Проблемы выбора и реализации стратегии

Изъятия инвестиций

Существуют свидетельства, позволяющие считать, что изъя­тия являются в большинстве своем неожиданными решениями, в отличие от тех, которые исходят из систематического, постоянно идущего процесса оценки, и более того, они являются слабо кон­тролируемым действием. При этом имеется ряд проблем, связан­ных с выбором подразделения для изъятия, которые обычно вклю­чают в себя финансовые аспекты и аспекты стратегии.

Вопрос об изъятии требует рассмотрения множества других проблем, которые имеют к нему отношение. Томпсон (1989) приводит их исчерпывающий список. Он предлагает сначала:

• проанализировать текущее положение продукта в его жиз­ненном цикле совместно с предполагаемым перспективным по­тенциалом роста (прибыльности);

• сделать анализ текущего положения продукта или подразде­ления на рынке и возможностей получения конкурентного пре­имущества;

• определить альтернативы использования ресурсов, которые могут быть высвобождены;

•выделить потенциал для изъятия инвестиций из какого-либо рентабельного предприятия или вида деятельности для того, что­бы мобилизовать средства для инвестирования в то, что может быть еще более выгодным;

• произвести расчет: дешевле ли закрыть дело или же продол­жить деятельность, несмотря на малую отдачу;

• определить, существуют ли серьезные препятствия к выходу и серьезные расходы, связанные с ним;

• рассмотреть вклады изымаемого подразделения в существующую синергию и в общую стоимость компании;

•решить вопрос возможности удовлетворения потребностей существующих покупателей за счет альтернативных товаров (услуг);

• учесть проблему материальных и нематериальных выгод от специализации и уменьшения масштабов диверсификации компании;

• найти подходящего покупателя; важно, чтобы покупатель не был бы компанией, которая может задействовать приоритетное предприятие для создания угрозы конкуренции оставшемуся на­правлению деятельности.

Изъятие инвестиций является сложным решением для управ­ляющих. Ниже приводятся группы факторов, которые делают его таковым:

Структурные факторы. Если подразделение имеет долгосроч­ные и специфические активы, которые могут быть полезными, в первую очередь, для одной компании или ее филиала, изъятие инвестиций будет сложным. Может быть недостаточно информа­ции для осознания плохого состояния дел в подразделении.

Факторы стратегии. Чем более взаимосвязаны и взаимодопол­няемы подразделения корпорации, тем сложнее изъятие инвести­ций. Более того, эта хозяйственная единица от другой компании может попасть к сопернику, который может использовать ее для расшире­ния конкуренции. К тому же цена, полученная за реализованные активы, может быть гораздо меньше, чем за них было заплачено.

Факторы управления. Эффективное изъятие инвестиций, как отмечает Г. Дэлвин (1989), это мастерство, которым обладают не все стратегические лидеры. Более того, изъятие может порождать следующие управленческие проблемы:

• задевать деловую репутацию управляющего и рассматривать­ся им как признак поражения;

• нарушать увязку вознаграждения управляющим с размерами подразделения;

• осложнять отождествление с предприятием специалистов и вредить их карьере;

• вступать в конфликт с задачами социальной ответственности.

Выкуп управляющими

Этот вариант требует более глубокого анализа в основном пото­му, что это популярное средство вложения и в него задействовано значительное число сторон. Выкуп обычно осуществляет команда управляющих, которая может включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерного капитала, а также банки и другие учреждения, которые ссужают деньги предприятию.

Команда управляющих. Это те, кто оказывают финансовую под­держку, надеются, что группа управляющих будет командой, ком­петентной в фундаментальных областях, обладающей навыками, необходимыми для успеха в конкурентной борьбе, и способностью выйти в жизнь с новыми стратегическими идеями. Они также долж­ны понимать, каких показателей ждут заинтересованные лица, и демонстрировать желание осуществлять необходимые изменения для уменьшения расходов и восстановления положения компании.

Финансовые учреждения. Существует необходимость поиска соответствия ожиданий потенциальных заинтересованных лиц и способности предприятия удовлетворить эти ожидания. Банки обычно стремятся к ставке на 2—10% больше базовой ставки по займам, обеспеченным активами компании. В современных российских условиях институциональные вкладчики обычно ищут минимальную норму прибыли на свои вложения, равную примерно 40%. Факти­ческая прибыль будет зависеть от уровня риска.

Выкуп управляющими имеет следующие преимущества:

для продавца:

• предлагается быстрый и гибкий подход к выходу;

• нет необходимости искать покупателя: все лица, вовлечен­ные в действие, знакомы компании;

• выкуп часто рассматривается как положительное явление с точки зрения общественных отношений;

• может уменьшить заемные средства, изъять вложения из убы­точного дела и дает возможность специализации или концентрации;

• переговоры обычно сосредоточиваются на финансовом ком­плексе вопросов, а не на «скрытой повестке дня»;

• остаются взаимосвязи и сохраняется преемственность;

для команды управляющих:

•перспектива постоянной занятости;

• сохраняется преданность предприятию в связи с перспекти­вами личного финансового участия;

• покупатели знают о ситуации для определения ожидаемого движения денежных средств в предприятии;

• управляющие в курсе всех проблем и, вероятно, должны будут повысить производительность и уменьшить накладные расходы;

• предпосылки к значительной долгосрочной прибыли;

• быть в лучшем положении при переговорах, если их знание дела столь глубоко, что их отставка приводит к падению стоимос­ти предприятия.

