Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетная система Украины – это совокупность отдельных ее звеньев, юридически связанных между собой, которая базируется на общепринятых принципах и отвечают международным стандартам.

Бюджетная система Украины основывается на принципах:

1. Принцип единства бюджета означает существование единого счета доходов и расходов: каждого звена, бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой.

2. Принцип сбалансированности означает, что полномочия на осуществление затрат бюджета должны, отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период.

3. Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым, местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правил определения направлений их использования соответственно законодательству Украины.

4. Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

5. Принцип обоснованности означает, что бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства, и расчетах поступлений в бюджет и затраты бюджета, которые осуществляются соответственно утвержденных методик и правил.

6. Принцип эффективности состоит в том, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип субсидиарности – это распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами, которые основывается на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

8. Принцип целевого использования бюджетных средств состоит в использовании их только на цели, определенные бюджетными назначениями.

9. Принцип справедливости обеспечивает базирование бюджетной системы Украины на основах справедливого распределения общественного богатства в стране.

10. Принцип публичности и прозрачности означает, что государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение относительно отчета о их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами.

11. Принцип ответственности участников бюджетного процесса требует ответственности их за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

Бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов. Местными бюджетами признаются бюджет АР Крым, бюджеты области, районов и бюджеты местного самоуправления. К бюджетам местного самоуправления относятся бюджеты территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений.

Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины (рис. 4). Он используется для анализа и прогнозирования экономического и социального развития Украины.

Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru Бюджетная система и принципы ее построения - student2.ru

Рис. 4. Структура бюджетной системы Украины

Сводный бюджет АР Крым объединяет показатели бюджета АР Крым и сводит бюджеты районов и городов республиканского значения.

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета и сводных бюджетов районов и городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района объединяет показатели районного бюджета, бюджеты городов районного значения, поселковые и сельские бюджеты этого района.

Сводный бюджет города, который имеет районное деление, включает городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состава.

В бюджетную систему входят два самостоятельных звена – два бюджета городов республиканского значения – Киева и Севастополя.

Бюджетная система Украины объединяет свыше 11200 бюджетов.

Таблица 1

Показатели выполнения сводного бюджета Украины

Показатели 2011 (янв.-сент.)
млн. грн в % млн. грн в % млн. грн в % млн. грн в %
Доходы
Налоговые поступления, в т.ч. 73,3 76,3 72,1 74,5
налог на доходы физических лиц 34782,1 15,8 45895,8 15,4 44485,3 15,4 36216,3 16,8
налог на прибыль предприятий 34407,2 15,6 47856,8 16,1 11,5 27469,3 12,8
НДС 59382,8 92082,6 30,9 84596,7 29,3 55743,2 25,9
акцизный сбор с произведенных в Украине товаров 9072,2 4,12 10230,1 3,43 17934,5 6,21 17017,1 7,9
акцизный сбор с ввезенных на территорию Украины товаров 1495,5 0,68 0,86 1,28 3439,7 1,6
ввозная пошлина 9588,9 4,36 11932,8 4,01 6328,8 2,19 5828,8 2,71
Неналоговые поступления 48555,8 22,1 60495,2 20,3 74048,4 25,7 50509,2 23,5
Доходы от операций с капиталом 6373,4 2,9 6702,4 2,25 3653,1 1,27 2360,2 1,1
От правительств зарубежных стран и международных организаций 104,5 0,05 135,2 0,05 645,3 0,22 118,7 0,06
Целевые фонды 3641,2 1,66 1,12 2159,5 0,75 2005,8 0,93

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в доходах сводного бюджета занимает НДС – 25-30%. А три главных налога – НДС, НДФЛ и налог на прибыль – дают бюджету практически до 60% доходов. А если к этой троице добавить акциз и ввозную пошлину, то получим уже 70%. Итого на все прочие налоги остается 5-6% доходной части бюджета.

Лекция № 12

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов, контроля за их выполнением, утверждение отчетов о выполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины. Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, которые наделены правами и обязанностями участников бюджетных правоотношений.

Бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Государственный бюджет Украины утверждается Верховной Радой Украины. Бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов, районов, поселковые и сельские бюджеты утверждаются Верховным Советом АР Крым и соответствующими местными советами народных депутатов.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:

1. Первая стадия – планирование, составление проекта бюджета представляет собой деятельность относительно разработки плана документов (проекта бюджета), или принятием соответствующих правовых актов (Постановление, Решение сессии местного совета).

2. Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрение в Верховную Раду или местного совета и завершается принятием Закона о Государственном бюджете или Решении сессии местного совета на планируемый год.

