Тема Нормативное регулирование бух.учета

Введение

В условиях рыночной экономики для обеспечения четкого управления работой организации, анализа и контроля за состоянием хозяйственных средств и источников, за результатами хозяйственной деятельности и сохранением собственности требуется учетная информация.Чтобы успешно вести учет в любой организации, необходимо знать основы его построения.

Учет возник вместе с человеческой цивилизацией 6000 лет тому назад.

Немецкий бухгалтер Швайкер писал:»Бухгалтерия есть не что иное, как искусная запись, или описание торговых и иных сделок, домашнего хозяйства,доходов, ренты и тому подобных операций при получении, поркупке, отсылке, продаже и др.явлениях, которая правильным и искусным способом примененная могла бы безошибочно, немедленно и без затруднений привести к конечному результату». Швайкер сгуппировал хозяйственные операции и попытался свести их к стандартным проводкам.

В 1944 г. Французский ученый Жан-Батист Дюмарше предложил международный герб бухгалтеров, состоявший из трех фигур: солнца – бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весов – баланс; кривой Бернулли, символизирующей, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно, и девиза «Наука, доверие, независимость». В1946г., когда Дюмарше умер, Международный конгресс бухгалтеров утвердил этот герб как интернациональную эмблему счетных работников.

Во всей системе учета России вплоть до XIXв. Отсутствуют даже намеки на какое-либо теоретическое осмысление. Большой вклад в создание бухгалтерского учета внес русский бухгалтер Фёдор Венедиктович Езерский (1835-1915).Он впервые привлек к бухгалтерской работе женщин.Развитие новых общенаучных направлений оказало глубокое влияние на бух.учет. Анализ, теория информации, кибернетика, теория управления, использование современных средств вычислительной техники и т.д. во многом способствовали совершенствованию учета.

Тема Нормативное регулирование бух.учета

В России продолжает формироваться 4-х уровневая система нормативного регулирования бух учета.

Первый уровень (законодательный) – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», указы Президента и постановления Правительства РФ по вопросам бух.учета

Второй уровень (нормативный) – положения по бух.учету.

Третий уровень – (методический) – методические указания, инструкции, план счетов, рекомендации и т.д.

Четвертый уровень ( учетная политика предприятия) – рабочие документы предприятия, формирующие учетную политику в методическом, техническом, налоговом и организационном аспетах.

ОТЧЕТНОСТЬ

Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающих состояние активов и обязательств организации, ее доходов и расходов. Бухгалтерскую отчетность нужно составлять нарастающим итогом по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода).

Фирмы должны сдавать бухгалтерскую отчетность:

1. промежуточную (за I квартал, полугодие, 9 месяцев) - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода;

2. годовую - не позднее 90 и не ранее 60 дней после того, как закончится отчетный год.

Для всех фирм отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря.

Для фирм, созданных после 1 октября, первый отчетный год - период со дня их государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

Если последний день представления бухгалтерской отчетности окажется выходным или праздничным, то отчетной датой считают следующий за ним рабочий день.

Основной документ, который определяет, кому и в какие сроки представлять годовой отчет, - Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно этому закону, все организации (кроме бюджетных) должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, а также в территориальные отделения Госкомстата России. А сдавать отчетность в налоговую инспекцию организацию обязывает статья 23 Налогового кодекса РФ.

СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма № 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

Пояснительную записку;

итоговую часть аудиторского заключения.

Обратите внимание: итоговую часть аудиторского заключения нужно представить в составе годовой отчетности, если деятельность вашей организации подлежит обязательному аудиту.

Обязательную аудиторскую проверку должны пройти:

все открытые акционерные общества;

банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды;

фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

государственные унитарные предприятия;

фирмы, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить обязательную аудиторскую проверку, в составе годовой отчетности формы № 3, 4, 5 и Пояснительную записку могут не представлять.

Малые предприятия, которые подлежат обязательному аудиту, формы № 3, 4 и 5 могут не сдавать, если у них отсутствуют данные, необходимые для их заполнения.

Промежуточная отчетность (за I квартал, полугодие, 9 месяцев) включает:

Бухгалтерский баланс (форма № 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

В состав промежуточной отчетности по требованию учредителей вы можете дополнительно включать пояснительную записку, Отчет о движении денежных средств и другие формы отчетности.

При составлении бухгалтерской отчетности вы можете использовать типовые формы отчетности (утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности") или на их основе разработать отчетные формы самостоятельно.

Если вы составляете отчетность по самостоятельно разработанным формам, укажите это в учетной политике фирмы.

Все формы бухгалтерской отчетности должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером фирмы. Если бухгалтерский учет на фирме ведет специализированная организация (например, аудиторская фирма), то вместо главного бухгалтера их подписывает ее руководитель. По Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель может лично вести бухгалтерию. В этой ситуации достаточно лишь его подписи.

