В период Просвещения — Промышленной революции
Вопросы и задания по теме: «Помощь социальным группам
1. Сравните особенности функционирования Гамбургской, Эльберфельдской системы помощи по следующим основаниям:
Гамбургская система попечения
Система финансирования Город был поделен на 60 районов, и в каждом работало по три добровольгых попечителя бедных. | Система организации Охват массовых проявлений нищенства, посильные виды работ, не требующих квалификации, оплату труда ниже рыночных расценок |
Система обслуживания Различные вознаграждения за труд. | Технологии помощи Труд на общественно-полезных работах, уборка улиц и облагораживание улиц. |
Объекты помощи Большинство из них женщины и дети. |
Эльберфельдская системы помощи
Система финансирования Городской совет, который взялся покрывать расходы общества из своих средств. | Система организации Четкость управления, изучение индивидуальных потребностей нуждающихся. Систематический контроль над расходами выделяемых средств. |
Система обслуживания Происходит реформирование системы на основе индивидуализации помощи. | Технологии помощи Сокращение количества бедных на 50%, уменьшились расходы на бедных. |
Объекты помощи Бедные, иммигранты, женщины, дети. |
2. Сравните работу лондонских сеттльментов и работу общин в городах Германии.
Элемент | Лондонские сеттльменты | Общины в городах Германии |
Идеологема помощи | Нищета- моральная вина самого человека. | Помощь, как система исправления и воспитания. |
Субъекты помощи | Государство; работодатели; общественные организации. | Территориальные округа, благотворительные организации. |
Объекты помощи | Бедные, дети-сироты. | Бедные, дети- сироты, престарелые, инвалиды, безработные. |
Институт помощи | Помощь на дому, в работных домах, в благотворительных организациях. | Воспитательные дома, дома для бедных, приюты по уходу за бедными, социальное страхование. |
Система финансирования | Финансирование за счет местных органов власти. | Финансирование за счет местных органов власти. |
Социальные изгои | Преступники и бедные. | Профессиональные нищие, туземные и иноземные нищие. |
3.Помощь детям и семье в XIX в. во Франции.
Семья, как институт солидарности, претерпевает изменения, особенно в период промышленной революции, когда происходит трансформирование форм и видов семейного капитала. Если раньше семья была объектом помощи в случае потери кормильца, то начиная с декретов Французской революции расширяются представления о семье и видов вспомоществования ей в трудной жизненной ситуации.
Определена роль и место в гос-ве в ситуации потери кормильца (как вдовы, не зарабатывающие своим трудом достаточных средств, должны содержаться за счет гос-ва), расширяются права семьи, родители, живущие своим трудом и имеющие больше двух детей, имели право требовать социальную помощь.
Дети. Со времен Французской революции формируется светская государственная политика в отношении детей, которая стала альтернативой христианским концепциям милосердия. В соответствии с декретом от 1811 г. Больницы обязаны принимать брошенных детей, деятельность по надзору осуществляли специально назначенные инспекторы, а дети получали вспомоществование от гос-ва. Такая система помощи практически прекратит свое существование в 1871 г.
Новым этапом в деле помощи детям становится принятый в 1904 г. Закон о помощи детям , который предусматривал различные механизмы защиты детей в трудных жизненных ситуациях: попечение, родительский контроль, помощь в образовании, защита при совершении детьми преступлений.
4. На основе исторических источников создайте хронограф российской социальной помощи по следующим разделам:
Вместе с тем можно ответить, что Уставе об общественном призрении хотя и не выделяются специально группы обязательного призрения, в нем прописаны группы нуждающихся, имевшие право находиться в узаконенных государственных учреждений, действия, структура и финансирование которых были регламентированы. Таким образом, принцип обязательного призрения нуждающихся групп неразрывно был связан с легитимным государственными институтами помощи.
Отдельно стояла группа лиц обязательного призрения, которая была связана с пенсионным обеспечением, на них распространялись государственные льготы.
В целом же практика помощи нуждающихся была объемной, и не всегда клиенты помощи поддаются идентификации.
