Цели и принципы системы бюджетного управления

Чем полезен этот документ

Предлагаемый документ будет полезен финансовым директорам, которые планируют максимально детально регламентировать процесс планирования и составления управленческой отчетности. В положении утверждаются порядок формирования и представления отчетов, структура бюджетов, сроки согласования и корректировки.

Преимущества и недостатки

Наглядные таблицы и схемы, простое и понятное описание процесса бюджетирования, четкая классификация бюджетов – основные преимущества данного положения.

Положение
по бюджетному управлению
и управленческому учету
компании «Ривер Парк»

Характеристики документа

Таблица 1. Характеристики документа

Характеристика Описание
Цель документа Закрепление принципов и подходов к построению системы бюджетного управления в компании, регламентация этапов бюджетного процесса; регламентация принципов, критериев, порядка ведения управленческого учета и предоставления участникам бюджетного процесса оперативной и достоверной информации для планирования, анализа и контроля бюджетных показателей
Бизнес-процесс Управление финансами
Цель процесса Повышение эффективности деятельности и управляемости компанией для достижения финансовых показателей на планируемый период в соответствии со стратегическими целями; минимизация отклонений от установленных бюджетных параметров за счет координации операционной и финансовой деятельности компании; организация учетной системы, соответствующей международным стандартам гостиничного бизнеса (USALI) и позволяющей оперативно получать достоверные данные управленческого учета
Владелец процесса Финансовый директор
Участники процесса Генеральный директор; директор по развитию; финансовый директор; директор по управлению продажами; директор по сервису; директор по персоналу; технический директор
KPI Своевременность представления на утверждение сводного бюджета компании (дни превышения сроков); достоверность управленческого учета (%); своевременность представления управленческой отчетности и результатов финансового анализа хозяйственной деятельности компании (дни превышения сроков)

Термины и сокращения

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Бюджетирование – процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния компании.

Бюджет – это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана компании на определенный период:

  • по использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;
  • по привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;
  • по доходам и расходам;
  • по движению денежных средств;
  • по инвестициям (капитальным и финансовым вложениям).

Сводный бюджет – план деятельности компании на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру.

Операционный бюджет – бюджет, составляемый по центру финансовой ответственности для планирования и оценки результатов его деятельности.

Финансовая структура – это иерархия и взаимосвязь центров финансовой ответственности, распределение полномочий и ответственности между ними по планированию, исполнению, контролю и анализу ключевых показателей деятельности и статей бюджета компании.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение (или группа подразделений) компании, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и (или) доходы от данной деятельности и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и (или) доходов.

Руководитель центра финансовой ответственности (руководитель ЦФО) – должностное лицо, которое несет ответственность за выделенную функцию и показатели деятельности ЦФО, которым он руководит, и имеет в распоряжении необходимые и достаточные для этого ресурсы.

Бюджетный период – временной интервал, на который осуществляется планирование, в течение которого участниками бюджетного процесса осуществляется исполнение утвержденных бюджетов.

Бюджетный процесс – регламентированная деятельность участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетов, анализу и контролю их исполнения.

Управленческий учет – система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности компании, необходимой для осуществления функций управления – планирования, контроля, анализа и регулирования.

USALI (Uniform System of Accounts for the Lodging Industry) – система стандартов управленческой отчетности в гостиничной индустрии.

Бюджетное управление

Цели и принципы системы бюджетного управления

Целью системы бюджетного управления является повышение эффективности деятельности и управляемости компанией для достижения финансовых показателей на планируемый период.

Система бюджетного управления основывается на следующих принципах:

Наши рекомендации