Выкупы управляющими должны различаться от закупок под управляющих. Последние случаются тогда, когда организация со­здается с тем, чтобы купить компанию. Обычно это начинается с финансистов, которые выявляют возможности, а затем создают команду управляющих для реализации этих возможностей.

К. Бачелор (1987) показал, что существует три основных характеристики удачного выкупа:

• команда управляющих успешна и опытна в той же области деятельности, знакома с проблемами, связанными с такими ком­паниями;

•инвесторы готовы принять риски, которые в данном случае достаточно высоки из-за неопределенностей — возможность провала, по всей видимости, будет велика, однако инвесторы долж­ны доверять команде управляющих;

• известно, что компания, которую собираются приобретать и которая уже может быть независимой, имеет недостаточно высокие показатели и ее деятельность можно развернуть в другую сферу.

Также важно, чтобы проблемы культуры и изменения внима­тельно контролировались новой командой управляющих.

Финансирование выкупа

Выкупы финансируются за счет совокупности капиталовложе­ний, обеспечиваемых управляющими, институциональными ак­ционерами и займами.

Основные проблемы, возникающие в связи с финансировани­ем выкупа, выглядят следующим образом:

• пакет акций обычно составляется из обыкновенных акций, привилегированных акций и обыкновенных акций с фиксирован­ным дивидендом; привилегированные акции обычно приносят фиксированный ежегодный дивиденд;

• характер предоставляемых акций связан с имеющимся рис­ком, ожидаемой прибылью и возможностью для инвестора выйти из дела без финансового ущерба;

• доля управляющих в акционерном капитале может меняться через механизм пропорциональности; там, где применяется этот принцип, количество обыкновенных акций, выпущенных для уп­равляющих, возрастает, если достигаются определенные показа­тели по таким критериям, как прибыль или доход; цель этого ме­ханизма — обеспечить стимулы для команды управляющих, осо­бенно в том случае, если их доля в акционерном капитале составляет всего лишь незначительный процент финансирования;

• необходимо учитывать пути выхода; эти пути особенно важ­ны для финансовых организаций, которым, как правило, необхо­дима гибкость; существует семь основных вариантов путей выхода:

1) ликвидация предприятия;

2) продажа другой организации;

3) выкуп из прибыли, когда управляющие используют при­быль для выкупа доли финансистов;

4) использование управляющими собственных средств для выкупа доли финансистов;

5) частная продажа акций финансистами;

6) торговля акциями между управляющими и служащими;

7) размещение акций на фондовой бирже.

Итоги и выводы

Антикризисные стратегии применяются корпорацией, когда отрасль находится в состоянии спада или прибыли, корпорации демонстрируют устойчивую тенденцию к сни­жению. Выделяются внешние и внутренние факторы спада.

Внешние факторы: изменения технологий, изменение со­циальных ценностей или моды, насыщение конкретных сег­ментов рынка, действия конкурентов, изменения в структуре отрасли производства, падение объемов продаж в отрасли.

Внутренние факторы: слабое управление, недостаточный финансовый контроль, недостаточные усилия в области маркетинга, неудачные приобретения, слабое управление производством (операциями), чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности, вклады в крупные проекты.

Эти факторы приводят к спаду, который характеризует­ся следующими признаками: падения прибыльности, объе­ма продаж, возрастание уровня финансовой зависимости, проблемы ликвидности в показателях текущей и срочной ликвидности, значительная текучесть персонала, уменьше­ние доли рынка.

Реакцией на кризис может быть выбор стратегии сокра­щения расходов, или стратегии поворота. Существуют следу­ющие стратегии сокращения расходов: организационные из­менения; финансовые стратегии; стратегии снижения затрат; стратегии сокращения активов; стратегии создания прибыли. Стратегии поворота включают изменения в общих усилиях по сбыту, переброску или перенацеливание существующих това­ров (услуг) с одновременной разработкой новых. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться од­новременно. Конкретные стратегии поворота представляют собой стратегии изменения ценообразования, переориента­ции на конкретных покупателей и на конкретные продукты, стратегия разработки нового товара или рационализации ас­сортимента товаров, сосредоточение на продажах и рекламе.

В условиях устойчивого снижения экономических пока­зателей эффективности деятельности корпорации иногда применяется набор методов, называемый кризисным бизнес-реинжинирингом.Реинжиниринг предполагает не частич­ное улучшение бизнес-процессов, но радикальное их изме­нение. Его связывают с радикальным переосмыслением ра­бочих процедур с целью резкого улучшения таких параметров, как издержки, качество, услуги и оперативность.

В условиях угрозы банкротства применяются стратегии выхода, задача которых состоит в том, чтобы минимизиро­вать ущерб. Это достигается методами оптимального изъятия инвестиций или выкупом управляющими.