Бухгалтерский баланс (форма № 1)

Бухгалтерский баланс отражает на отчетную дату состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве).

Баланс подписывают руководитель и главный бухгалтер фирмы

Составляя баланс, помните, что:

не допускается зачет между статьями актива и пассива;

амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) отражают по остаточной стоимости;

дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также финансовые вложения показывают с разделением на краткосрочные и долгосрочные

Если числовые показатели по какой-либо статье бухгалтерского баланса отсутствуют, то в соответствующей строке отчетной формы ставят прочерк.

АКТИВ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

РАЗДЕЛ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

В данном подразделе баланса (строка 110) показывают стоимость имущества, учет которого ведут на счете 04. В балансе нематериальные активы отражают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 05 на отчетную дату).

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

В данном подразделе (строка 120) отражают стоимость имущества, учет которого ведут на счете 01. В балансе основные средства показывают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 02 на отчетную дату).

НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

По строке 130 Бухгалтерского баланса показывают сальдо по счетам 07 и 08 на отчетную дату

Если фирма заплатила аванс поставщику (подрядчику) в связи с осуществлением капитальных вложений, то по строке 130 необходимо показать остаток аванса, не погашенного на конец отчетного периода.

По строке 135 отражают остаточную стоимость имущества, учтенного на счете 03 (например, имущества для сдачи в аренду, лизинг, прокат). В балансе это имущество показывают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 02 на отчетную дату).

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

По строке 140 вам надо показать долгосрочные (на срок свыше одного года) инвестиции предприятия в ценные бумаги и уставные капиталы, а также займы, выданные на срок более года. Эти финансовые вложения учитывают на счете 58.

Так, в строке 140 фирма должна отразить сумму фактических затрат на приобретение корпоративных ценных бумаг (дебетовое сальдо по "долгосрочным" субсчетам счета 58).

Исключением из этого порядка являются акции, продающиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется. Вложения в такие акции при составлении бухгалтерского баланса должны отражаться по рыночной цене, если она ниже их балансовой стоимости. Для этого на разницу между учетной и рыночной стоимостью таких акций предприятие создает резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Этот резерв учитывают на счете 59.

В бухгалтерском балансе ценные бумаги отражают за вычетом сумм созданных резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

ОТЛОЖЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ АКТИВЫ

Сумму таких активов учитывают на счете 09 «Отложенные налоговые активы». По строке 145 баланса указывают сальдо по этому счету на конец отчетного периода.

Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает Вычитаемые временные разницы возникают, если расходы в бухгалтерском учете признают раньше, чем в налоговом, а доходы – позже. Эти разницы приводят к уменьшению налога на прибыль в будущих периодах.

Такие ситуации могут возникать, например

если фирма, использующая кассовый метод, начислила расходы, но фактически их не оплатила (такие расходы отражают в бухгалтерском учете, но для целей налогообложения они не учитываются);

если сумма начисленных расходов (например, амортизации основных средств) в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Например, если амортизация в бухгалтерском учете начисляется методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, а в налоговом – линейным методом;

если в текущем году произошла переплата налога на прибыль и вам засчитали его в счет будущих платежей.

Вычитаемые временные разницы отражают на субсчетах тех счетов, по которым они возникли.

Одновременно с вычитаемой временной разницей рассчитывают и сумму отложенного налогового актива. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ09КРЕДИТ68субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - отражена сумма отложенного налогового актива.

ПРОЧИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

По строке 150 "Прочие внеоборотные активы" отражают данные о средствах и вложениях, не нашедших своего отражения по другим строкам раздела I "Внеоборотные активы".

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ I

По строке 190 «Итого по разделу I» запишите сумму данных, указанных в строках 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150 баланса.

РАЗДЕЛ II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

ЗАПАСЫ

По строке 210 "Запасы" отражают стоимость всех запасов организации: материалов, готовой продукции, товаров, незавершенного производства, расходов будущих периодов и т. п.

Расшифровку конкретных видов товарно-материальных ценностей производят по строкам 211-217

По строкам 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" и 214 "Готовая продукция и товары для продажи" отражают остатки по счетам 10, 41 и 43. При учете такого имущества вы должны применять ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

По строке 213 "Затраты в незавершенном производстве" баланса отражают остатки по счетам 20, 21, 23, 29, 46 и 44. Таким образом, по данной строке указывают стоимость продукции, не прошедшей всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом.

По строке 215 "Товары отгруженные" указывают дебетовое сальдо по счету 45. На этом счете отражают фактическую себестоимость отгруженной покупателям готовой продукции или товаров, выручка от продажи которых не может быть признана в бухгалтерском учете.

