Информационное обеспечение процесса П. 2 страница
7. Система планов предприятий, их взаимоувязка.
Система планов представляет собой совокупность различных видов планов, увязанных между собой по временному горизонту планирования, ресурсам, техническим и финансовым потокам и направлениям на достижение целей функционирования предприятия.
Планы как документ можно классифицировать по различным признакам, что позволяет более адекватно и обоснованно принимать управленческие решения и выделять приоритеты и ресурсное обеспечение.
Основные признаки классификации и виды планов можно представить таким образом:
1) по охвату деятельности объектов планирования:
- общегосударственные планы, включающие федеральный бюджет, федеральные целевые программы и федеральные инвестиционные проекты;
- региональные планы, включающие региональные бюджеты, региональные целевые программы и региональные инвестиционные проекты;
- планы предприятий и их объединений, исходя из специфики их деятельности, целей и ресурсных возможностей их развития;
- планы структурных единиц предприятий с учетом специфики, функций и задач, решаемых каждым подразделением в достижении целей предприятий.
- планы отдельных сотрудников по повышению профильных знаний, карьерному росту и т.д.
2) по временному горизонту планирования:
- стратегические планы, формирующие идеологию развития предприятия на срок более 5 лет;
- долгосрочные, обосновывающие вероятностные параметры развития на 3-5 лет, где определяют наиболее благоприятные условия, методы и формы развития;
- среднесрочные планы, характеризующие перспективы развития по укрупненным количественным показателям предприятия на 1-3 года;
- текущие планы, которые дают характеристику предприятия по широкому кругу количественных и качественных показателей на срок до 1 года, они конкретизируют среднесрочные планы и синхронизируют процесс поступления и эффективного использования всех видов ресурсов по количеству и качеству, обеспечивая управление действия конкретным наполнением по достижению поставленных целей;
- оперативные планы, которые разукрупняют текущие планы по видам деятельности, структурным подразделениям от 10 дней до 1 года, в этих планах разрабатываются графики выполнения работ, системы мотивации и стимулирования труда, описание управленческих действий подразделений по достижению плановых показателей.
3) по степени конкретизации параметров развития:
- вероятностные, когда показатели определяются в интервале от ... до ... с учетом внешней среды и внутреннего потенциала, например, спрос на те или иные услуги;
- детерминированные, т.е. имеющие четкие количественные параметры.
4) по признаку временной ориентации:
- реактивный базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат.
- инактивный ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
- преактивный заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.
5) по уровню директивности планов:
- директивные, утверждаемые высшим органом управления объекта планирования и обязательные для выполнения;
- индикативные (рекомендательные), включающие ряд показателей - индикаторов, которые служат пороговыми значениями и формируют тоннель наиболее безопасного и устойчивого развития;
- партисипативные (избирательные), предусматривающие директивные плановые задания только для наиболее важных или проблемных в данный момент сторон деятельности предприятия.
6) по целевым приоритетам:
- целевые комплексные программы, решающие наиболее важную стратегическую задачу и имеющую приоритетность в обеспечении ресурсов;
- планы хозяйственно-финансовой деятельности, охватывающие все стороны деятельности объекта планирования и в комплексе обеспеченные равномерно ресурсами.
7) по видам деятельности:
- план производства продукции и услуг (требуемые материалы, оборудование и производственные мощности, источники их поставки, субподрядчики, технология производства, виды производимой продукции и т.д);
- план по труду и з/п, социальному и профессиональному развитию коллектива (основой составления плана по труду является учет всех ресурсов и факторов роста производительности труда, определение оптимальной численности и структуры персонала, обоснованный расчет фонда заработной платы);
- план маркетинга (документ, в котором устанавливаются рыночные цели предприятия и предлагаются методы их достижения, определяется группа целевых потребителей, определяются сильные и слабые стороны предприятия, привлекательные направления развития);
- финансовый план (Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия. Основная задача этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль) и т.д.
8. Разделы и показатели плана по труду и заработной плате, их характеристика.
План по труду и з\пл – процесс выработки наиболее оптимального использования трудовых ресурсов с учетом их квалификации и рационального воспроизводства. Сам план структурирован по разделам, разрабатывается не менее, чем на 1 год и предполагает решение сл задач:
1. выявление потребности в работниках, в т.ч. по профессиям, квалификации и специальности. Кадры решают все, напр, может ли человек работать с клиентами.