3. Третья стадия – выполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесение изменений в Закон о Государственном бюджете Украины, решения о местных бюджетах.

Под выполнением бюджетов следует понимать обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного, полного и беспрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий.

4. Четвертая стадия – подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятии решений по нему.

Кассовое выполнение Государственного бюджета, контроль за целевым направлением бюджетных средств осуществляют органы Государственного казначейства Украины. Этот исполнительный орган решает комплекс задач, связанных с организацией и выполнением Государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления, проведением операций с имеющимися бюджетными средствами и их эффективным управлением, учетом доходов и расходов бюджетов, организацией и анализом финансовой отчетности о состоянии их выполнения.

Казначейская форма выполнения бюджета базируется на принципе работы единого казначейского счета – системы бюджетных счетов Главного Управления Государственного казначейства и его территориальных органов.

В объединении с централизованной информационно-вычислительной системой, которая помогает получить полную информацию о ежедневном состоянии государственных финансов, обеспечивается возможность оперативного маневрирования государственными денежными ресурсами. При этих условиях банковской системе остается осуществление функций аккумуляции средств Государственного бюджета, их сбережения и перерасчет по доверенности органов Государственного казначейства, а также прием, сбережение и выдача денежной наличности. Министерствам и ведомствам остается право распределения ассигнований по направлениям расходования средств, которые утверждены Государственным бюджетом Украины.

Как свидетельствует мировой опыт, такое распределение функций, которое касается кассового выполнения Государственного бюджета между финансовой и банковской системами, является наиболее эффективным, поскольку дает возможность сосредоточить все рычаги управления бюджетных средств в руках Государственного казначейства Украины.

Государственное казначейство в своей деятельности взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти, Национальным и коммерческими банками Украины, другими участниками бюджетного процесса, а также финансовыми институтами.

Правила составления и выполнения бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, утверждаются в порядке, установленном законодательством Украины.

Бюджетное планирование и его задача. Бюджетное право.

Бюджетное планирование – это комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий по определению доходов и расходов бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса. Оно является составной частью финансового планирования и основывается на одинаковых принципах.

Для планирования показателей бюджета используют ряд общеэкономических показателей на планируемый год, таких как национальный доход, прибыль, фонд заработной платы и т.п. Кроме того, применяются сетевые показатели – численность населения, студентов, пенсионеров, количество школ, больниц, библиотек и т.п.

Используя эти показатели, а также соответствующие бюджетные нормы, финансовые органы разрабатывают проект бюджета и представляют на рассмотрение вышестоящим органам государственной власти и управления.

Методы планирования показателей бюджета – прямые финансовые расчеты и балансовый.

Бюджетное планирование выступает в двух формах – директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование выступает как центральное звено государственного управления народным хозяйством.

Показатели индикативного планирования имеют другой статус и носят рекомендательно-ориентированный характер.

Перед бюджетным планированием возникают следующие задачи:

в полной мере обнаружить резервы в областях экономики и направить их на выполнение плана экономического и социального развития;

определить объем доходов по отдельным источникам и общий объем доходов бюджета с учетом резервов их увеличения;

определить расходы бюджета по всем подразделам бюджетной классификации и общий объем расходов с учетом экономического, эффективного и рационального использования бюджетных средств;

рационально распределить расходы бюджетов с обоснованием особенностей межбюджетных отношений;

образовать государственные материальные и бюджетные резервы.

Бюджетное планирование играет значительную роль в бюджетном процессе, поскольку от правильного определения плановых показателей бюджета зависит качество его выполнения.

Учитывая то, что бюджет является центральным звеном финансовой системы, важную роль в деятельности государства занимают отношения, которые регулируются финансово-правовыми нормами. Эти нормы создают основной раздел финансового права – бюджетное право.

Бюджетное право Украины – это совокупность финансово-правовых норм регулирующих финансовые отношения, которые возникают в связи с бюджетной деятельностью.

Предметом бюджетного права являются отношения по поводу формирования и использования государственного и местных бюджетов Украины. Бюджетно-правовые нормы регулируют отношения при определении бюджетной системы, распределении доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, в процессе составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их выполнения и отчетности о выполнении бюджетов.

Бюджетные отношения в Украине базируются на системе нормативно-правовых актов, которые составляют бюджетное законодательство, а именно:

Конституция Украины;

Бюджетный кодекс Украины;

Законы Украины и Постановления Верховной Рады Украины;

Указы Президента Украины;

Постановления и распоряжения Кабинета Министров и министерств, ведомств, решения местных органов власти.

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства осуществляют Верховная Рада Украины, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Верховный совет АР Крым, местные государственные администрации.

Наши рекомендации