По строке 216 "Расходы будущих периодов" отражают затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету счета 97.

Запасы и затраты, не нашедшие отражения в предыдущих строках подраздела "Запасы" раздела II баланса, отражают по строке 217 "Прочие запасы и затраты

Например, производственные фирмы по этой строке указывают часть коммерческих расходов, относящихся к остатку нереализованной продукции и не списанных со счета 44.

По строке 220 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" учитывают сумму НДС, указанную поставщиками в счетах-фактурах и товаросопроводительных документах по оприходованным, но не оплаченным на конец отчетного периода товарно-материальным ценностям (работам, услугам).

По строкам 230 и 240 отражают дебетовые сальдо по счетам 62, 71, 73, 76, а также по счету 60 субсчет "Авансы выданные".

Нередко на балансе фирмы формируется задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнение (сомнительный долг). Поэтому для уточнения оценки дебиторской задолженности фирмы создают резервы по сомнительным долгам.

Обратите внимание: в балансе сумму образованного резерва сомнительных долгов отдельно не показывают. На эту сумму уменьшают соответствующие показатели баланса, содержащие информацию о дебиторской задолженности, по которой был создан резерв.

Отдельно сумму образованного резерва сомнительных долгов отражают по строке 130 "Внереализационные расходы" Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), а также в разделе III Отчета об изменениях капитала (форма № 3).

Заполняя строки 230 и 240, необходимо учитывать, что сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и другими лицами показывают в балансе развернуто, то есть дебетовое сальдо - в активе баланса, кредитовое - в пассиве.

По строке 250 "Краткосрочные финансовые вложения" вам надо показать краткосрочные (на срок не более одного года) вложения организации в ценные бумаги, займы, предоставленные на срок менее 12 месяцев, и прочие финансовые вложения.

В бухгалтерском балансе ценные бумаги отражают за вычетом сумм созданных резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

По строке 260 вы должны отразить суммы денежных средств, которыми располагает ваша фирма по состоянию на отчетную дату.

По строке 260 вы должны отразить суммы денежных средств, которыми располагает ваша фирма по состоянию на отчетную дату. Так, здесь указывают сумму наличных денег, находящихся в кассе организации (дебетовое сальдо по счету 50) и стоимость денежных документов, хранящихся в кассе (например, оплаченных проездных билетов, путевок и т. д.).

Кроме того, по строке 260 отражают денежные средства, находящиеся на расчетных счетах (то есть дебетовое сальдо по счету 51) и валютных счетах фирмы (дебетовое сальдо счета 52 по курсу ЦБ РФ в рублях по состоянию на отчетную дату). Здесь также указывают остатки средств по счетам 55 и 57.

По строке 270 записывают остатки оборотных активов, не нашедших своего отражения по другим статьям раздела II "Оборотные активы".

В строке 290 «Итого по разделу II» запишите сумму строк 210, 220, 230, 240, 250, 260 и 270.

По строке 300 укажите сумму строк 190 и 290.

ПАССИВ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

РАЗДЕЛ III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ

По строке 410 укажите сумму уставного капитала фирмы. Эта сумма должна соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах и отраженному по кредиту счета 80

Уменьшение или увеличение уставного капитала отражают в бухгалтерском балансе только после того, как в учредительные документы предприятия будут внесены соответствующие изменения.

Акционерные общества по строке 411 баланса отражают собственные акции, выкупленные у акционеров как по их требованию, так и по решению совета директоров

Общества с ограниченной ответственностью по строке 411 отражают стоимость долей в уставном капитале, выкупленных у участников (учредителей) фирмы.

По строке 420 "Добавочный капитал" бухгалтерского баланса указывают кредитовый остаток по счету 83.

По кредиту счета 83 отражают увеличение стоимости основных средств после их переоценки, а также эмиссионный доход (получение дополнительных денежных средств или имущества при продаже собственных акций по цене, превышающей их номинальную стоимость).

По строке 430 "Резервный капитал" отражают сумму резервов, учтенных по кредиту счета 82. При этом отдельно указывают резервы, образованные в соответствии с законодательством (строка 431), и резервы, созданные в соответствии с учредительными документами (строка 432). Так, в обязательном порядке резервный капитал обязаны создавать только акционерные общества. Его размер не может быть меньше 5% уставного капитала. Отчисления прекращают, когда резервный капитал достигает размера, определенного уставом общества. Величину резервного капитала нужно отразить по строке 431.

Отчисления в резервный капитал, превышающие установленную законом величину, отразите по строке 432.

