Бюджет Тульской области на 2016 год
Домашняя творческая работа
По дисциплине Государственные и муниципальные финансы
на тему:
«Особенности современного развития государственных финансов в Тульcкой области: проблемы и перспективы»
Выполнила:
студентка группы ФР 3-3
Печенова Е. А.
Научный руководитель:
доцент Чернов А.Ю.
Москва 2015
Введение
Региональные бюджеты, в частности бюджет Тульской области, могут быть названы центральным звеном бюджетной системы РФ, так как они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Министерство финансов Тульской области является финансовым органом исполнительной власти Тульской области. Оно осуществляет функции по проведению на территории Тульской области единой государственной политики в сфере государственных финансов, координации деятельности в этой сфере органов государственной власти и государственных органов Тульской области, а также органов местного самоуправления Тульской области, управлению государственными финансами Тульской области.
Министерство разрабатывает и вносит на рассмотрение правительства Тульской области проекты правовых актов по вопросам: организации бюджетного процесса в Тульской области; установления порядка и сроков составления проекта бюджета Тульской области и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; организации межбюджетных отношений в Тульской области; разработки среднесрочного финансового плана Тульской области, проекта бюджета Тульской области и прогноза консолидированного бюджета Тульской области; управления государственным долгом Тульской области; установления порядка обеспечения финансирования государственных заданий.
Проблема формирования и использования финансовых средств бюджета региона существует уже очень давно, но и сегодня ее актуальность не ставится под сомнение. В данной работе будет рассмотрен бюджет на 2016, а также на 2017 и 2018 года, кроме того, будут рассмотрены бюджеты и прошлых лет, и приведено их сравнение.
Бюджет Тульской области на 2016 год
В ноябре 2015 года состоялось заседание комитета Тульской областной Думы по экономической политике и финансам. Депутаты рассмотрели текст заключения комитета о соответствии документов и материалов, представленных губернатором Тульской области к проекту закона Тульской области «О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», требованиям статей 15 и 16 Закона Тульской области «О бюджетном процессе в Тульской области».
В заключении был представлен перечень показателей бюджета области, а также список документов и материалов, представляемых вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Согласно заключению комитета по экономической политике и финансам областной Думы, проект закона Тульской области «О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», а также представленные к нему документы и материалы соответствуют требованиям Закона Тульской области «О бюджетном процессе в Тульской области».
Финансисты планируют большое число показателей – 26 пунктов: общий объем доходов, расходов и дефицита бюджета, объем ассигнований дорожного фонда, инвестиционного фонда, размер Резервного фонда области, объем и цели бюджетных инвестиций и другие. Важная особенность законопроекта - отличие от федерального бюджета, который на сей раз составляется только на один год – 2016-й. В бюджете Тульской области было принято решение продолжить разработку бюджета на ближайшие три года, то есть на 2016-й и плановый период 2017 и 2018 годов. Поэтому в представленном проекте закона на плановый период 2017 и 2018 годов отсутствуют средства федерального бюджета.
Основные характеристики главного финансового документа области таковы:
Доходная часть бюджета области на 2016 год сформирована в объеме 59 784 225,7 тыс. рублей, на 2017 год в объеме 54 093 893 тыс. рублей, на 2018 год в объеме 57 582 634,1 тыс. рублей. Таким образом, ожидается снижение планируемой доходной части бюджета, что, по моему мнению, небезосновательно.
Учитывая экономическую ситуацию в стране и сопоставляя ее с данными предыдущих годов, видим, что в период 2016-2018 ожидается достаточно резкое сокращение доходов области. Эта тенденция берет свое начало в 2015. Для примера, доходы в 2014 году (63 750 млн. руб.), по сравнению с доходами в 2015 году (60 924 млн. руб.) сократились на 5%. При этом намечается тенденция роста безвозмездных поступлений, в то время как налоговые и неналоговые доходы сокращаются.
Большую часть планируемых налоговых и неналоговых доходов составляют налоги: налог на прибыль, НДФЛ, акцизы. Одним из самых заметных пунктов данной на сайте таблице (об исполнении бюджета) является пункт акцизы на этиловый спирт. Имея данные только на январь 2016 года, Тульская область имеет уже исполнение плана по этому пункту – 21% от общего числа доходов от акцизов на этиловый спирт.
Что касается расходной части бюджета, то на 2016 год она сформирована в объеме 63 270 728,6 тыс. рублей, на 2017 год в объеме 58 779 110,9 тыс. рублей, на 2018 год в объеме 61 138 480,2 тыс. рублей. Таким образом, правительство Тульской области планирует резко сократить расходы бюджета. По данным прогнозам, можно судить о том, что, возможно, аналитики прогнозируют подъем экономики страны после переломного 2017 года.
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства.
Основную часть своих денежных средств Тульская область направляет на субсидирование бюджетных, автономных учреждений и иных некоммерческих организаций. Также Тульская область выделяет большое количество финансовых ресурсов на социальное обеспечение, а также закупает товары и услуги для государственных нужд.
При обсуждении законопроекта о бюджете Тульской области на 2016 и плановый период 2017-2018гг слово взял депутат Егор Атанов. В своем выступлении он отметил, что в медицине есть проблемы и средств недостаточно.
В бюджете предусмотрено троекратное увеличение расходов на материальную базу для станций «скорой помощи». Увеличены средства на организацию оздоровительного отдыха детей на летний период.
Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо - дефицит бюджета.
Дефицит бюджета Тульской области также (без учета объема безвозмездных поступлений): в 2016 году в размере 3 486 502,9 тыс. рублей или 7,0 % от общего годового объема доходов бюджета области; в 2017 году в размере 4 685 217,9 тыс. рублей или 8,8 % от общего годового объема доходов бюджета области; в 2018 году в размере 3 555 846,1 тыс. рублей или 6,2 % от общего годового объема доходов бюджета области.
Сравнивая планируемые данные с предыдущими годами, можно отметить, что прогнозы похожи на реалистичные. С 2012 по 2015 года дефицит бюджет Тульской области стабильно сокращался каждый год, что и планируют эксперты в будущем. График дефицита бюджета повторяет график расходов, то есть опять же, наибольший дефицит бюджета за последние три года планируется за 2017 год.