Продуктовые антикризисные преобразования.
Продуктовые преобразования нацелены на переключение предприятия с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Это позволяет фирме не только приобрести выгодный режим работы с точки зрения текущих затрат – результатов, но и повысить свою финансовую привлекательность для инвесторов и кредиторов.
Существует консервативный и радикальный подход к продуктовым преобразованиям.
Консервативный подход наиболее приемлем для финансово-кризисных предприятий, ограниченных как в возможностях финансирования значительных стартовых инвестиций в новый бизнес, так и в сроке окупаемости. Консервативный подход – это выбор для освоения таких продуктов или услуг, которые предусматривают:
- уже созданные технологии, коммерческий задел предприятия;
- имеющиеся у предприятия специальное технологическое оборудование и оснастка;
- ранее начатые инвестиционные проекты.
Этот подход предполагает как минимальные барьеры по входу на рынок нового продукта, так и низкие барьеры по выходу с рынка прежнего продукта. Предприятие, ограниченное в финансовых возможностях должно выбирать такие продуктовые новшества, которые ему максимально удобно осваивать, минимизируя потребность в дополнительных инвестициях.
Радикальный подход предполагает выбор не только нового продукта или услуги, но и наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором будет выгодно работать предприятию. Необходимо решать, кому что-либо предлагать к продаже, на какую группу потребителей ориентироваться.
Радикальный подход к выбору нового продукта можно выразить следующим алгоритмом:
- Необходимо провести морфологический анализ возможных сегментов рынка для предприятия. Цель – выявление необычных сегментов. Важно нахождение таких сочетаний свойств и характеристик, которое с одной стороны необычно, а с другой характерно для постоянных покупателей, располагающих свободными или свободно перераспределяемыми денежными средствами.
- Найденные нетрадиционные по платежеспособности сегменты рынка необходимо проверить на их действительную платежеспособность. Она должна быть растущей, только в этом случае можно говорить о перспективности найденного сегмента.
- Определить специфические потребности потенциальных покупателей.
- Зная потребности, следует стремиться выбрать продукт, удовлетворяющий их в максимальной мере.
- Выяснить, с какими единовременными затратами и потерями, а также при какой ВНД предприятие может освоить выбранный доход.
- Мобилизировать сторонние инвестиции для переключения на новый продукт.
Радикальный подход к выбору нового продукта граничит с наступательной стратегией преобразования предприятия. Консервативный подход ближе к оборонительной стратегии.
Наступательная стратегия предполагает, что предприятие поддерживает свою конкурентоспособность, удерживает свою долю на рынке по средствам постоянного создания и освоения новых продуктов, которые являются новыми не только для него, но и для рынка. Предприятие имеет возможность при успешном выводе на рынок новшества создать новый рынок и «оседлать» его, закрепив на некоторое время свою инновационную монополию, которая может быть использована для получения монопольной сверхприбыли.
Оборонительная стратегия означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыми новшествами, лишь незначительно совершенствует ранее выпускаемый продукт. Предприятие предпочитает следовать за фирмой-пионером, после того как удостоверится, что фирма имеет коммерческий успех. Для защиты своей доли на рынке предприятие старается эмитировать новшества фирмы-пионера, используя повторные разработки нововведения, переманивая на работу носителей ноу-хау конкурента, промышленный шпионаж или откровенное пиратство, т.е. нарушает патентные права на использование технологии.
При радикальном подходе акцент делается не просто на потребности, удовлетворённые не полностью, а на совсем неудовлетворённые потребности. При консервативном подходе проявляется стремление как можно дольше использовать возможности удовлетворения существующей потребности.
Оборонительная стратегия предполагает освоение как можно менее революционных новшеств, усовершенствование существующего продукта и его модификацию.