Бухгалтер ООО сумму сформированного резервного капитала также должен отразить по строке 432

По строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывают остаток нераспределенной прибыли (кредитовое сальдо счета 84 – прибыль прошлых лет или 99 – прибыль отчетного года), а также сумму убытков, не покрытых соответствующими источниками финансирования

Обратите внимание: сумму убытка отражают в балансе в круглых скобках. Она равна дебетовому сальдо счета 84 (убыток прошлых лет) или 99 (убыток отчетного года).

В строке 490 "Итого по разделу III" укажите сумму строк 410, 420, 430 и 470

РАЗДЕЛ IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

По строке 510 нужно отразить остаток заемных средств, которые организация получила на срок более года (кредитовое сальдо счета 67 на отчетную дату).

Задолженность организации по займам и кредитам отражают в бухгалтерской отчетности с учетом процентов, причитающихся к уплате (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Начисление процентов производят независимо от времени их фактической уплаты.

Отложенные налоговые обязательства появляются, когда расходы в бухгалтерском учете признают позже, чем в налоговом, а доходы – раньше. Их сумму отражают по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». По строке 515 указывают кредитовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.

Налогооблагаемые временные разницы увеличивают сумму налога на прибыль в последующих периодах. Они возникают, например, когда:

фирма начислила выручку от реализации товаров, но фактически деньги не получила (для тех, кто использует кассовый метод);

сумма начисленных расходов (например, амортизации основных средств) в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском.

Налогооблагаемые временные разницы отражают на субсчетах тех счетов, по которым они возникли.

Одновременно с налогооблагаемой временной разницей нужно рассчитать и сумму отложенного налогового обязательства. Она отражается проводкой

ДЕБЕТ68субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ77 отражена сумма отложенного налогового обязательства

По строке 520 "Прочие долгосрочные обязательства" укажите сумму привлеченных долгосрочных средств фирмы, не поименованных в строках 510 и 515.

В строке 590 «Итого по разделу IV» запишите сумму строк 510, 515 и 520.

РАЗДЕЛ V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

По строке 610 нужно отразить остаток заемных средств, которые ваша организация получила на срок менее года (кредитовое сальдо счета 66 на отчетную дату).

Задолженность организации по краткосрочным займам и кредитам отражают в бухгалтерской отчетности с учетом процентов, причитающихся к уплате. Начисление процентов производят независимо от времени их фактической уплаты.

По строке 620 отражают общую сумму кредиторской задолженности фирмы, не погашенной на отчетную дату.

В балансе приводят ее расшифровку: Так, отдельно нужно указать задолженность: перед поставщиками и подрядчиками (строка 621); перед персоналом фирмы (строка 622); перед государственными внебюджетными фондами (строка 623); по налогам и сборам (строка 624); перед прочими кредиторами (строка 625).

По строке 620 отразите сумму строк с 621-й по 625-ю.

По строке 630 отражают сумму задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям и т. п.

По строке 640 баланса указывают доходы, полученные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Кроме того, в составе доходов, отражаемых в строке 640, могут также учитываться

стоимость безвозмездно полученных ценностей

предстоящие поступления задолженности по недостачам прошлых лет, выявленным в отчетном периоде;

разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица.

Все указанные доходы отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». В строке 640 баланса укажите кредитовое сальдо по этому счету, не погашенное по состоянию на отчетную дату

По строке 650 указывают суммы резервов, созданных в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации для равномерного включения тех или иных расходов в издержки производства или обращения.

Фирма может зарезервировать средства: на дорогостоящий ремонт основных средств, на выплату отпускных работникам, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т. д. Сумму таких резервов отражают по кредиту счета 96. В строке 650 баланса отражают кредитовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.

По строке 660 указывают суммы, которые нельзя отнести к другим статьям этого раздела

В строке 690 «Итого по разделу V» записывают сумму данных, отраженных в строках 610, 620, 630, 640, 650 и 660.

В строке 700 записывают сумму данных, отраженных в строках 490, 590 и 690

Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Все доходы и расходы в форме № 2 сгруппированы в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и 33н).

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов и расходов:

доходы и расходы по обычным видам деятельности

прочие доходы и расходы (операционные и внереализационные).

В типовой форме Отчета нет строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов. Однако они должны быть указаны в Отчете. Об этом говорится в ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Поэтому типовая форма должна быть дополнена новыми вписываемыми строками.

По строке 010 указывают доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. Это выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Из суммы доходов исключают косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортные пошлины).

По строке 020 отражают расходы по обычным видам деятельности, доходы от которых отражены по строке 010 формы № 2. Сумму по строке 020 записывают в круглых скобках.

Расходы по обычным видам деятельности - это затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (п. 5 ПБУ 10/99).

Производственные фирмы указывают по этой строке себестоимость проданной готовой продукции.