2. определение расходов на з\пл, включая отчисления на социальные нужды, достаточные для стимулирования труда работников.
3. выбор эффективной системы мотивации, формирующей условия выполнения показателей плана.
4. оптимальное соотношение результатов труда и расходов на з\пл.
Решаемые задачи определили комплекс плановых показателей:
1) количество работников и их квалификационный состав
2) производительность труда работников
3) повременная з\пл
4) сдельная оплата труда
5) средства на выплаты социального характера.
Они сгруппированы в эти 5 разделов:
I. Численность и профессиональный состав работников
II. План по мотивации и стимулированию труда
III. Расходы на оплату труда
IV. План по росту персонала
V. План по социально-культурным мероприятиям
При обосновании планов учитываются сл регламентированное использование трудовых ресурсов:
· ТК РФ, нормы которого обеспечивают минимальные гарантии в сфере трудовых отношений независимо от видов деятельности и формы собственности предприятий (норма времени, отпуск, условия увольнения).
· Единый тарифно-квалификационый справочник единая тарифная сетка (основные типовые должностные инструкции).
· Внутренние документы: норма выработки, уборки помещения, по безопасности.
Основные методы планирования показателей по труду:
1. нормативный метод
2. м-д технико-экономических расчетов по заданному алгоритму – з\пл и кадры
3. экспертных оценок – обоснование производительности труда
4. математического моделирования – зависимость численности работников, производительность от каких-л факторов
I. Численность и профессиональный состав работников.
Расчет производится в сл последовательности: в начале определяется числ-ть производственного и обслуживающего персонала, вспомогательного, административно-управленческого (инженерный либо аутсорсинг). Т. о. производственного персонал обосновывается по сл схеме:
· Обосновывается рост производительности труда с учетом трудоспособности, сложности производственных процессов, изменения фондовооруженности труда и организации т-да (хронометраж производительности труда, чтобы качество не падало)
· Определяется норма выработки на 1 работника с учетом количества использования рабочего времени
· Осуществляется расчет необходимого количества работников производства по формуле:
- производительность труда
· После определения общей численности работников производства необходимо их распределить по должностям и квалификационному составу.
Численность обслуживающего персонала определяется по внутренним нормам обслуживания с учетом организации труда, форм и методов обслуживания, сменности работы, а также уровню механизации и автоматизации процессов обслуживания и особенностей предприятия.
Вспомогательный персонал, его численность определяется исходя из V работ, выполненного ими, организации труда, графика выхода на работу, а также проводимого хронометража рабочего t (уборщицы, охрана).
Численность адм-управленческого персонала (АУП) формируется исходя из V и вида деятельности, нормы управляемости – 5-20 чел.,структуры управления и возможных функций и задач системы управления и др факторов. Исходя из этого определяется рациональная организационная структура предприятия с выделением структурных подразделений с V и видами работ.
Очень важно обосновать квалификационный состав специалистов и служащих и требования к их профессиональной подготовке (профессионограмма, подбор кадров). Практика показывает, что численность АУП должна составлять не более 20-25% от общей численности работников.
Планирование числ-ти и состав работников завершается осуществлением сл действий:
• Сравнение запланированных показателей со сложившейся структурой управления и определением потребностей в дополнительных работниках (сокращение по их квалификационным и профессиональным требованиям)
• Разработка штатного расписания в разрезе структурных подразделений и в целом по предприятию
• Разработка мероприятий по управлению персоналом с учетом достижения запланированного роста производительности труда
• Уточнение должностных инструкций для работников, в т.ч. по новым штатным единицам
• Взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами предприятие
• Оценка кандидатов на вакантную должность.
II. План по мотивации и стимулированию труда
Система мотивации и стимулирования труда зависит от формы организации труда, функциональных обязанностей работников, степени независимости конечных показателей деятельности предприятия от усилий работников. Планирование по мотивации включает сл мероприятия:
1. определение трудовой мотивации для различных категорий работников
2. разработка систем оплаты и стимулирования труда
3. обоснование форм и методов материального и морального поощрения работников
4. разработка форм участия в прибыли
Виды мотивации:
• материальная – з\пл
• моральная
• социальная – соцпакет
Их целесообразно реализовывать в 2-х формах:
a. оценка по результатам, соответствующим мат или моральным условиям поощрения
b. оценка по статусу основана на интегральном подходе, учитывающем квалификацию, качество труда и др параметры.
