Расчеты чеками из чековых книжек, их оформление и учет.
Чек из чековой книжки (расчетный чек) – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Учет сумм, депонированных для расчетов чеками, ведется на счетах группы счетов 317 «Средства для расчетов чеками». Счета данной группы счетов являются пассивными. По кредиту счетов отражается депонирование средств, а также пополнение счета. По дебету счетов проводятся суммы оплаченных чеков, уменьшение депонированной суммы, а также возврат неиспользованных средств на текущий счет чекодателя при закрытии чековой книжки.
Рассмотрим порядок расчетов чеками на примере чеков из чековых книжек, выдаваемых юридическим лицам.
Для получения чековой книжки клиент представляет в обслуживающий банк заявление-обязательство, на основании которого открывается счет специального режима. Кроме заявления-обязательства, клиент представляет платежное поручение, являющееся основанием для депонирования средств на специальном счете чекодателя:
Дебет текущий счет или счет по учету кредитной задолженности
Кредит 317 «Средства для расчетов чеками».
Чекодатель производит оплату товаров, работ, услуг чеком из чековой книжки. Далее чекодержатель представляет в обслуживающий его банк на инкассо принятый чек и поручение-реестр. Поскольку чек является ценной бумагой, в банке чекодержателя операция инкассо отражается в бухгалтерском учете. Для этого используются внебалансовые счета
99871 «Документы и ценности, отосланные на инкассо»,
99872 «Документы и ценности, принятые на инкассо».
Поручение-реестр составляется отдельно на каждый банк чекодателя в четырех экземплярах. Первый и третий экземпляры поручения-реестра заверяются подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, поручение-реестр представляется в банк в двух экземплярах. Первый экземпляр поручения-реестра заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
При приеме чеков из чековых книжек ответственный исполнитель банка чекодержателя проверяет соответствие реквизитов приложенных чеков из чековых книжек данным поручения-реестра, наличие на каждом чеке из чековой книжки реквизитов банка чекодателя, а также заверенные подписью чекодержателя отметки (дата, оттиск печати), подтверждающие принятие чека из чековой книжки к оплате. После проверки принятых документов в банке чекодержателя составляется проводка:
Приход 99872 «Документы и ценности, принятые на инкассо»,
при отсылке в банк чекодателя составляется проводка:
Расход 99872 «Документы и ценности, принятые на инкассо»
Приход 99871 «Документы и ценности, отосланные на инкассо».
Если прием и отсылка документов на инкассо осуществляется в один день, операция отражается только по счету 99871 «Документы и ценности, отосланные на инкассо».
В банке чекодателя при приеме документов к исполнению ответственный исполнитель проверяет полноту включения в поручение-реестр приложенных к нему чеков из чековых книжек, достоверность и правильность оформления чеков как чекодателем (представителем чекодателя), так и чекодержателем, соответствие подписи чекодателя (представителя чекодателя) на чеке из чековой книжки ее образцу на заявлении-обязательстве либо подписи на доверенности, данные паспорта. При наличии денежных средств на счете специального режима банк чекодателя оплачивает чеки из чековой книжки с указанием даты оплаты на поручении-реестре:
Дебет 317 «Средства для расчетов чеками»
Кредит счета по учету денежных средств (текущий счет чекодержателя, корреспондентский счет и т.д.).
В банке чекодержателя при получении подтверждения об оплате чеков со счета специального режима суммы чеков списываются по внебалансовому счету:
Расход 99871 «Документы и ценности, отосланные на инкассо».
Порядок оформления и учета расчетов расчетным чеком в целом аналогичен порядку, описанному выше.
5. Бухгалтерский учёт документарных операций (на примере аккредитивов).
Аккредитив представляет собой обязательство, в силу которого банк-эмитент, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен произвести платежи получателю денежных средств (бенефициару) или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) провести платежи получателю денежных средств.
Аккредитив используется как для расчетов внутри республики (внутренний аккредитив), так и для международных расчетов.
Аккредитивная форма расчетов предусматривает применение как денежных, так и документарных аккредитивов. Для получения выплат с денежных аккредитивов не нужно дополнительно предоставлять коммерческие документы, в то время как выплаты с документарных аккредитивов производятся только при предоставлении документов, указанных в аккредитиве.
Приказодатель | 1 | Бенефициар |
2 | ||
Банк-эмитент | 8 | Исполняющий банк |
3, 9, 10 | 7, 12 |
Схема расчетов документарным аккредитивом, где:
1. контракт
2. заявление на открытие аккредитива
3. открытие аккредитива
4. проверка подлинности аккредитива и авизование его бенефициару
5. товар (работа, услуга)
6. документы по аккредитиву
7. проверка документов
8. отсылка документов в банк-эмитент для оплаты
9. проверка документов
10. оплата
11. денежные средства
12. зачисление суммы выручки на счет бенефициара
Примечание: не рассматриваем подтверждающий и рамбурсирующий банки