Торговые фирмы указывают по этой строке покупную стоимость товаров, которые были проданы в отчетном периоде.

Организации, выполняющие работы (оказывающие услуги), указывают по строке 020 все расходы, понесенные при выполнении работ (оказании услуг) и относимые на себестоимость.

Для заполнения этой строки используют данные, отраженные по дебету субсчета 90-2.

В строке 029 указывают валовую прибыль организации. Она определяется как разница между строкой 010 и строкой 020. Если вы получили отрицательный результат, то в строке 029 вы должны указать его в круглых скобках.

По строке 030 вы должны отразить расходы, связанные со сбытом продукции. Организации торговли по этой строке отражают сумму издержек обращения. Указанные расходы учитывают по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Эти расходы указывают по строке 030 формы № 2, только если они были списаны в дебет субсчета 90-2.

Сумму коммерческих расходов (издержек обращения) указывают в круглых скобках

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ

Расходы, связанные с управлением производством, отражают на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Эти расходы вы должны ежемесячно списывать.

Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом формируют себестоимость продукции (работ, услуг):

по полной производственной себестоимости

по сокращенной себестоимости

Если вы ведете учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости, общехозяйственные расходы списывайте в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж

В этом случае сумму общехозяйственных расходов отражают по строке 040 формы № 2. Сумму этих расходов указывают в круглых скобках.

Если вы учитываете готовую продукцию (работы, услуги) по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы списывайте в дебет счетов 20, 23, 29. В этом случае сумму общехозяйственных расходов по строке 040 не отражают, а указывают в строке 020 формы № 2.

По строке 050 показывают прибыль (убыток) от продаж товаров (продукции, работ, услуг).

Чтобы определить данные, вписываемые в строку 050, из валовой прибыли (строка 029) необходимо вычесть коммерческие расходы (строка 030) и управленческие расходы (строка 040).

Если организация получает убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), он должен быть отражен по строке 050 в круглых скобках.

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

По строке 060 "Проценты к получению" отражают суммы доходов, причитающиеся к получению и не связанные с участием организации в уставных капиталах других предприятий, а также ведением совместной деятельности. По этой строке, в частности, указывают проценты, полученные

по облигациям

по депозитам;

за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах организации

за предоставление денежных средств (другого имущества) по договору займа.

Проценты, уплачиваемые организациям или кредитам и займам, указывают по строке 070 "Проценты к уплате" формы № 2. Суммы по строке 070 отражают в круглых скобках.

По строке 080 "Доходы от участия в других организациях" отражают поступления от долевого участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) и прибыль от совместной деятельности.

ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

К операционным доходам, отражаемым по строке 090 "Прочие операционные доходы", относят (п. 7 ПБУ 9/99):

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и пользование активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты).

По строке 100 "Прочие операционные расходы", в частности отражают (п. 11 ПБУ 10/99):

расходы по предоставлению за плату во временное владение и пользование активов организации;

расходы по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);

Все суммы указывают в строке 100 в круглых скобках. В бухгалтерском учете операционные доходы и расходы учитывают на счете 91.

К внереализационным доходам, отражаемым по строке 120, относят (п. 8 ПБУ 9/99):

штрафы, пени и неустойки, признанные контрагентом или присужденные по решению суда за нарушение условий договоров

поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

положительные курсовые разницы;

прочие внереализационные доходы.

Внереализационные доходы отражают по кредиту субсчета 91-1 "Прочие доходы".

К внереализационным расходам, учитываемым по строке 130, относятся (п. 12 ПБУ 10/99):

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, признанные к уплате контрагенту

возмещение причиненных организацией убытков

отрицательные курсовые разницы;

прочие внереализационные расходы.

Суммы внереализационных расходов указывают по строке 130 в круглых скобках.

Внереализационные расходы отражают по дебету субсчета 91-1 "Прочие расходы".

По строке 140 показывают финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации. Его определяют так:

Строка 050 + Строка 060 + Строка 080 + Строка 090 + Строка 120 - Строка 070 - Строка 100 - Строка 130 = Строка 140.

Если организация получила убыток, то его отражают по строке 140 в круглых скобках

Строки 141 и 142 нужно заполнять в соответствии с ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль

Обратите внимание: малые предприятия могут поставить в них прочерк. Дело в том, что выполнять требования ПБУ 18/02 и рассчитывать отложенные налоговые активы (обязательства) они не обязаны

Для учета отложенных налоговых активов служит счет 09. Если в балансе указывают дебетовое сальдо по этому счету на конец отчетного периода, то в Отчете о прибылях и убытках нужно отразить обороты по нему.