Изъятие инвестиций может осуществляться через договор о франшизе, передачу подрядов, продажи бизнес-единиц или всего предприятия, разделение и отделение, обмен активами.

Выкуп управляющими обычно осуществляет команда ме­неджеров предприятия, которая может включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерного капитала, а также банки и другие учреждения, которые ссужают деньги предприятию. Выкупы финансируются за счет совокупности капиталовложений, обеспечиваемых управля­ющими, институциональными акционерами и займами.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные финансовые и другие характеристики корпорации и отрасли, находящейся в упадке.

2. Назовите ключевые факторы, влияющие на выбор стратегии.

3. Охарактеризуйте основные стратегии для компании, находящейся в состоянии упадка.

4. Проведите разграничения между различными стратегиями поворота.

5. Объясните основные наступательные и оборонительные причины изъятия инвестиций.

6. Объясните ключевые аспекты процедуры выкупа предприятия управляющими.

7. В какой последовательности следует разрабатывать план финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия?

8. Что является отличительной чертой планов финансового оздоровления предприятия?

9. Каковы сферы применения типовой формы плана финансового оздоровления?

10. В чем заключаются специфические черты плана внешнего управления?

Литература

Антикризисное управление. Учебник /Под ред. Э. М. Короткова. М., 2000.

Оценка бизнеса /Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М., 1998.

Справочник антикризисного управляющего /Под ред. Э. А. Уткина. М., 1999.

Теория и практика антикризисного управления. Учебник /Под ред. С. Г. Беля­ева и В. И. Кошкина. М., 1996.

Ascari A., Rock М., Dutta S. Reengineering and organizational change: lessons from a comparative analysis of company experiences //European management journal. 1995. Vol. 13. No 1. P. 1—30.

Bachelor C. Revival of the fittest //Financial times. 24, March. 1987.

Coyne J., Wright M. An introduction to divestment: the conceptual issues, in reading on strategic management (ed. by D. Bowman). L., 1989.

Delvin G. Selling off not out //Management today. April, 1989.

Fink S. Crisis management. Planning for the inevitable. N.Y., 1986.

Slatter S. Corporate recovery; successful turnaround strategies and their implementation. L., 1984.

Thompson J. Strategic management: awareness and change. L., 1989.

Глава 10

Оценка стратегий и

Их осуществимости

Выбор стратегии является непростой задачей, однако еще бо­лее сложной является задача подбора соответствующих инструмен­тов для контроля за ходом стратегии и оценки ее результатов. Вы­бор адекватных средств стратегического контроля позволяет умень­шить издержки осуществления стратегии и сократить время перестройки работы корпорации.

Сущность оценки стратегии

Оценка стратегии является заключительным этапом стратеги­ческого планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям:

• оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и последовательности для организации;

• сравнение результатов реализации стратегии с уровнем дос­тижения целей.

Эффективная система оценки требует наличия четырех основ­ных элементов:

1. Мотивация для оценки. Прежде чем оценка сможет быть произведена, у руководителя организации должно возникнуть жела­ние оценить свои показатели или стратегию, которую он или его команда хотят реализовать. Такое стремление обусловлено осозна­нием того, что необходимо достичь соответствия между организа­цией и предложенной стратегией. Есть другой потенциальный мо­тивирующий фактор: если руководитель надеется получать возна­граждение в зависимости от соответствия показателей поставленным задачам.

2. Информация для оценки. Другим требованием достоверности оценки является информация в удобной для использования форме, чтобы оценить предложенную стратегию, а также ее послед­ствия после реализации. Для этого требуется эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полный и достоверный доклад о возможных результатах предложенных стра­тегий и результатах их реализации.

3. Критерии оценки. Стратегии должны оцениваться по определенным критериям. Эти критерии могут быть сгруппированы следующим образом:

• Последовательность осуществления стратегии. Стратегия определяется целью верхнего уровня, поэтому она не должна содержать несогласованные с верхним уровнем цели более низкого уровня.

• Согласованность с требованиями среды. Стратегия должна соответствовать внешней обстановке и происходящим в ней критическим изменениям.

• Осуществимость стратегии. Стратегия не должна ни пере­оценивать доступные ресурсы, ни создавать не решаемые проблемы в будущем.

• Приемлемость для стейкхолдеров. Стратегия должна соответствовать ожиданиям конкретных групп поддержки.

• Преимущество по отношению к конкурентам. Стратегия должна обеспечивать создание или поддержание конкурентного преимущества в избранной области.

Ввиду важности критериев оценки стратегии, далее рассмот­рим их подробнее.

4. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка сама по себе не является завершающим этапом. Она должна направлять решения о выборе стратегии и способствовать определению ее дей­ственности. Для этого должны быть разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на оценке представленной информации.

Критерии оценки

В этом разделе мы сосредоточимся на определенных ранее критериях оценки. Эти критерии можно использовать на стадии выбора стратегии или же при оценке результатов ее реализации.

Существует несколько характеристик, относительно которых важно рассмотреть каждый критерий. Эти критерии для краткости обозначить терминами: последовательность, согласован­ность, осуществимость, приемлемость, преимущество.

Наши рекомендации