Для выбора эффективной системы мотивации целесообразно провести опрос персонала на вопрос трудовой ценности тех или иных мотивов, для 85% на первом месте – хорошая з\пл. Обеспечение комплекса мер по мотивации. Для работников сферы услуг важна экономическая мотивация, что предполагает использование трудовой поощрительной системы или прямой сдельной оплаты труда с системой поощрения.
III. Планирование расходов на оплату труда
В этом плане определяется:
a) фонд оплаты труда по структурным подразделениям и в целом по предприятию
b) средняя з\пл одного работника, ее изменение в сопоставлении с динамикой производительности труда
c) отчисления на з\пл, включая ед соц налог, подоходный налог
При обосновании фонда оплаты труда (ФОТ) необходимо осуществить расчеты по сл элементам:
1. сумма выплат по тарифным ставкам исходя из штатного расписания, а также размера выплат стимулирующего характера, минимальный размер стимулирующего характера должен составлять не мене 20%
2. з\пл по сдельным расценкам с учетом планового объема работ в ставке за единицу выработки и премиальной ставки, например,
план производства – 3 млн
ставка по оплате (бригадная форма оплаты труда) – 20%, 600 тыс. руб. ФОТ
доплата за качество выпущенной продукции – 10%
итого: 660 тыс. руб.
3. доплаты за работу в ночное время или в праздничные дни
4. сумма оплаты за отпуск или за его компенсацию
5. сумма оплаты за питание сотрудников
6. з\пл за время учебных отпусков
Подоходный налог платится с ФОТ, составляет 13%; расчет единого социального налога включается в расходы на оплату труда – 26,2%. Премии административно-управленческому аппарату многие предприятия выплачивают из чистой прибыли, т.к. это выгоднее.
IV. План по росту персонала
· Обучение персонала, включая повышение квалификации и переподготовку (из чистой прибыли).
· Затраты на повышение квалификации (из расходов организации, не более 0,5% ФОТ).
· Работа с кадровым составом.
V. План по социально-культурным мероприятиям:
· Организация питания персонала
· Охрана здоровья и медицинское обслуживание (в основном из чистой прибыли)
· Организация отдыха персонала
· Корпоративные мероприятия
9. Методы планирования на предприятии, их характеристика, назначением алгоритм расчета.
Планирование - процесс моделирования вариантов развития предприятия на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.
Экономическое планирование на предприятии — это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.
Методы планирования – это способы проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования плановых показателей.
Основные методы планирования:
17) Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства объемов использования ресурсов с источниками их получения. Основным результатом использования этого метода является сбалансированность возможностей и потребностей в ресурсах по t и объему.
18) Нормативный метод предполагает использование плановых расчетов абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы м. б. заданы извне (отчисления в бюджет, внебюджетные фонды и др.) или разработаны и утверждены на предприятии.
Нормативы различают по степени их обязательности на директивные (отчисления в бюджет) и рекомендательные (формирование оптимальных путей развития предприятия).
19) Метод экстраполяции основан на определении будущего состояния предприятия с учетом сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций на будущее, что предполагает использование этого метода при стабильном и предсказуемом развитии показателей в перспективе (это трендовые модели; по среднему темпу роста).
20) Метод технико-экономических расчетовпредполагает проводить обоснования плановых расчетов и показателей на основе утвержденного или принятого алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определенную стабильность во времени и формирует базовые условия деятельности предприятия, он может использоваться вместе с нормативным методом (например, можно рассчитать арендную плату).
21) Программно-целевой методиспользуется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. С помощью этого метода решаются наиболее важные проблемы развития объекта планирования, если они не могут быть решены традиционными методами планирования и управления.
22) Метод экспертной оценкибазируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределенности внешней среды и использования косвенных данных о развитии объекта П, например, определение спроса.
