Государственными полномочиями
Отдельные государственные полномочия наряду с вопросами местного значения формируют компетенцию муниципальной власти в Российской Фе-дерации. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержится специ-альная гл.4, посвященная наделению органов местного самоуправления отде-льными государственными полномочиями.
Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на три составные части:
1) наделение органов местного самоуправления отдельными государст-
вен-венными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;
2) осуществление органами местного самоуправления полученных госу-дарственных полномочий;
3) государственный контроль за исполнением органами местного само-управления преданных государственных полномочий.
Поэтапно процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть характеризован следую-щим образом:
1)Наделение органов местного самоуправления отдельными госу-дарственными полномочиямиРоссийской Федерации осуществляется Фе-деральным законом, полномочиями субъектов РФ — региональным зако-ном. Иной порядок наделения органов местного самоуправления отдель-ными государственными полномочиями не допускается.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ законы,
предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдель-ными государственными полномочиями, должны содержать:
· вид или наименование муниципального образования, органы
местного самоуправления которого наделяются отдельными госу-
дарственными полномочиями;
· перечень прав и обязанностейорганов местного самоуправления,
а также перечень прав и обязанностей органов государственной
власти при осуществлении соответствующих полномочий;
· способ или методику расчета нормативов для определения обще-го объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий;
· перечень подлежащих передаче в муниципальное управление или в муниципальную собственность материальных средств, необ-ходимых для осуществления отдельных государственных полномо-чий;
· порядок отчетности органов местного самоуправления об осу-ществлении переданныхим государственных полномочий;
· порядок осуществления государственного контроля с указа-нием осуществляющих его органов;
· условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государст-венных полномочий.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдель-ными государственными полномочиями на неограниченный срок либо на срок выполнения передаваемых полномочий.
При принятии решений о наделении органов местного само-управления отдельными государственными полномочиями целесообраз-но учитывать следующие факторы.
- Во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является не обязательным, а возможным.
Прежде всего, следует решить вопрос о целесообразности возложения ис-полнения отдельных государственных полномочий на органы местного само- управления или же исполнение этих полномочий существующими или специ-ально создаваемыми территориальными органами государственного управ-ления. Принимая решения, важно учитывать не только организационные и финансовые факторы, но также удобство для населения при получении услуг в том или ином варианте.
- Во-вторых, даже в том случае, когда исполнение отдельных госу-
дарственных полномочий: органами местного самоуправления более эффек-тивно, чем их исполнение органами государственной власти, не во всех му-ниципальных образованиях имеется возможность реально осуществлять эти полномочия. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 24 тыс. муниципальных образований, существенно отличающихся по численности населения, по социально-экономическому потенциалу, а также по природным условиям и географическому положению. В таких условиях объем предоставляемых муниципальных услуг, равно как и объем реализуе-мых отдельных государственных полномочий, должны соответствовать ус-ловиям конкретного муниципального образования, учитывать его возмож-ности и потребности.
- В-третьих, поскольку наделение полномочиями должно сопровож-
даться передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, то в бюджетах РФ и ее субъектов ежегодно должны предусматриваться средства, выделяемые органам местного самоуправления на исполнение отдельных государственных полномочий.
Позитивным дополнением является внесение в Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ положения, согласно которому законы, предус-матривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответ-ствующим законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом ого-варивается важное условие: в этих бюджетах в обязательном порядке дол-жно быть, предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государствен-ных полномочий.
Если федеральные законы и законы субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не соответствуют перечисленным требо-ваниям и это несоответствие установлено в судебном порядке, органы местного самоуправления вправе отказаться от исполнения переданных государственных полномочий. Это положение также является новеллой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Важно отметить, что отдельные государственные полномочия, передава-емые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются только органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Иными словами, поселениям отдельные государ-ственные полномочия передаваться не могут.
Выделяют два способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача и делегирование.
Под передачей понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такого наделения, как правило, не оговаривается.
Делегирование отдельных государственных полномочий - это пере-дача некоторых полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления на определенное время для решения тех или иных конкретных задач, расширяющих компетенцию последних.
2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.Органы местного самоуправления обязаны исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им в уста-новленном порядке.
Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок осуществления переданных государственных полномочий должен устанавливаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.
Ключевым вопросом исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления в настоящее время стал вопрос порядка их исполнения в условиях, когда:
· государственное полномочие передано в порядке, не соответствующем
требованиям Конституции РФ и федерального законодательства;
· органы государственной власти не исполняют возложенных на них за-
коном обязанностей по передаче необходимых материальных и финан-
совых ресурсов.