Школа познания (когнитивная)
Ключевые положения когнитивной школы:
1. Формирование стратегии есть протекающий в сознании стратега процесс познания, на который существенное влияние оказывают психологические особенности человека и его возможности обработки информации.
2. Следовательно, стратегии зарождаются в форме концепций, карт, схем, фреймов, предписывающих способы получения информации из окружающей среды.
3. Эта информация (согласно «объективной» ветви когнитивной школы), прежде чем будет расшифрована с помощью когнитивных карт, проходит сквозь всевозможные искажающие фильтры или (согласно «субъективной» ветви) является просто интерпретацией мира, существующего только в том виде, в каком он воспринимается. Видимый мир, другими словами, можно моделировать, структурировать и конструировать.
4. Появившиеся в результате подобного процесса стратегии весьма далеки от совершенства, но впоследствии, когда они перестают быть продуктивными, их изменение сопряжено со значительными трудностями.
Школа познания — первая из пяти рассмотренных, которая признает существование интересного внешнего окружения. Стратеги не просто берут готовую стратегию с учетом внешних возможностей или пассивно занимают место в предложенных обстоятельствах. Наоборот, они борются с враждебным внешним миром, который, как полагают представители одной из ветвей школы, слишком сложен, чтобы быть понятым до конца. Представители другой ветви школы утверждают, что хорошие стратеги — люди творческие, и потому они конструируют собственный мир, а затем делают его реальным.
Школа обучения
Ключевые положения школы обучения:
1. Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации, часто в совокупности с необходимостью постоянно обновлять нужные для выработки стратегии знания, препятствует осуществлению взвешенного контроля.
2. Выработка стратегии должна, прежде всего, обрести форму процесса обучения, по крайней мере, в тот период времени, когда формулирование и внедрение стратегии становятся неразделимыми.
3. Возможно, лучшим в организации «учеником» должен быть ее руководитель, но гораздо чаще имеет место обучение коллектива (в большинстве организаций есть много потенциальных стратегов).
4. Процедура обучения носит развивающийся характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимавшихся ранее действий. Стратегические инициативы осуществляются теми, у кого есть способности и ресурсы для обучения.
Таким образом, стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого; вероятно, некоторые из них превращаются в планы на будущее, и в конечном итоге их можно воспринимать как перспективные направления общей деятельности.
Школа власти
Ключевые положения школы власти:
1. Формирование стратегии определяется властными и политическими силами, будь то процессы, происходящие внутри организации, или же действия организации во внешней среде.
2. Возникающие таким образом стратегии, как правило, носят спонтанный характер и принимают форму позиции или уловки.
3. Микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой конфронтации, в форме политических игр вокруг пересекающихся интересов и образующихся коалиций, ни одна из которых не обладает доминирующими позициями в течение длительного периода времени.
4. Макровласть рассматривает организацию как стремящуюся к своему благополучию посредством контроля над действиями других агентов рынка или путем кооперации с ними. При этом компании опираются как на стратегическое маневрирование, так и коллективные стратегии в различного рода сетевых структурах и альянсах.
Школа культуры
1. Формирование стратегии — это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для всех членов организации убеждениях и понимании.
2. Верования индивида есть результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации, как правило, не выраженных явно и невербальных, хотя иногда усиливаемых более формальным воспитанием.
3. Следовательно, члены организации способны лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых базируется их культура, в то время как ее источники и объяснения могут оставаться для них малопонятными.
4. Основной характеристикой стратегии выступает ее предначертанность (даже если она не вполне осознанна).
5. Культура и, в особенности, идеология содействуют, скорее, не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии, в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической перспективы организации.
Школа внешней среды
Ключевые положения школы внешней среды:
1. Внешнее окружение, проявляющееся как набор сил общего характера, является главным элементом процесса создания организационной стратегии.
2. Организация должна либо адекватно реагировать на эти силы (ситуационное управление, институциональная имитация и пр.), либо ей придется прекратить существование.
3. Таким образом, руководство рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса, его задача — идентификация внешних сил и обеспечение адаптации организации.
4. Организации собираются вместе в особых нишах экологического типа, где они остаются до тех пор, пока их ресурсы не исчезают или враждебность среды не становится чрезмерной. Затем организации прекращают свою деятельность.
Школа конфигурации
Ключевые положения школы конфигурации:
1. Большую часть времени организация может быть описана как некая устойчивая конфигурация ее составных частей. Имеется в виду, что на определенный период времени она принимает четко определенную форму структуры, что в свою очередь обусловливает поведение организации и, как следствие, присущий ей набор стратегий.
2. Такие периоды стабильности время от времени прерываются трансформацией — квантовым скачком в иную конфигурацию.
Квантовый скачокв отличие от последовательных изменений, когда раз за разом меняется только один элемент (например, сначала — стратегия, затем структура, и, наконец, система), означает одновременное изменение множества организационных компонентов. При квантовом скачке изменения мгновенны и революционны (но они не отрицают и постепенное развитие).
4. Таким образом, основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности организации на относительно длительных отрезках времени или, по крайней мере, тех изменений, которые вписываются в ее стратегию. В то же время, в периоды возникновения потребности в трансформации, стратегический менеджмент призван обеспечить переход организации из одного состояния в другое и сохранение ее жизнеспособности.
5. Результирующие стратегии принимают формы планов или схем, позиций, перспектив или уловок, но, опять же, каждая в свое время и в соответствии с ситуацией.
Вклад школы конфигурации заключается в упорядочении терминологии и рассмотрении различных комбинаций разнообразных организационных форм, а также процессов организационных изменений.
Вопросы для самопроверки:
1. Основные варианты употребления словосочетания «Стратегический менеджмент»?
2. В чем состоит сущность стратегического управления?
3. Исторические этапы эволюции стратегического менеджмента.
4. Чем обусловлена необходимость стратегического менеджмента в современных условиях России?
5. Сформулируйте и проведите сравнительную характеристику основных положений школ стратегий.
6. Раскройте сущность критических замечаний по каждой из школ стратегий.
7. Какие требования предъявляются к менеджеру, осуществляющему стратегическое управление?
8. Какие показатели используются в стратегическом планировании?
9. Как должна быть организована деятельность менеджеров по разработке стратегии?
Разработка миссии и стратегических целей
1. Формирование миссии организации.
2. Формулировка целей организации
3. Характеристика процесса и основных этапов стратегического управления организации