23) Метод экономико-математического моделированияэкономических процессов, с помощью которых возможно получить информацию о будущем состоянии объекта П и путях достижения этого состояния. Экономико-математические модели: описательные, т.е. не содержащие управляемых переменных; оптимизационные (поиск наиболее оптимального пути развития на основе заданного критерия).
24) Индикативный методпредполагает определение индикаторов, формирующих качественные характеристики развития предприятия и его положения во внешней среде, они носят характер границ устойчивого, экономически безопасного и надежного развития предприятия (например, точка безубыточности).
В процессе планирования ни один из методов не применяется в чистом виде.
10. Расчет и обоснование плановых заданий по оптимизации издержек по статьям.
С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия питания (кроме стоимости сырья и товаров).
Издержки производства и обращения предприятия питания учитываются, анализируются и планируются в абсолютном выражении — в денежных единицах, в относительных величинах — в процентах к товарообороту. Относительная величина издержек в процентах к товарообороту называется уровнем издержек. Этот показатель рассчитывается следующим образом:
План издержек производства и обращения предприятия питания разрабатывается самостоятельно и представляет собой важнейший раздел бизнес-плана, является основой для составления финансового плана.
Планирование издержек предприятия питания можно проводить двумя путями: методом прямой и обратной калькуляции; от общего к частному; от частного к общему. Прямая калькуляция — подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования.
При обратном методе предприятия питания в первую очередь определяют максимально допустимый средний уровень издержек производства и обращения для обеспечения получения прибыли и выполнения целей предприятия. При расчете максимально допустимого среднего уровня издержек могут быть использованы различные методы. Затем производится планирование издержек по каждой статье. После определения суммы издержек по статьям может возникнуть необходимость их корректировки в пределах максимально допустимого уровня издержек по предприятию. В первую очередь следует уточнить расходы по тем статьям издержек, которые подконтрольны самому предприятию.
При планировании издержек производства и обращения предприятием питания могут использоваться различные методы: экономико-статистические; экономико-математические; технико-экономических расчетов; расчетно-аналитический и др. Наиболее точным является метод технико-экономических расчетов. Его суть состоит в том, что планирование издержек производится прямым расчетом по статьям расходов. При этом используются различные нормативы затрат, нормы, ставки, тарифы.
Затем суммы издержек по статьям суммируются и определяется общая величина издержек по предприятию. Рассмотрим этот метод планирования более подробно (по статьям).
Статья 1. Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки включают в себя стоимость перевозок сырья и товаров всеми видами транспорта. Кроме того, сюда относятся стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.
Расходы по централизованной доставке сырья и товаров планируются исходя из товарооборота по покупным ценам и тарифам, который определяется в процентах к стоимости завозимого сырья и товаров. Если величина поставки указана в натуральных показателях (тоннах), стоимость подлежащих поставке сырья и товаров определяется исходя из средней цены за 1 т и тарифа.
Статья 2. Расходы на оплату труда планируются исходя из прогнозируемой средней зарплаты и прогнозируемой численности.
Другим методом определения расходов на оплату труда может быть способ на основе штатного расписания. При этом к фонду заработной платы, исчисленному согласно штатному расписанию, прибавляется переменная часть фонда заработной платы, которая определяется в процентах к постоянной части заработной платы или к другому стоимостному показателю (прибыль, товарооборот и др.).
Статья 3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещения или инвентаря включают в себя расходы на аренду и содержание.
Расходы на аренду планируются исходя из арендуемой площади и ставок арендной платы. Сумма арендной платы определяется умножением размера арендуемой площади на ставку арендной платы за 1 м2.
Расходы на содержание планируют по следующим элементам: отопление; освещение; водоснабжение; уборка примыкающих территорий; проверка и клеймение весоизмерительных приборов; охрана, не состоящая в штате предприятия; сигнализация; расходы по вывозу мусора; возмещение арендатору, согласно договору, части эксплуатационных и коммунальных расходов (например, на содержание в чистоте дворов жилых домов).
Статья 4. Амортизация основных средств рассчитывается исходя из норм амортизации и стоимости основных фондов.
Самый простой способ амортизации — сделать равномерные отчисления на протяжении всего периода использования основных средств.
Статья 5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств планируют с учетом объема ремонтных работ.
