япония и т.д.) существуют специальные издания, публикующие финансовые коэффициенты.
Не преувеличивать роль ФК:
· величина коэффициента может не соответствовать общепринятой норме в связи со специфичностью конкретных условий и особенностей деловой политики отдельных предприятий;
· не всегда оказывается обоснованным сравнение со среднеотраслевыми коэффициентами, в силу, например, диверсификации деятельности отдельных компаний;
· фактически достигнутый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным в последующие годы;
· ФК не улавливают различия в методах бухучета, не отражают качества составляющих компонентов.
Что касается коэффициентного анализа, в настоящее время наиболее распространено сравнение с некими обобщенными ориентирами, так называемыми «нормальными значениями коэффициентов», однако они пришли к нам из западной практики и не адаптированы к российским условиям, не учитывают различий между отраслями развивающимися, находящимися в стадии экономической зрелости, «на закате» и так далее. Например, рекомендуемое значение коэффициента ликвидности, равное 2, может быть избыточным для торговли и других отраслей с быстрыми оборотами и недостаточным для некоторых материалоемких производств с длительными оборотами (авиа-, судостроения).
Достаточно часто встречается сравнение с отраслевыми нормативами, их используют многие банки, однако обоснованность самих нормативов вызывает сомнение. Если в развитых странах основные пропорции сложились десятилетия назад, существует постоянный мониторинг всех изменений, то в России рыночная структура активов и пассивов предприятия находится в стадии становления, мониторинг в полном объеме не ведется. Кроме того, даже неконфиденциальную информацию предприятия предпочитают не предоставлять. А если принять во внимание искажения отчетности, постоянные корректировки правил ее составления, то понятно, что выведение достаточно обоснованных новых нормативов по отраслям затруднительно, а имеющиеся нормативы не бесспорны. Следует также отметить, что нормальные значения коэффициентов - это не средние значения, а целевые. В некоторых случаях целесообразно сравнение коэффициентов изучаемого предприятия с наиболее продвинутыми компаниями отрасли, которые публикуют свои показатели в открытой печати.
Для внутренних аналитиков представляет значительный интерес подход, предложенный в работах М.Н. Крейниной, которая предлагает методику расчета оптимального размера коэффициентов для каждого конкретного предприятия и сравнение текущих значений с рассчитанным оптимальным значением. Однако на практике этот подход пока не нашел широкого применения.
Следует отметить, что в настоящее время в российских учебных пособиях и методиках предлагается огромное число финансовых коэффициентов, иногда одни и те же коэффициенты выступают под разными названиями. Это вызвано наличием переводных учебников разных стран и школ, отражает определенную терминологическую неупорядоченность на Западе, отсутствие единой терминологии в России. Подобное положение затрудняет взаимодействие аналитиков внутри страны и с зарубежными партнерами, приводит к разночтениям и недопониманию при решении практических вопросов.