Исходя из этого во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Можно выделить следующие основные группы обязательного призрения на основе действующего законодательства: сироты, Незаконнорожденные младенцы, нуждающиеся в стационарном лечении, нуждающиеся в амбулаторном лечении, прокаженные, больные хроники, умалишенные, увечные, престарелые, безработные, нищие, семьи запасных нищих чинов, призванных на действительную службу.
5. Составьте таблицы основных институтов помощи в США по следующим параметрам:
·1) институты помощи иммигрантам
·2) институты помощи детям
·3) институты помощи семье.
1)Управлением иммиграционными процессами в США занимаются все три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная. Основные направления иммиграционной политики определяет законодательная власть — Конгресс США. Судебные органы призваны толковать законы и их исполнение. Непосредственно регулированием въезда и регламентацией пребывания иностранцев в стране в конце 1990-х — начале 2000-х гг. занимались несколько федеральных органов исполнительной власти.
Делами иностранцев, желающих въехать на территорию США и находящихся за ее пределами, занимались в учреждениях Государственного Департамента. В функции посольств и консульств входит выдача въездных и иммиграционных виз. Значительная часть иммиграционных дел обрабатывается в Национальном визовом центре. В частности, в нем осуществляется проверка потенциальных иммигрантов на предмет совершения ими правонарушений.
2)Систематическое целенаправленное обучение детей с нарушениями в развитии началось в США в последней половине 19 века с открытия государственных школ-интернатов. Большинство первых школ были организованы для обучения и воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей. Самым полезным результатом этих школ явилось заключение о возможности успешного обучения детей с нарушениями. Федеральный закон требует, чтобы направление в систему специального образования ежегодно проверялось с целью выявления действенности образовательных программ и для установления того, должно ли продолжаться специальное обучение, быть пересмотренным или прекратиться. Каждые три года для детей, у которых имеются специальные нужды, пролонгированного действия, требуется проведение всесторонней экспертизы.
Специалисты в области образования имеют различное мнение относительно интегрированного обучения. Имеется крайняя необходимость в создании соответствующих методов для проведения долговременных изменений в школах, для формирования положительных подходов к тому, чтобы справиться с неудобствами, которые несёт интеграция. В настоящее время важно, чтобы специалисты массового и специального образования работали вместе по-новому и улучшенными методами. Это становится всё более и более важным для будущего. Причины этого заключаются в следующем:
3)Организация социальной поддержки семьи является неотъемлемой частью социальной политики современного государства. В большинстве развитых стран социальная защита основана на принципах солидарности и совместного участия граждан в ее финансировании, главным образом через уплату налогов. Она включает систему социальных гарантий, в числе которых семейные пособия и другие виды поддержки семей в таких жизненных ситуациях, как рождение и воспитание детей, потеря работы или трудоспособности главой семьи, отсутствие одного из родителей.
В отличие от других развитых стран, в Соединенных Штатах Америки социальная политика строится на том, что основная ответственность за личное благополучие гражданина лежит на нем самом. Только тот, кто не в состоянии прокормить себя и свою семью, может рассчитывать на поддержку государства, общины или этнической группы. Государство берет на себя помощь лишь отдельным, наиболее уязвимым, категориям населения, оказавшимся в крайней нужде. Такой подход к социальной политике в известной степени обусловлен национальными особенностями страны, в их числе: огромные размеры и федеративное устройство; пестрый этнический и расовый состав; индивидуализм как национальная черта характера.
Для США характерна большая роль, которую в помощи семьям с детьми играют благотворительные организации, частный бизнес и церковь. Они оказывают финансовую поддержку и берут на себя уход за маленькими детьми, а также психологическую поддержку родителям и детям в трудных ситуациях, содействуют в получении образования и т.д. Многочисленные волонтеры оказывают услуги безвозмездно.
6. Напишите эссе на 8—10 с. на одну из следующих тем:
● Викторианская система помощи и ее влияние на мировую практику помощи.
● Институциональная европейская система помощи: тенденции и противоречия.
● Российская институциональная система помощи в эпоху абсолютизма.
● Американская и европейская система помощи: сравнительный исторический анализ.
● Россия в средневековом мировом пространстве помощи.