Статья 6. Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов планируется с учетом действующего порядка списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря. При приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, срок службы которых не выходит за пределы прогнозируемого периода, на данную статью относится их полная стоимость. Если же продолжительность функционирования таких предметов выходит за пределы прогнозируемого периода, на данную статью относится 50 % их стоимости.
Статья 7. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд планируются исходя из количества оборудования для приготовления пищи, его мощности и действующих тарифов на газ, электроэнергию.
Статья 8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров включают в себя: расходы на содержание холодильного оборудования и его техническое обслуживание; плату за временное хранение сырья и товаров на складах сторонних организаций; расходы на содержание льдохранилищ; стоимость льда; расходы на дезинфекцию и дератизацию; расходы на создание условий для хранения сырья и товаров (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и др.); стоимость материалов, используемых при фасовке, упаковке товаров (пакеты, оберточная бумага, шпагат и др.).
Статья 9. Расходы на торговую рекламу планируются исходя из плана рекламных мероприятий.
При планировании расходов на рекламу учитывают стоимость различных рекламных мероприятий, а также стоимость изготовления рекламных стендов, указателей; рекламу в средствах массовой информации.
Статья 10. Проценты за пользование кредитом и займами предусматриваются в том случае, если предприятие планирует воспользоваться краткосрочными кредитами банка. При расчете заемных средств исходят из величины кредитуемого товарооборота по себестоимости и общей потребности в оборотных средствах. Величина заемных средств определяется как разница между общей потребностью и наличием собственных оборотных средств. Расходы по данной статье рассчитываются умножением потребности в заемных средствах на ставку банковского процента за кредит.
Статья 11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации планируются по среднему уровню, сложившемуся за предшествующий период. Сюда относят потери от боя при транспортировке, хранении и реализации некоторых товаров; суммы потерь от недостач, хищений товаров в случае неустановления виновных, если это не стало результатом ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей.
Статья 12. Расходы на тару учитываются за вычетом доходов по операциям с тарой. Их величина определяется исходя из сложившегося уровня расходов по этой статье.
Статья 13. Отчисления на социальные нужды включают в себя отчисления в фонд социальной защиты и фонд содействия занятости и планируются по нормативам соответственно 35 и 1 % от прогнозируемой величины фонда заработной платы.
Статья 14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки, планируются отдельно по каждому налогу и отчислению по установленным нормативам.
Статья 15. На статью издержек "прочие расходы " относят все затраты, не учтенные выше, которые необходимо произвести предприятию в прогнозируемом периоде. Эти расходы также планируются исходя из тарифов, нормативов. Постоянные затраты планируются по сумме, а переменные — по уровню (в % к товарообороту).
На указанную статью относят: плата медицинским учреждениям за медосмотр; расходы на ведение кассового хозяйства, инкассацию выручки; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей; стоимость подписки газет, журналов; оплату консультаций, аудиторских услуг, вычислительных услуг; оплату услуг связи.
11. Процесс планирования объема деятельности, его этапы и организация.
Механизм планирования деятельности коммерческой организации включает:
1) принципы планирования, определение приоритетных целей,
2) обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, анализ проблем,
3) выбор оптимального варианта развития, контроль за реализацией планов.
Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов: всеобщих (закон возвышения потребностей, закон экономии времени); законов товарного производства (закон стоимости); законов рыночной экономики.
Планирование — это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации (фирмы), способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения необходимых для этого работ, контроль за их выполнением.
Таким образом, общим для большинства авторов является понимание планирования как: непрерывного процесса; процесса, ориентированного на перспективу; процесса выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; деятельности, ориентированной на развитие; процесса, направленного на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей; процесса выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем.
Методология планирования включает определение сущности понятия планирования, принципов, форм, типов, способов, методики определения показателей, их обоснования, приоритеты и последовательность расчетов, обоснованность принятия решений. Основными стадиями целевого планирования являются: поиск целей; придание цели количественной определенности; анализ и упорядочение цели; проверка цели на реализуемость; принятие решения; достижение целей; проверка и уточнение целей.
Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников в их достижении.
Этапы планирования:
1. формулировка проблемы;
2. постановка целей;
3.планирование средств достижения целей, в том числе ресурсов;