Бюджетная система и принципы ее построения
Бюджетная система Украины – это совокупность отдельных ее звеньев, юридически связанных между собой, которая базируется на общепринятых принципах и отвечают международным стандартам.
Бюджетная система Украины основывается на принципах:
1. Принцип единства бюджета означает существование единого счета доходов и расходов: каждого звена, бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой.
2. Принцип сбалансированности означает, что полномочия на осуществление затрат бюджета должны, отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период.
3. Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым, местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правил определения направлений их использования соответственно законодательству Украины.
4. Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.
5. Принцип обоснованности означает, что бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства, и расчетах поступлений в бюджет и затраты бюджета, которые осуществляются соответственно утвержденных методик и правил.
6. Принцип эффективности состоит в том, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип субсидиарности – это распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами, которые основывается на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.
8. Принцип целевого использования бюджетных средств состоит в использовании их только на цели, определенные бюджетными назначениями.
9. Принцип справедливости обеспечивает базирование бюджетной системы Украины на основах справедливого распределения общественного богатства в стране.
10. Принцип публичности и прозрачности означает, что государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение относительно отчета о их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами.
11. Принцип ответственности участников бюджетного процесса требует ответственности их за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.
Бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов. Местными бюджетами признаются бюджет АР Крым, бюджеты области, районов и бюджеты местного самоуправления. К бюджетам местного самоуправления относятся бюджеты территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений.
Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины (рис. 4). Он используется для анализа и прогнозирования экономического и социального развития Украины.
Рис. 4. Структура бюджетной системы Украины
Сводный бюджет АР Крым объединяет показатели бюджета АР Крым и сводит бюджеты районов и городов республиканского значения.
Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета и сводных бюджетов районов и городов областного значения этой области.
Сводный бюджет района объединяет показатели районного бюджета, бюджеты городов районного значения, поселковые и сельские бюджеты этого района.
Сводный бюджет города, который имеет районное деление, включает городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состава.
В бюджетную систему входят два самостоятельных звена – два бюджета городов республиканского значения – Киева и Севастополя.
Бюджетная система Украины объединяет свыше 11200 бюджетов.
Таблица 1
Показатели выполнения сводного бюджета Украины
Показатели | 2011 (янв.-сент.) | |||||||
млн. грн | в % | млн. грн | в % | млн. грн | в % | млн. грн | в % | |
Доходы | ||||||||
Налоговые поступления, в т.ч. | 73,3 | 76,3 | 72,1 | 74,5 | ||||
налог на доходы физических лиц | 34782,1 | 15,8 | 45895,8 | 15,4 | 44485,3 | 15,4 | 36216,3 | 16,8 |
налог на прибыль предприятий | 34407,2 | 15,6 | 47856,8 | 16,1 | 11,5 | 27469,3 | 12,8 | |
НДС | 59382,8 | 92082,6 | 30,9 | 84596,7 | 29,3 | 55743,2 | 25,9 | |
акцизный сбор с произведенных в Украине товаров | 9072,2 | 4,12 | 10230,1 | 3,43 | 17934,5 | 6,21 | 17017,1 | 7,9 |
акцизный сбор с ввезенных на территорию Украины товаров | 1495,5 | 0,68 | 0,86 | 1,28 | 3439,7 | 1,6 | ||
ввозная пошлина | 9588,9 | 4,36 | 11932,8 | 4,01 | 6328,8 | 2,19 | 5828,8 | 2,71 |
Неналоговые поступления | 48555,8 | 22,1 | 60495,2 | 20,3 | 74048,4 | 25,7 | 50509,2 | 23,5 |
Доходы от операций с капиталом | 6373,4 | 2,9 | 6702,4 | 2,25 | 3653,1 | 1,27 | 2360,2 | 1,1 |
От правительств зарубежных стран и международных организаций | 104,5 | 0,05 | 135,2 | 0,05 | 645,3 | 0,22 | 118,7 | 0,06 |
Целевые фонды | 3641,2 | 1,66 | 1,12 | 2159,5 | 0,75 | 2005,8 | 0,93 |
Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в доходах сводного бюджета занимает НДС – 25-30%. А три главных налога – НДС, НДФЛ и налог на прибыль – дают бюджету практически до 60% доходов. А если к этой троице добавить акциз и ввозную пошлину, то получим уже 70%. Итого на все прочие налоги остается 5-6% доходной части бюджета.
Лекция № 12
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов, контроля за их выполнением, утверждение отчетов о выполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины. Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, которые наделены правами и обязанностями участников бюджетных правоотношений.
Бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Государственный бюджет Украины утверждается Верховной Радой Украины. Бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов, районов, поселковые и сельские бюджеты утверждаются Верховным Советом АР Крым и соответствующими местными советами народных депутатов.
Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:
1. Первая стадия – планирование, составление проекта бюджета представляет собой деятельность относительно разработки плана документов (проекта бюджета), или принятием соответствующих правовых актов (Постановление, Решение сессии местного совета).
2. Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрение в Верховную Раду или местного совета и завершается принятием Закона о Государственном бюджете или Решении сессии местного совета на планируемый год.
3. Третья стадия – выполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесение изменений в Закон о Государственном бюджете Украины, решения о местных бюджетах.
Под выполнением бюджетов следует понимать обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного, полного и беспрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий.
4. Четвертая стадия – подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятии решений по нему.
Кассовое выполнение Государственного бюджета, контроль за целевым направлением бюджетных средств осуществляют органы Государственного казначейства Украины. Этот исполнительный орган решает комплекс задач, связанных с организацией и выполнением Государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления, проведением операций с имеющимися бюджетными средствами и их эффективным управлением, учетом доходов и расходов бюджетов, организацией и анализом финансовой отчетности о состоянии их выполнения.
Казначейская форма выполнения бюджета базируется на принципе работы единого казначейского счета – системы бюджетных счетов Главного Управления Государственного казначейства и его территориальных органов.
В объединении с централизованной информационно-вычислительной системой, которая помогает получить полную информацию о ежедневном состоянии государственных финансов, обеспечивается возможность оперативного маневрирования государственными денежными ресурсами. При этих условиях банковской системе остается осуществление функций аккумуляции средств Государственного бюджета, их сбережения и перерасчет по доверенности органов Государственного казначейства, а также прием, сбережение и выдача денежной наличности. Министерствам и ведомствам остается право распределения ассигнований по направлениям расходования средств, которые утверждены Государственным бюджетом Украины.
Как свидетельствует мировой опыт, такое распределение функций, которое касается кассового выполнения Государственного бюджета между финансовой и банковской системами, является наиболее эффективным, поскольку дает возможность сосредоточить все рычаги управления бюджетных средств в руках Государственного казначейства Украины.
Государственное казначейство в своей деятельности взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти, Национальным и коммерческими банками Украины, другими участниками бюджетного процесса, а также финансовыми институтами.
Правила составления и выполнения бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, утверждаются в порядке, установленном законодательством Украины.
Бюджетное планирование и его задача. Бюджетное право.
Бюджетное планирование – это комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий по определению доходов и расходов бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса. Оно является составной частью финансового планирования и основывается на одинаковых принципах.
Для планирования показателей бюджета используют ряд общеэкономических показателей на планируемый год, таких как национальный доход, прибыль, фонд заработной платы и т.п. Кроме того, применяются сетевые показатели – численность населения, студентов, пенсионеров, количество школ, больниц, библиотек и т.п.
Используя эти показатели, а также соответствующие бюджетные нормы, финансовые органы разрабатывают проект бюджета и представляют на рассмотрение вышестоящим органам государственной власти и управления.
Методы планирования показателей бюджета – прямые финансовые расчеты и балансовый.
Бюджетное планирование выступает в двух формах – директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование выступает как центральное звено государственного управления народным хозяйством.
Показатели индикативного планирования имеют другой статус и носят рекомендательно-ориентированный характер.
Перед бюджетным планированием возникают следующие задачи:
в полной мере обнаружить резервы в областях экономики и направить их на выполнение плана экономического и социального развития;
определить объем доходов по отдельным источникам и общий объем доходов бюджета с учетом резервов их увеличения;
определить расходы бюджета по всем подразделам бюджетной классификации и общий объем расходов с учетом экономического, эффективного и рационального использования бюджетных средств;
рационально распределить расходы бюджетов с обоснованием особенностей межбюджетных отношений;
образовать государственные материальные и бюджетные резервы.
Бюджетное планирование играет значительную роль в бюджетном процессе, поскольку от правильного определения плановых показателей бюджета зависит качество его выполнения.
Учитывая то, что бюджет является центральным звеном финансовой системы, важную роль в деятельности государства занимают отношения, которые регулируются финансово-правовыми нормами. Эти нормы создают основной раздел финансового права – бюджетное право.
Бюджетное право Украины – это совокупность финансово-правовых норм регулирующих финансовые отношения, которые возникают в связи с бюджетной деятельностью.
Предметом бюджетного права являются отношения по поводу формирования и использования государственного и местных бюджетов Украины. Бюджетно-правовые нормы регулируют отношения при определении бюджетной системы, распределении доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, в процессе составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их выполнения и отчетности о выполнении бюджетов.
Бюджетные отношения в Украине базируются на системе нормативно-правовых актов, которые составляют бюджетное законодательство, а именно:
Конституция Украины;
Бюджетный кодекс Украины;
Законы Украины и Постановления Верховной Рады Украины;
Указы Президента Украины;
Постановления и распоряжения Кабинета Министров и министерств, ведомств, решения местных органов власти.
Контроль за соблюдением бюджетного законодательства осуществляют Верховная Рада Украины, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Верховный совет АР Крым, местные государственные администрации.