Правовой порядок предоставления государственных (муниципальных) кредитов

Государственный (муниципальный) кредит применяется для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (мунобразовани) и решения стоящих перед ним проблем (например, бюджетного дефицита).

Государственный (муниципальный) кредит – самостоятельный институт финансового права. Является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета.

Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Это подтверждается:

ü верховенством государства в регулировании организации государственного и муниципального кредита;

ü главными целями функционирования института государственного кредита (решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т. е. публичными целями);

ü применением в качестве основного — императивного метода регулирования данных отношений;

ü обязательным участием государства либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений.

Все это отличает их от гражданских правоотношений.

С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств ЮЛ, ФЛ и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений.

Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны:

● в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства

● государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога

● при банковском кредите договор банковской ссуды заключается на условиях равенства сторон, при государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение.

Таковыми были государственные займы, выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний (а на уровне Федерации — и внешний) государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую ∑ задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам (капитальный госдолг).

Выделяют еще текущий госдолг как ∑ расходов государства по долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Соответственно муниципальный внутренний долг — общая сумма задолженности мунобразовани по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Госдолг РФ определяется в БК РФ как долговые обязательства РФ перед ФЛ, ЮЛ, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; госдолг субъекта РФ — как совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств мунобразовани полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ).

Правовые основы государственного кредита РФ закреплены:

- федеральными правовыми актами (БК РФ, часть вторая ГК РФ, ФЗ (от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»))

- правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Наши рекомендации