Так, в строке 141 покажите оборот по дебету этого счета за вычетом кредитовых оборотов. Если кредитовый оборот по счету 09 превысит дебетовый, то показатель строки 141 будет отрицательным. В такой ситуации его нужно вписать в форму № 2 в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он будет учитываться со знаком «минус».

Для учета отложенных налоговых обязательств служит счет 77. В строке 142 покажите оборот по кредиту этого счета за вычетом дебетовых оборотов. Если кредитовый оборот по счету 77 превысит дебетовый, то показатель строки 142 будет отрицательным. В такой ситуации его нужно вписать в Отчет о прибылях и убытках в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он будет учитываться со знаком «минус».

По строке 150 указывают сумму налога на прибыль, начисленную к уплате в бюджет. Также по этой строке следует отразить подлежащие уплате в бюджет суммы штрафных санкций за нарушения налогового законодательства.

Cтроку 150 следует заполнять по данным налогового учета. Сумму начисленных платежей в бюджет отражают по строке 150 в круглых скобках.

В типовом бланке формы № 2 нет строк для отражения прибыли (убытка) от обычных видов деятельности, а также чрезвычайных доходов и расходов. Однако в Отчете о прибылях и убытках эти показатели должны быть. Об этом говорится в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Поэтому типовая форма должна быть дополнена новыми строками 160, 170 и 180.

По вписываемой строке 160 формы № 2 отражают прибыль (убыток) от обычной деятельности организации. Этот показатель определяют так:

Строка 140 ± Строка 141 ± Строка 142 - Строка 150 = Строка 160

Если организация получила убыток, то его отражают по строке 160 в круглых скобках.

Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы указывают в строке 170, а чрезвычайные расходы - в строке 180 (в круглых скобках).

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 чрезвычайные доходы и расходы - поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т

Учет чрезвычайных доходов и расходов ведут на счете 99.

По строке 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" отражают общую сумму чистой прибыли (убытка), полученной организацией. Эту сумму определите так:

Строка 160 + Строка 170 - Строка 180 = Строка 190.

Если вы получили отрицательный результат (убыток), то укажите его по строке 190 в круглых скобках.

Многие затраты фирмы не уменьшают облагаемую прибыль. Например, рекламные и представительские расходы, которые были оплачены фирмой сверх норм, установленных Налоговым кодексом. В бухгалтерском учете таких ограничений нет. Все эти затраты включают в расходы фирмы полностью.

В результате налог на прибыль, рассчитанный по данным налогового учета, будет больше, нежели этот налог, рассчитанный по данным бухгалтерского учета. Сумма такого превышения называются постоянным налоговым обязательством. Эту сумму нужно указать в Отчете о прибылях и убытках по строке 200 справочно

Контрольные вопросы

2. Для чего проводится инвентаризация перед составлением годового отчета?

3. Из чего состоит годовая отчетность?

4. Кто подписывает отчетность?

.

ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В бухгалтерском учете расходы, связанные с производством (расходы по обычным видам деятельности), группируют по следующим элементам (п. 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации

1. материальные затраты

2. затраты на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды

4. амортизация;

5. прочие затраты

Все расходы фирмы делятся на прямые и косвенные. В бухгалтерском учете к прямым относят расходы, которые непосредственно связаны с производством определенного вида продукции (работ, услуг). Расходы фирмы, связанные с производством конкретных видов продукции (выполнением работ, оказанием услуг), учитывайте на счете 20 "Основное производство К косвенным расходам относят заработную плату административного персонала, общепроизводственные, общехозяйственные расходы. Косвенные производственные расходы не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг). Косвенные расходы распределяют между изделиями пропорционально той или иной выбранной базе. Косвенные расходы учитывайте на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

Прямые расходы непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции (заработная плата рабочих, занятых производством определенного вида продукции, стоимость материалов, истраченных на производство определенного вида продукции, и т. д.).

К материальным расходам, в частности, относят стоимость:

1. покупных сырья и материалов, используемых в процессе производства

2. покупных комплектующих и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем обработке в данной организации;

3. топлива, воды, энергии для технологических целей;

4. работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

5. инструментов, производственного инвентаря и др.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует исключить стоимость возвратных отходов.

Стоимость материалов, израсходованных при производстве продукции (работ, услуг), спишите проводкой:

ДЕБЕТ20КРЕДИТ10 списаны материалы, израсходованные в производстве

Заработная плата работников, занятых в процессе изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) основного производства, включается в состав расходов по обычным видам деятельности.

Начисление заработной платы отражайте такДЕБЕТ20КРЕДИТ70 начислена заработная плата работникам основного производства.

Сумма заработной платы облагается единым социальным налогом, взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносами на обязательное пенсионное страхование.

При начислении ЕСН и взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сделайте запись:ДЕБЕТ20КРЕДИТ68субсчет "Расчеты по ЕСН" (69-1,69-3) - начислены ЕСН и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

При начислении взноса на обязательное пенсионное страхование сделайте проводку:

ДЕБЕТ68субсчет "Расчеты по ЕСН" КРЕДИТ69-2- начислен взнос на обязательное пенсионное страхование.

Амортизацию по объектам основных средств и нематериальных активов, которые используются в процессе производства, начислите проводкой:

ДЕБЕТ20КРЕДИТ02(05) начислена амортизация основных средств (нематериальных активов), используемых в основном производстве.

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Ваша организация в процессе производства продукции (работ, услуг) может использовать полуфабрикаты собственного производства. Списание полуфабрикатов отразите так:ДЕБЕТ20КРЕДИТ21- переданы в дальнейшую переработку полуфабрикаты собственного производства.

Некоторые работы, связанные с производством продукции (работ, услуг), могут выполнять сторонние фирмы. Стоимость таких работ (услуг) отразите так:ДЕБЕТ20КРЕДИТ60(76) - учтена в затратах основного производства стоимость работ (услуг), выполненных сторонней организацией.

Если для нужд основного производства необходима командировка, то расходы работника отразите так:

ДЕБЕТ20КРЕДИТ71- оплачены подотчетными лицами расходы для нужд основного производства.

В себестоимость продукции включаются недостачи в пределах норм естественной убыли, выявленные при хранении или продаже материальных ценностей. Списание недостач отразите проводкой:

ДЕБЕТ20КРЕДИТ94 недостачи от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли учтены в составе расходов основного производства.

Для равномерного включения расходов в затраты на производство создаются резервы предстоящих расходов (например, на ремонт основных средств, на оплату отпусков работников).

При резервировании средств на предстоящие расходы сделайте запись:ДЕБЕТ20КРЕДИТ96 сформирован резерв предстоящих расходов.

Ваша фирма может выполнять работы, затраты по которым относятся к будущим периодам (например, внедрение в производство нового вида продукции). При наступлении отчетного периода, к которому относятся эти расходы, вы должны их списать. В учете сделайте запись:ДЕБЕТ20КРЕДИТ97

- расходы будущих периодов, относящиеся к текущему периоду, учтены в затратах основного производства.

В составе прочих расходов могут учитываться потери от брака. Производственный брак - это продукция, не соответствующая по качеству установленным стандартам В зависимости от характера брак бывает исправимый (частичный) и неисправимый (окончательный Исправимый (частичный) брак - продукция, которую технически возможно и экономически целесообразно исправить в организации. Неисправимый (окончательный) брак - продукция (изделия) с дефектами, устранить которые невозможно или экономически нецелесообразно. Расходы на исправление брака отразите так:

ДЕБЕТ28КРЕДИТ10(70,68субсчет "Расчеты по ЕСН",69) учтены расходы по исправлению брака.

Сумма, подлежащая удержанию с работника, допустившего брак, отражается проводкой:

ДЕБЕТ73-2 КРЕДИТ28- учтена сумма, подлежащая удержанию с работника.

Разницу между затратами на исправление брака и суммой, подлежащей взысканию с работника, а также потери от неисправимого брака отразите записью:ДЕБЕТ20КРЕДИТ28 учтены потери от брака.

Прямые расходы вы должны распределять между видами выпускаемой продукции. Это необходимо для определения себестоимости каждой единицы выпущенной продукции.

Обратите внимание: некоторые прямые расходы нельзя распределить прямым путем (например, заработную плату работников основного производства, занятых при производстве нескольких видов продукции). Такие расходы вы должны распределить пропорционально какому-либо показателю:

по нормативной (плановой) себестоимости; по фактической производственной себестоимости. Способ учета готовой продукции вы можете выбрать самостоятельно Порядок списания расходов по производству продукции должен быть закреплен в учетной политике вашей организации. Если вы учитываете готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости, все расходы, связанные с ее выпуском, спишите в дебет счета 40: ДЕБЕТ40КРЕДИТ20 списаны фактические расходы, связанные с производством продукции. Если вы учитываете готовую продукцию по фактической производственной себестоимости, все расходы, связанные с ее производством, спишите в дебет счета 43:ДЕБЕТ43КРЕДИТ20 отражена стоимость готовой продукции, выпущенной основным производством. КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ Косвенными считают расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (работ, услуг). К косвенным относят расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, а также расходы обслуживающих и вспомогательных производств. Порядок формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) должен быть закреплен в учетной политике вашей организации. Расходы, связанные с деятельностью вспомогательных и подсобных производств, обслуживающих основное производство (например, транспортного отдела, цеха по изготовлению запасных частей и т. п.), учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства". Зачастую определить, какие именно расходы вспомогательного производства относятся к деятельности основного или обслуживающего производства, невозможно. Поэтому распределить такие расходы вы должны пропорционально какому-либо показателю (например, сумме прямых затрат). Порядок распределения расходов вспомогательного производства должен быть закреплен в учетной политике вашей организации. К обслуживающим производствам относятся жилищно-коммунальные хозяйства, столовые, детские дошкольные учреждения, санатории и другие подобные подразделения, которые числятся на балансе фирмы. Затраты на содержание, организацию и управление цехами и другими производственными подразделениями основного, вспомогательного и обслуживающего производств включаются в состав общепроизводственных (общецеховых) затрат. Учет этих затрат ведется на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Указанный счет на конец отчетного периода сальдо не имеет. На этом счете вы должны учесть расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизацию основных средств и иного имущества, используемого в производстве, расходы на отопление, освещение производственных помещений, содержание аппарата управления цеха и т. д. Порядок распределения общепроизводственных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами, а также видами продукции (работ, услуг) вы должны установить самостоятельно. Распределять общепроизводственные расходы можно пропорционально заработной плате рабочих различных производств, сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т. д. Выбранный порядок распределения общепроизводственных расходов должен быть закреплен в учетной политике вашей организации. Общепроизводственные расходы, связанные с деятельностью основного производства, спишите проводкой: ДЕБЕТ20КРЕДИТ25 списана доля общепроизводственных расходов, связанных с деятельностью основного производства. К общехозяйственным расходам относятся расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом (например, оплата труда административного персонала, расходы на подготовку кадров и др.). Общехозяйственные расходы учитывайте так ДЕБЕТ26КРЕДИТ02(05,10,21,60,76,70,68субсчет "Расчеты по ЕСН",69 отражена сумма общехозяйственных расходов Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом вы формируете себестоимость продукции (работ, услуг): 1. по полной производственной себестоимости 2. по сокращенной себестоимости Если вы учитываете готовую продукцию (работы, услуги) по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы списывайте аналогично общепроизводственным расходам, то есть в дебет счетов учета производственных затрат: 20, 23, 29. Порядок распределения общехозяйственных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами должен быть закреплен в учетной политике вашей организации Если вы ведете учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости, общехозяйственные расходы списывайте в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж". Нормативная себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается организацией самостоятельно на основании норм расхода материалов, топлива и т. д., необходимых для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг). Плановая себестоимость продукции (работ, услуг) также устанавливается организацией самостоятельно. Так, за плановую себестоимость может быть принята себестоимость продукции (работ, услуг) по данным предыдущего отчетного периода. Тема занятия: Бухгалтерский учет налогов (стр 298) Синтетический учет налогов и сборов осуществляется на счете 687. Счет 68 кредитуется на суммы , причитающиеся по налоговым декларациям к взносу в бюджет в корреспонденции с соответствующими счетами. Например: 1. Начисление налога на прибыль отражается в учете: д-т счета 99, субсчет «Платежи в бюджет из прибыли» ( сумма, которая подлежит взносу в бюджет) и к-т счета 68, субсчет «Налог на прибыль».Фактически перечисленные суммы денежных средств по налогу на прибыль учитываются в д-те счета 68, субсчет «Налог на прибыль» и к-те счета 51. Остаток по субсчету «Налог на прибыль» счета 68 на отчетную дату свидетельствует о фактических результатах расчетов организации по налогу на прибыль. Аналитический учет по субсчету «Налог на прибыль» счета 68 не ведется, т.к. вся необходимая информация содержится в налоговой декларации. 2. По д-ту счета 68 отражаются накже суммы НДС, списанные со счета 19. 3. Списываются суммы НДС, накопленные на счете 19, на счет68 проводкой: д-т 4. .счета 68 и к-т счета 19. 5. Счет 19 корреспондирует: 6. А) по дебету счетов 60,76; 7. Б) по кредиту счетов 08,20,23,25,26,44,68,91,94,99 8. Согласно действующему налоговому законодательству подтверждением данных 9. налогового учета являются следующие документы: 10. 1. Первичные учетные документы; 2. Аналитические регистры налогового учета; 3. Расчет налоговой базы. Все документы по налогам формируются в организации в системе налогового учета. По НДС основными учетными документами являются: платежные поручения; счета фактуры ; журналы учета полученных и выставленных счетов; книги покупок и книги продаж; налоговая декларация.Наличие счета-фактуры является обязательным условием для зачета (возмещения) НДС по приобретенным материальным ценностям. Контрольные вопросы 1. Каким законом РФ регулируется налоговый учет в организациях? 2. Назовите синтетические счета по учету налогов и сборов. 3. Каковы особенности учета НДС?    

Наши рекомендации